АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Продажа Аляски

Читайте также:
  1. Аналитические данные к счету «Продажа продукции (работ, услуг)»
  2. Большой помощью украинскому народу была продажа хлеба через пограничные города, т.к. 1648 год на Украине был неурожайным.
  3. Валютные операции КБ. Купля-продажа и обмен иностранной валюты на внутрироссийском валютном рынке
  4. Глава 30. Купля-продажа
  5. Задание 2. Составить отчет по продажам товаров за год с разбивкой по месяцам.
  6. Купля-продажа
  7. Купля-продажа
  8. Личная продажа
  9. Массив рыночных данных по продажам индивидуальных (семейных)
  10. Одновременно с приватизацией промышленности шла малая приватизация, то есть продажа предприятий розничной торговли, сферы услуг, общественного питания и т.д.
  11. Отчуждение земельных участков (купля-продажа, мена, дарение, рента).

Планы о возможной продаже США Аляски возникли у Александра II еще в период Крымской войны. Такой смелый шаг был логически обоснован: территория была весьма отдаленной от центра, высшая власть принадлежала генерал–губернатору, который фактически бесконтрольно мог осуществлять собственную политику на Аляске.

Подобная ситуация не устраивала императора. В конечном итоге, весной 1867 года в столице США был подписан договор, согласно которому Российская Империя передает во владение государству земли Аляски. Стоимость территории носила на то время символический характер – 7 млн. долларов.

 

 

18) Общественные движения 30 – 40 годов.

 

После подавления восстания декабристов в стране усиливается реакция. В борьбе против новых идей правительство использовало не только репрессии, но и оружие идеологического характера. Таковым явилась теория С.С.Уварова "официальной народности", целью которой являлось: "Изгладить противоборство так называемого европейского образования с потребностями нашими; исцелить новейшее поколение, от слепого, необдуманного пристрастия к поверхностному и иноземному, распространяя в оных душах разумное уважение к отечественному..."

Ее основными лозунгами были: православие, самодержавие, народность.

Однако, Уваровская триада не получила широкой поддержки в русском обществе. Вопреки официальному противодействию, общественное движение развивалось, и в 40-х годах в нём происходит чёткое размежевание. Феодально-крепостнический строй доживал последнее десятилетие. Трезвомыслящие люди задумывались: что придёт ему на смену, по какому пути пойдёт развитие России.

В 40-х годах формируются основные направления общественной мысли, исходившие из необходимости преобразований в России: славянофилы, западники и революционеры.

Западники – это первое буржуазно-либеральное течение в России. Его видными представителями были Кавелин, Грановский, Боткин, Панаев, Анненков, Катков и другие. Они считали, что Россия и Запад идут одним путём – буржуазным, и единственное спасение России от революционных потрясений видели в заимствовании посредством постепенных реформ буржуазной демократии. Западники верили в неделимость человеческой цивилизации и утверждали, что Запад возглавляет эту цивилизацию, показывая примеры осуществления принципов свободы и прогресса, чем привлекает внимание всего остального человечества. Поэтому задача полуварварской России, лишь со временем Петра Великого соприкоснувшейся с общечеловеческой культурой, как можно скорее присоединиться к европейскому Западу и таким образом войти в единую общечеловеческую цивилизацию. Как либералам им были чужды идеи революции и социализма. До середины 40-х годов вместе с западниками выступали Белинский и Герцен, составляя левое крыло этого течения.

Противниками западников стали славянофилы, враждебно относившиеся к Западу и идеализировавшие допетровскую Русь, уповавшие на самобытность русского народа, верившие в особый путь его развития. Видными славянофилами были Хомяков, Самарин, братья Аксаковы, братья Киреевские, Кошелев и другие.

Славянофилы утверждали, что единой человеческой цивилизации нет и быть не может. Каждый народ живет своей "самобытностю", основу которой составляет идейное начало, пронизывающее все стороны народной жизни. Для России таким началом являлась православная вера, а ее воплощением - община, как союз взаимной помощи и поддержки. В русской деревне можно обойтись без классовой борьбы, это убережёт Россию от революции и буржуазных "отклонений". Будучи убеждёнными монархистами, они всё же выступали за свободу мнений и возрождение Земских соборов. Для них также характерно неприятие революции и социализма. Ни принципы, ни организационные формы жизни Запада не были приемлемы для России. Московское царство соответствовало более духу и характеру русского народа, чем монархия, построенная Петром I по европейским образцам. Таким образом, славянофильское учение до мозга костей отражало российскую почвенность и отрицало все или почти все, привносимое в быт россиян извне, и особенно из Европы. Славянофилы выдвинули реакционную идею объединения славянских народов под эгидой русского царя (панславизм).

В их учении противоречиво переплетались черты буржуазно-либеральной и консервативно-дворянской идеологий.

Идейные разногласия между западниками и славянофилами тем не менее, не мешали их сближению в практических вопросах русской жизни: оба течения отрицали крепостное право; оба выступали против существующего государственного управления; оба требовали свободы слова и печати.

В 40-х годах, отколовшись от западников, оформляется третье течение общественной мысли – революционно-демократическое. Оно было представлено Белинским, Герценом, петрашевцами, молодыми тогда Чернышевским и Шевченко.

С западниками Белинский и Герцен не сошлись по отношению к революции и социализму. На революционных демократов огромное влияние оказывали труды Сен-Симона и Фурье. Но, в отличие от западных социалистов, они не только не исключали революционный путь к социализму, но и уповали на него. Революционеры также считали, что Россия пойдёт по западному пути, но в отличие от славянофилов и западников полагали, что революционные потрясения неизбежны.

Утопичность их взглядов очевидна – они полагали, что Россия может прийти к социализму, минуя капитализм, и считали это возможным благодаря русской общине, которая понималась ими как "зародыш социализма". Они не замечали частнособственнических инстинктов в русской деревне и не предвидели классовой борьбы в ней. При том зачаточном состоянии, в котором пребывал пролетариат России, они не понимали его революционного будущего и надеялись на крестьянскую революцию.

 

 

20) Причины и характер отмены крепостного права.

 

С окончанием Крымской войны (1856 г.) в истории России на­чалась, как ее называли современники, эпоха освобождения, или эпоха Великих реформ. Требование отмены крепостного права было выдвинуто представителями передовой обще­ственно-политической мысли еще в конце XVIII в., все круп­нейшие писатели говорили об аморальности крепостного права, за его отмену боролись тайные общества.

.Новый император не был ни либералом, ни сторонником коренных ре­форм в стране, но он осозна­вал, что главной причиной поражения в Крымской вой­не было крепостничество, поэтому реформы необходи­мы прежде всего для сохра­нения величия Российской империи.

Главными причинами отмены крепостного права в России были:

- во-первых, крепостничество сдерживало развитие промыш­ленности, медленно шло накопление капитала. Россия мог­ла перейти в разряд второстепенных государств;

- во-вторых, крестьянские хозяйства разорялись, так как по­мещики увеличивали барщину в Черноземье, а оброчные крестьяне уходили на заводы, подрывалась основа крепост­нической экономики, базирующейся на принудительном, крайне неэффективном труде крепостных крестьян;

- в-третьих, кризис крепостничества явился одной из глав­ных причин поражения страны в Крымской войне, которая показала военно-техническую отсталость России. Была по­дорвана финансовая система; крестьяне разорялись из-за рекрутских наборов, роста повинностей. Началось массо­вое бегство крестьян от помещиков;

- в-четвертых, рост числа крестьянских волнений (в 1860 г. произошло 126 выступлений крестьян) создавал реальную угрозу превращения разрозненных выступлений в новую «пугачевщину»;

- в-пятых, осознание правящими кругами, что крепостное право - «пороховой погреб» под государством. От либе­ральных помещиков, ученых, даже родственников царя, в частности младшего брата великого князя Константи­на, в адрес правительства стали поступать предложения, проекты реформирования земельных отношений. Алек­сандр II, выступая в 1856 году перед представителями московского дворянства, говорил: «Если мы не освобо­дим крестьян сверху, то они освободят себя снизу»;

- в-шестых, крепостное право, как форма рабства, осужда­лось всеми слоями русского общества.

Первые годы царствования Александра II были названы «пер­вой российской оттепелью». Была объявлена амнистия по­литическим заключенным: декабристам, участникам Польского восстания, петрашевцам, списаны недоимки по налогам крестьян, ликвидированы военные поселения, ослаб­лена цензура, разрешен свободный выезд за границу.

Но у Александра II и его министров не было продуманного плана реформ. Зато в обществе получили распространение записки различных общественных деятелей, содержащие проекты крестьянской реформы. Подготовка крестьянской реформы

Подготовка реформы началась сразу же после окончания Крымской войны. В 1857 г. был образован Секретный коми­тет «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих кре­стьян», который негласно начал разрабатывать план освобож­дения крестьян. В Комитет стали поступать различные проекты. Так, польские и литовские дворяне просили осво­бодить крестьян без земли, тверские помещики предлагали освободить крестьян с землей за выкуп.

В ноябре 1857 г. Александр II дал указание виленскому и петербургскому губернаторам учредить губернские комите­ты для подготовки местных проектов улучшения быта поме­щичьих крестьян. Таким образом, реформа стала разраба­тываться в обстановке гласности. Все проекты подавались в Главный комитет во главе с великим князем Константи­ном Николаевичем.

В 1859 г. при Главном комитете были созданы две так назы­ваемые Редакционные комиссии для рассмотрения матери­алов, подготовленных губернскими комитетами, и для со­ставления проекта закона об освобождении крестьян. Фактически обе комиссии слились, сохранив множествен­ное наименование - «Редакционные комиссии». Возглавил комиссию генерал Я. И. Ростовцев, который привлек к ра­боте либеральных помещиков и чиновников - Н. А. Ми­лютина, Ю. Ф. Самарина, Н. П. Семенова и др. Летом 1859 г. проект «Положений о крестьянах» был подготовлен, позже на разных этапах обсуждения он претерпевал изменения и уточнения.

При обсуждении проекта реформы помещиками выдвигались разные предложения об условиях освобождения крестьян:

- крупные помещики-крепостники предлагали освободить крестьян, сохранив помещичью собственность на землю, а крестьянам разрешить пользоваться землей за барщину и оброк;

- среднепоместные дворяне нечерноземной полосы предла­гали освободить крестьян с землей, но за огромный выкуп;

- дворяне черноземной полосы предлагали освободить крес­тьян лишь с маленькими наделами, чтобы потом заставить крестьян арендовать землю или батрачить;

- помещики-либералы предлагали освободить крестьян с зем­лей, т. е. с пахотными наделами, но остальную часть земли оставить у помещиков;

- демократы (А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский) счита­ли, что надо освободить крестьян с землей, без выкупа, а Н. А. Добролюбов фактически призывал к революци­онному решению земельного вопроса.

19 февраля 1861 г. в Государственном совете Александр II подписал «Положения о реформе» (они включали в себя 17 законодательных актов) и «Манифест об отмене крепо­стного права». Эти документы были опубликованы в пе­чати 5 марта 1861 г.

 

 

21) Великие реформы 60 – 70 годов.

 

Реформы Александра II — реформы 60-70-х годов XIX века в Российской империи, проведённые в царствование императора Александра II. В российской историографии известны как «Великие реформы».

Основные преобразования:


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)