АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Аравия в XVIII — начале XIX в. Ваххабитское движение

Читайте также:
  1. X. Реформирование Петром I хозяйственной жизни страны и характерные черты социально-экономического развития России в первой четверти XVIII в.
  2. XVI – начале XVII в.
  3. XVII-XVIII вв.
  4. XVII-XVIII веков
  5. XVIII - XIX вв.
  6. XVIII в.
  7. XVIII в. Возникновение мануфактур.
  8. XVIII век – «век просвещения». Русские просветители.
  9. XVIII век — начало ХХ века
  10. XVIII век: противоречивость модернизации российского государства-общества.
  11. XVIII Преобразование те карст в созерцанием
  12. XVIII столетия

Аравийский полуостров был наиболее отсталым регионом араб­ского мира. Феодальные отношения сосуществовали здесь с весьма сильными пережитками первобытнообщинного строя и довольно широко распространенным рабством. Кочевники-бедуины и оседлое население оазисов распадались на множество зачастую враждовавших между собой племен. Хозяйственные потребности населения Аравии, угроза иностранного порабоще­ния (со стороны Османской империи, Ирана, а также европей­ских колонизаторов) порождали тенденцию к объединению мел­ких княжеств, которая реализовалась в весьма сложных и про­тиворечивых условиях крайней экономической и политической отсталости.

В Йемене еще в XVII в. развернулось направленное против турецких захватчиков объединительное движение, которое воз­главили руководители мусульманской секты зейдитов — по­следователей Зейд ибн Али (VIII в.). Зейдиты занимают про­межуточное положение между суннитами и шиитами. Глава секты — имам объединял в своих руках духовную и светскую власть. Изгнав турок, зейдиты образовали независимый имамат Йемен, границы которого не были стабильными.

Расположенный в юго-восточной части Аравийского полу­острова Оман в 40-х годах XVIII в. освободился от иранской оккупации. Восстановив свою независимость, он превратился в сравнительно крупный и сильный имамат, власть которого рас­пространялась также на о-в Занзибар (Восточная Африка) и некоторые районы восточного побережья Персидского залива. Имам Омана был главой мусульманской религиозной секты ибадитов, возникшей в VIII в. и названной по имени ее осно­вателя Абдаллаха ибн Ибада. Большинство населения Омана принадлежит к этой секте.

После изгнания в 1783 г. иранцев с Бахрейнских островов там возникло независимое арабское княжество.

Захваченное в XVI в. турками на северо-востоке Аравийско­го полуострова княжество Кувейт в первой половине XVIII в. также приобрело фактическую независимость от Османской им­перии.

Таким образом, на юге и востоке Аравии тенденция к объ­единению была локализована пределами отдельных княжеств. Она серьезно ослаблялась династическими, племенными и ре­лигиозными интересами и противоречиями.

Более ярко объединительное движение проявилось во вну­тренних районах северо-западной части Аравийского полуост­рова, в княжествах Неджда. Здесь знаменем объединительно­го движения арабских племен стало религиозное учение вах­хабитов.

Основоположником этого учения был недждский богослов Мухаммед ибн Абд аль-Ваххаб (1703—1787). В 40-х годах XVH1 в. он стал призывать мусульман вернуться к традициям раннего ислама, возродить «истинную» веру. Он резко осуж­дал сохранившиеся племенные культы, основанные на до­исламских первобытных верованиях и как бы символизировав­шие сепаратизм отдельных племен. Ваххабиты отстаивали аске­тическую простоту нравов, отвергали праздность и предметы роскоши, пение и музыку, употребление вина, кофе, табака. Западные авторы называют их «пуританами пустыни». Вахха­биты считали турецких пашей отступниками от веры, а сул­тана — лжехалифом. Иначе говоря, ваххабизм в религиозной форме сочетал идеи преодоления племенного сепаратизма и объединения Аравии с призывом к борьбе против турецкого господства. Эта идеология отражала также протест кочевни­ков-бедуинов и крестьянства земледельческих оазисов против усиливавшейся эксплуатации и их идеалы социального равен­ства.

Ваххабитское учение принял эмир небольшого недждского княжества Дарийя — Мухаммед ибн Сауд. Династия Сауди-дов развернула борьбу за подчинение других княжеств, завер­шившуюся в 1786 г. превращением Неджда в единое феодаль­но-теократическое государство. После смерти Абд аль-Ваххаба Саудиды стали также и религиозными руководителями вахха­битов и теперь стремились распространить свою власть за пре­делы Неджда. В конце XV11I — начале XIX в. они подчинили побережья Персидского залива и Красного моря, заняв Хасу, значительную часть Омана, Бахрейн, Кувейт, Хиджаз (вклю­чая Мекку), и объединили, таким образом, под своей властью почти всю Аравию. Затем развернулась борьба за Сирию и Ирак. Ваххабиты громили войска турецких пашей, но в Ираке и Сирии они не встретили такой поддержки населения, как в Аравин.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 | 199 | 200 | 201 | 202 | 203 | 204 | 205 | 206 | 207 | 208 | 209 | 210 | 211 | 212 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)