АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Перспективы развития Российской цивилизации в новом тысячелетии

Читайте также:
  1. AuamocTukaДиагностика психического развития детей 3—7 лет
  2. BRP открывает новый виток инновационного развития с выпуском платформы Ski-Doo REV
  3. F8 Нарушения психологического развития
  4. I Таможенное право Российской Федерации
  5. I. Итоги социально-экономического развития Республики Карелия за 2007-2011 годы
  6. I.3. Основные этапы исторического развития римского права
  7. II региональный тур Всероссийской студенческой олимпиады
  8. II. Цель и задачи государственной политики в области развития инновационной системы
  9. III. Характерные черты экономического развития страны
  10. III. Цели и задачи социально-экономического развития Республики Карелия на среднесрочную перспективу (2012-2017 годы)
  11. IV. Механизмы и основные меры реализации государственной политики в области развития инновационной системы
  12. IX.3.Закономерности развития науки.

 

Стране необходима внятная национальная идеология, основанная на основных ценностях традиционных для России религий, а также на тезисе о культурной общности и общности исторических судеб всех населяющих Россию народов. В России фактически создана историческая общность – российский народ, обладающий создававшейся веками единой культурой на русском языке, но впитавшей в себя не только элементы культур славянских народов, но и культур других цивилизаций – исламской, еврейской, буддистской, а также частично западной. Фактически речь идет о том, что российская цивилизация есть гармоничный симбиоз как минимум четырех цивилизаций, чем не может похвастаться ни одна другая страна.

Таким образом, на российских просторах формируется новая модель мирового развития – модель конвергенции цивилизаций, что начисто отвергает саму идею однополярного мира, выдвигаемую сегодня Западом. Инициировать процесс формирования идеологии должен Межрелигиозный Совет России (МСР), поскольку там представлены все традиционные для России религии, пользующиеся в совокупности неоспоримым авторитетом в обществе. Однако правящая партия (ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ» – ред.) вполне может осуществлять организационное руководство и тесное сотрудничество в этом вопросе.

В последнее время в российских общественных, религиозных и научных кругах активно обсуждается теме цивилизационного развития. Что такое наша цивилизация и как правильно было бы ее называть? В чем состоят ее составляющие и критерии? Наконец, каковы перспективы ее развития?

Для начала хотелось бы разобраться в том, что такое цивилизация вообще, поскольку без такого определения невозможно говорить не только о том, сколько в мире существует цивилизаций, но и том является ли наша евразийская (российская) цивилизация таковой в строгом смысле этого слова или нет.

С научной точки зрения цивилизация – это совокупность этнических обществ, объединенных на протяжении длительного исторического периода общими культурными, религиозными, политическими и экономическими укладами.

Есть целый ряд характеристик, отличающих цивилизацию, например, от этноса, или общественной формации.

Во-первых, срок жизни цивилизаций существенно длиннее срока жизни этносов и общественных формаций.

Во-вторых, цивилизации никогда не замыкаются в пределах одного этноса.

В-третьих, цивилизация обязательно располагает единым метаязыком и обладает общими историческими религиозно-культурными текстами (например, Коран, Тора, Евангелие и пр.). (Метаязык – мертвый язык, не являющийся коммуникативным средством, но использующийся для написания общих для цивилизации культурных и религиозных текстов (священных книг) – например, латынь, арамейский, древнеславянский и проч. (Прим. авт.).

В-четвертых, цивилизациям свойственны устойчивые тенденции к панэкуменизму и прозелитизму.

Исходя из данных характеристик, можно попытаться определить современные цивилизации.

Таковыми с полной определенностью могут считаться: западная (или западно-христианская), восточно-христианская (евразийская), исламская, буддистская, индуистская и еврейская (переживающая кризис в результате очевидных успехов сионизма в деле превращения цивилизации в единый этнос, проживающий В одном государстве, а также в результате глобальных процессов ассимиляции).

Как правило, цивилизации всегда находятся в противоборстве друг с другом. Это происходит за счет и разного потенциала.

«Человеческой природе, – писал родоначальник теории цивилизаций английский исследователь А.Тойнби, – свойственно пользоваться своим превосходством. Поэтому и цивилизация, осознавшая свое превосходство над соседями, не преминет прибегнуть к силе, пока эта сила есть».

Уникальность евразийской цивилизации состоит в том, что она наряду с основной – православной составляющей впитала в себя элементы ряда других цивилизаций – исламской, еврейской, а также частично, буддистской и западной.

Фактически, современная евразийская цивилизация родилась в результате борьбы раннеправославной цивилизации с представителями других цивилизаций в ХVII-ХIХ вв., когда в результате присоединения России соседних территорий под ее подданство отошли десятки миллионов носителей неправославных цивилизационных ценностей.

После этого последовали столетия совместного проживания представителей разных цивилизаций в общих государственных рамках в условиях такой модели национально-конфессионального устройства, при которой противоречия сглаживались за счет примата третьей наднациональной, а затем и надконфессиональной идеологии – монархической до 1917 г., и коммунистической – после.

Характерно, что, начиная со второй половины XVIII в., российское законодательство занималось планомерной либерализацией государственной политики в отношении представителей всех упомянуть» выше цивилизаций. Лишь идолопоклонники оставались объектом жестких правовых ограничений вплоть до февральской революции 1917 г.

В итоге Россия превратилась в многонациональное и многоконфессиональное государство.

Это нашло отражение не только в наличии на территории России целых территориальных образований (сегодня – субъектов Федерации) с титульными нациями, традиционно принадлежащими к иным цивилизациям, но и в элементах повседневной культуры и языка, вошедших в быт носителей православной цивилизации, и наоборот.

Фактически с середины XVII в. в России и ведется спор о том, какой путь предпочтителен в ее национально конфессиональной политике: путь тотальной ассимиляции и изгнания иноверцев за пределы страны, или полной либерализации межнациональных и межрелигиозных отношений с фактическим выводом этих дефиниций за рамки правового регулирования. Это был спор двух традиционных партий, всегда существовавших в России и существующих у нас по сей день, – партии славянофилов и партии западников.

И те и другие взгляды страдали однобокостью и являлись в чистом виде либо просто опасными для самой основы государственного устройства, либо не осуществимыми и угрожающими национальной, культурной и религиозной самобытности населяющих нашу страну народов.

Тому было несколько причин:

Россия обладает целым рядом отдельных территориальных образований, где преобладают, либо составляют значительный процент, носители неправославных цивилизационных ценностей;

за годы сосуществования произошло массовое расселение представителей этих цивилизаций по территории страны (носители православной цивилизации селились в тех населенных пунктах, которые традиционно относились к другим цивилизациям и наоборот);

за эти годы на основе русской культуры сформировалась специфическая культура евразийской цивилизации, куда были успешно интегрированы не только элементы культуры славянских народов, но и элементы культуры соседних цивилизаций, особенно исламской и еврейской.

С другой стороны определенные изменения претерпели культуры этих цивилизаций в России, которые восприняли огромный пласт русской культуры, прежде всего, русский язык.

Кроме культурной общности на всем евразийском пространстве сформировалась общность исторических судеб носителей разных цивилизаций, усиленная кровными и экономическими связями.

Поэтому крен в сторону полной ассимиляции или изгнания из пределов России представителей исламской еврейской и буддистской цивилизаций привел бы к межрелигиозным и межнациональным конфликтам и возможно, даже к отделению от России тех территориальных образований, где преобладали бы представители этих цивилизаций.

 

С другой стороны, крен в сторону воплощения на практике теории «плавильного котла», отказа от прав наций и религий, чем страдают, например наши право-либеральные партии, ведет к потере народами нашей страны своей национально-культурной и религиозной самобытности.

Россия, балансируя столетиями между двумя идеями, практически избрала третий, и наиболее правильный путь. Это путь взаимной интеграции культур и конвергенции цивилизаций.

Действительно, сегодня евразийская цивилизация является носителем уникальной культуры, основу которой составляет русская культура и культуры славянских народов, но которая впитала в себя элементы культуры соседних цивилизаций.

Более того, за столетия совместного существования представителями других цивилизаций в России и ближнем зарубежье были созданы свои культуры на русском языке, во многом отличные от культуры других представителей той же цивилизации, проживающих в дальнем зарубежье. Например, евреи получили своих талантливых писателей на русском – от Исаака Бабеля до Дины Рубиной, свою школу живописи и т.д. Это не русская культура, но это и не еврейская культура в традиционном ее понимании.

Эти культуры становятся элементами общей евразийской культуры, обогащая ее, насыщая новыми талантами в самых разных областях.

Таким образом, сегодня наша цивилизация является конгломератом как минимум четырех цивилизаций, что отнюдь не ослабляет ее, а наоборот – усиливает, делая устойчивой к внешним вызовам.

Что лежит в основе евразийской цивилизации? Во-первых, православная историческая, религиозная и культурная традиция. Без нее наша цивилизация не существовала бы. Она является ее краеугольным камнем и условием для дальнейшего развития.

Вокруг этой основы, этого стержня располагаются традиции других цивилизаций – исламской, еврейской, буддистской и западной.

Это не сплав, поскольку в сплаве будут утеряны национально-религиозные особенности всех носителей евразийской цивилизации, а от этого они не готовы отказаться. Это скорее напоминает железобетонную строительную конструкцию, ведь ни стальной каркас, ни бетон в чистом виде не могут являться основой здания, но железо, одетое в бетон, является самым прочным строительным материалом.

С этой точки зрения наша цивилизация имеет все шансы на то, чтобы стать моделью будущего мирового устройства.

Сегодня все говорят про однополярный и многополярный мир. Однополярный мир – это плохо, поскольку лишает мир особенностей своего развития. Это и не очень реально, если учитывать постоянное стремление цивилизаций к противоборству. Многополярный мир, как ни странно, тоже плохо, поскольку рано или поздно между полюсами возникают войны – горячие или холодные.

Думается, что Россия, евразийская цивилизация уже завтра сможет представить миру новую модель развития – модель конвергенции цивилизаций, т.е. идею создания новой мегацивилизации на основе взаимопроникновения и обогащения существующих цивилизаций.

В ее основу должны лечь базовые для всех мировых религий ценности, сформулированные тысячелетия назад, общность которых была еще раз подтверждена на недавнем Всемирном форуме религиозных лидеров в Москве.

Почему завтра? Потому что сегодня эксперимент под названием «евразийская цивилизация» еще не завершен в самой России. Мы еще переживаем период становления, начавшийся в конце XVII в., с петровских реформ и не завершившийся до сих пор.

Существенным препятствием развитию нашей цивилизации является отсутствие внятной идеологии. Без идеологии цивилизационное развитие невозможно.

В основании практически каждой цивилизации лежит идеология, построенная на основе религиозных учений. В основании западной цивилизации лежит протестантская доктрина, еврейской – иудаизм и т.д.

 

Долгое время в основе евразийской цивилизации лежала идеология, суть которой выражалась лозунгом «самодержавие, православие, народность».

Фактически она была направлена на преодоление противоречий между цивилизациями путем сплочения вокруг самодержца, стоявшего над нациями и социальными группами, при главенстве православия как идеологической основы общества.

Коммунисты заменили самодержавие партийной номенклатурой, а православие – марксистско-ленинским учением, прежде всего теорией диктатуры пролетариата, которая подразумевала чудовищные чистки среди несогласных. Как ни кощунственно это звучит, но в результате этих чисток были сняты все основные противоречия не только между социальными слоями общества, но и между различными нациями и религиями.

Эту идеологию разделяло треть государств мира, находившихся в сфере влияния «евразийской цивилизации» того времени.

Отказ от тоталитарной идеологии в начале 90-х гг. XX в. во многом привел к распаду СССР, сопровождавшемуся серией национальных и региональных конфликтов. На смену коммунистической идеологии, тезису о едином советском народе не пришло ни одно идеологическое учение.

Сегодня необходимость национальной идеологии признают все. Что это за идеология? Вероятно, в ее основе должно лежать два основных тезиса:

евразийская цивилизация является уникальным явлением в истории мировых цивилизаций, поскольку является продуктом взаимовлияния и взаимообогащения цивилизаций, симбиозом как минимум четырех мировых культур;

признание в качестве идеологического фундамента современной евразийской цивилизации ценностей основных мировых религий, составляющих ее основу.

Думается, что инициатива в формировании идеологических основ нашего общества, нашей цивилизации, должна исходить от всех традиционных религий России, поскольку именно эти религии обладают неоспоримым авторитетом в обществе, тем авторитетом, с которым не может сравниться ни одна политическая партия.

Если бы в рамках Межрелигиозного Совета России была бы инициирована дискуссия в отношении основ евразийской идеологии, в которой приняли бы участие признанные религиозные авторитеты нашей страны, это было бы большим стимулом в укреплении не только нашей цивилизации, но и нашей государственности, нашего общественного устройства.

Это было бы демонстрацией всему миру наших приоритетов и взглядов.

Если новая идеология завладеет общественным сознанием большинства стран бывшего Советского Союза и некоторых стран Восточной Европы, мы сможем говорить о том, что процесс формирования евразийской цивилизации вступил в завершающую фазу.

Кстати именно тогда в постсоветской России возникнут все условия и предпосылки для становления единой политической нации, о необходимости которой говорят сегодня все российские политики.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)