АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Реформация и её экономические, политические и социокультурные причины

Читайте также:
  1. V3: Военно-политическое противостояние «красных» и «белых»: причины и результаты
  2. VI ПРИЧИНЫ, УСЛОВИЯ И ВТОРЖЕНИЕ
  3. VIII. Социально-политические течения Ренессанса.
  4. Аграрная реформа П.А. Столыпина: причины, ход, итоги, уроки.
  5. Административно-политические реформы 60 – 70-х гг. XIX в.
  6. Ареал и социокультурные предпосылки распространения ислама
  7. Безработица, причины, типы. Уровень безработицы. Социально-экономические последствия безработицы.
  8. Безработица: сущность, причины, виды и последствия. Закон Оукена.
  9. Билет 23. Политическая раздробленность Древней Руси: причины и последствия.
  10. Билет 30.Великие реформы Александра II. Причины свертывания реформаторского процесса.
  11. Билет 33. Реформация и Контрреформация.
  12. Билет 37. Революция 1905-1907 гг.: причины, этапы, основные события, значение.

Реформа́ция — массовое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII века, направленное на реформирование католического христианства в соответствии с Библией. /Её началом принято считать выступление доктора богословия Виттенбергского университета Мартина Лютера: 31 октября 1517 года он прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов», в которых выступал против существующих злоупотреблений католической церкви, в частности против продажи индульгенций. Концом Реформации историки считают подписание Вестфальского мира в 1648 году, по итогам которого религиозный фактор перестал играть существенную роль в европейской политике. /1.Основной причиной Реформации явилась борьба между зарождавшимися капиталистическими отношениями и доминирующим на то время феодальным строем, на охране идеологических границ которого и стояла католическая церковь. /Интересы зарождающегося класса капиталистов по итогам Реформации нашли проявление в основании протестантских церквей, призывающих к скромности, экономии и накоплению капитала, а также формировании национальных государств, в которых интересы церкви уже не играли главную роль. /2.В XIV—XV веках началось формирование нового класса, постепенно захватывавшего в свои руки экономику, а затем устремившегося и к политической гегемонии (главенствующее положение какого-либо класса или государства по отношению к другим классам или государствам), — класса буржуазии. Новому классу, претендующему на господство, нужна была и новая идеология. Собственно, она не была такой уж и новой: буржуазия не собиралась отказываться от христианства, но ей было нужно вовсе не то христианство, которое обслуживало старый мир; новая религия должна была отличаться от католицизма в первую очередь простотой и дешевизной: меркантильной буржуазии деньги были нужны не для того, чтобы бросать их на ветер, строя величавые соборы и проводя пышные церковные службы, а для того, чтобы, вкладывая их в производство, создавать и приумножать свои разрастающиеся предприятия. И в соответствии с этим становилась не только ненужной, но и просто вредной вся дорогостоящая организация церкви с её папой, кардиналами, епископами, монастырями и церковным землевладением. В тех государствах, где сложилась сильная королевская власть, идущая навстречу национальной буржуазии (например, в Англии или Франции), католическая церковь особыми декретами была ограничена в своих претензиях и этим на время спасена от гибели. /3.Помимо экономического и национального гнёта предпосылкой Реформации послужили гуманизм и изменившаяся интеллектуальная среда в Европе. Критический дух эпохи Возрождения позволил по-новому взглянуть на все явления культуры, в том числе и на религию. Упор Возрождения на индивидуальность и личную ответственность помог критически пересмотреть церковную структуру, осуществив своего рода ревизионизм, а мода на древние рукописи и первоисточники обратила внимание людей на несоответствие первохристианства и современной церкви. Люди с пробуждённым рассудком и мирским мировоззрением становились критически настроенными к религиозной жизни их времени в лице католической церкви. /4.Великие географические открытия в огромной степени стимулировали развитие капиталистических отношений, процессы первоначального капиталистического накопления, формирования единого мирового хозяйства.






1)Результатом притока огромного количества золота и серебра из вновь открытых территорий лишь на первых порах было усиление государств, снаряжавших первопроходцев. В скором времени Европу поразила «революция цен», а точнее их рост на большинство промышленных и продовольственных товаров. Это, в свою очередь, привело к разорению социальных слоев с фиксированными доходами, не обладавших ресурсами для маневра. Обеднение дворян, крестьян, ремесленников сопровождалось обогащением промышленников, владельцев мануфактур и купцов. 2)Великие географические открытия стимулировали развитие товарно-денежных отношений. В европейских государствах получает развитие кредит, преобразуется денежная система (возникает торговля ценными бумагами), создаются товарные фондовые биржи, развивается купеческий и ростовщический капитал. /5.Важным источником накопления средств становится расширение масштабов подневольного труда. В Англии в связи с ростом спроса на шерсть продолжалось наступление на крестьянство. Томасу Мору принадлежат слова о том, что «овцы поедают людей». К середине XVIII в. крестьянство как класс исчезло в Англии. Против разорившихся, несчастных людей в 1547 г. был принят «Статут против бродяг и нищих». За кражу вещи, которая стоила столько же, сколько поросенок, полагалась смертная казнь через повешение. Людей, уклонявшихся от работы, пороли и заковывали в кандалы. За самовольный уход с работы во второй раз превращали в пожизненных рабов и клеймили. По некоторым данным, за XVI в. при Генрихе VIII (1509–1547) было казнено 72 тыс. человек, а в правление его дочери Елизаветы I (1558–1603) свыше 89 тыс. человек. За третью попытку казнили как государственных преступников. Разорившиеся крестьяне и ремесленники пополняли растущие ряды английского рабочего класса. /5.Экономически крепнущая буржуазия нуждалась в сильном государстве, которое могло бы обеспечить разнообразные интересы богатых людей. Таким государством становится абсолютная монархия. Монархи через систему налогообложения и ссуды поддерживали развитие мануфактурного производства, особенно связанного с обеспечением нужд армии и двора. Помощь государства требовалась мануфактуристам и в поддержании порядка на производстве, в обеспечении предприятий дешевой рабочей силой.В XVI в. применительно к Европе можно говорить о нескольких крупных силах, имеющих самостоятельные, общие интересы. Это: слабеющий феодальный класс; быстро крепнущая буржуазия; абсолютные монархии; массы рядовых тружеников и католическая церковь. Не будет преувеличением сказать, что в условиях значительных социально-экономических изменений последняя вызывала всеобщее раздражение.

Термины: Лютера́нство — одно из наиболее старых протестантских течений в христианстве. С лютеранством связано само возникновение понятия протестантизм, поскольку именно лютеран стали называть протестантами после их протеста в Шпайере. Возникло в результате реформационного движения в Германии в XVI веке, а затем и во время формирования государственных церквей скандинавских стран. Основные принципы вероучения лютеранской церкви были сформулированы в ходе борьбы Мартина Лютера и его сподвижников против злоупотреблений Римско-католической церкви, с одной стороны, и более радикальных протестантских движений — с другой (анабаптизм, кальвинизм, цвинглианство и т. д.). Вестфальский мир обозначает два мирных соглашения на латыни — Оснабрюкское и Мюнстерское, подписанные 15 мая и 24 октября 1648 года соответственно. Они завершили Тридцатилетнюю войну в Священной Римской империи. Тридцатилетняя война — продолжавшийся с 1618 по 1648 военный конфликт за гегемонию в Священной Римской империи и Европе и затронувший в той или иной степени практически все европейские страны. Война началась как религиозное столкновение между протестантами и католиками империи, но затем переросла в борьбу против гегемонии Габсбургов в Европе. Конфликт стал последней значимой религиозной войной в Европе и породил вестфальскую систему международных отношений.


 

9. Европейское просвещение и влияние идей просвещения на мировое развитие.

На смену Реформации под влиянием происходивших изменений пришло Просвещение, которое на протяжении XVIII и первой половины XIX веков определяло духовные устремления передовых слоев общества. История в терминах – просвещение. В широком смысле под просвещением понимается распространение знаний и культуры среди по преимуществу взрослого населения. Процесс освоения знаний в процессе обучения на разных его уровнях называют образованием. В основе Просвещения, как идейного течения, лежало убеждение в решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека в обществе. Просветители выступали против невежества, мракобесия, религиозного фанатизма, которые они считали причинами человеческих бедствий. Просветители выступали против феодально-абсолютистских режимов, за политическую свободу, гражданское равенство, права людей.

Просвещение возникло в Англии, где его наиболее видными представителями являлись Дж. Локк, Дж. А. Коллинз, Дж. Толанд, А. Э. Шефтсбери. Целую плеяду просветителей дала Франция в период с 1715 по 1789 год, который называли «веком просвещения». Произведения Вольтера, Ш. Монтескьё, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, К. А. Гельвеция, П. А. Гольбаха получили самую широкую известность. В Германии для просвещения своего народа многое сделали Г. Э. Лессинг, И. Г. Гердер, И. В. Гёте. В США просветители Т. Джефферсон, Б. Франклин, Т. Пейн активно участвовали в общественно-политической жизни. Нелегко пришлось Н. И. Новикову, А. Н. Радищеву в России

Влияние идей Просвещения на мировое развитие.Просвещение стало переломной эпохой в мировом развитии. На смену старым моральным и политическим авторитетам пришли новые моральные и политические принципы. Человек с помощью своего собственного разума, без каких бы то ни было религиозных или светских влияний, стал решать вопросы, возникавшие в жизни общества. Просвещение заложило основы нового взгляда на мир. Господство разума, главенство науки, стремление к универсальному братству людей стали фундаментальными ориентирами для миллионов людей на протяжении десятилетий и веков.


 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 |


Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.026 сек.)