АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Индийская национальная культура в первой половине XIX в. Рам Мохан Рай

Читайте также:
  1. I. Российская империя в первой половине XIX века. (Александр I, декабристы, Николай I ).
  2. II.6.1. Античная культура и христианство
  3. III. Знание о субстанции или учение о первой сущности
  4. III. НАУКА И КУЛЬТУРА
  5. V2: Культура Российской империи второй половины XIX – начала ХХ вв.
  6. V3: Советская культура 1930-х гг.
  7. X. Реформирование Петром I хозяйственной жизни страны и характерные черты социально-экономического развития России в первой четверти XVIII в.
  8. XX съезд КПСС. Процесс политической реабилитации и десталинизации во второй половине 1950 – начале 1960-х гг. и его значение.
  9. Австро-немецкая музыкальная культура XX века
  10. Адхократическая культура
  11. Аккультурация в межкультурных взаимодействиях
  12. Американская культура XIX в,

В чрезвычайно трудных условиях народы Индии сохраняли и продолжали развивать свою национальную культуру. Вместе с тем Индия вступала в соприкосновение с культурной жизньк> наиболее развитых стран Запада. Сложились и определенные русско-индийские культурные связи. Русский музыкант, теат­ральный деятель и ученый Г. С. Лебедев, проживший 12 лет в Индии, основал в Калькутте бенгальский драматический театр, составил первую грамматику языка хинди.

В начале XIX в. в некоторых областях Индии, и прежде все­го в Бенгалии, появились люди, получившие европейское обра­зование. К этому времени в Калькутте, Бомбее, Мадрасе уже издавались газеты на английском языке, предназначенные для европейцев. Появились и выпускаемые миссионерами газеты на индийских языках. Складывались известные предпосылки для распространения среди тонкого слоя образованных индийцев передовых по условиям того времени буржуазных идей.

Выдающимся просветителем и предшественником деятелей буржуазно-национального движения стал Рам Мохан Рай (1772—1833), которого соотечественники называют «отцом со­временной Индии».

Рам Мохан Рай происходил из семьи знатного брахмана, изучил персидский и арабский языки, труды философов мусуль­манского Востока. Написанный им в юности трактат, в котором критиковались ортодоксальные индуистские, взгляды, привел к разрыву Рая с семьей. Несколько лет Рай как странствующий аскет скитался по Индии и Тибету. Затем он поступил на служ­бу в качестве чиновника налогового ведомства и, разбога­тев, купил заминдарское имение. Уже в зрелом возрасте Рай овладел английским языком и стал изучать английскую лите­ратуру. В конце жизни он посетил Англию, встречался там с Р. Оуэном.

В 1814 г. Рай вышел в отставку и целиком посвятил себя литературной и общественной деятельности, в которой ярко проявилось стремление сочетать индийское культурное насле­дие и современную европейскую науку.

Его просветительские идеи имели религиозную окраску. Он разработал религиозно-философскую систему, отвергавшую ре­акционные стороны и обычаи индуистской религии. Рай высту­пал против кастовых предрассудков, идолопоклонства, варвар­ского обычая самосожжения вдов («сати») и умерщвления ново­рожденных девочек. «Главным образом под влиянием его выступлений за отмену сати, — отмечает Дж. Неру, — англий­ское правительство запретило этот обряд».

Для распространения своих взглядов Рам Мохан Рай осно­вал в 1828 г. в Калькутте «Общество Брахмы» («Брахмо са-

мадж»). Он стремился освободить образование и просвещение от древней схоластики, расширить преподавание «математики, натурфилософии, химии, анатомии и других полезных наук», распространять знания в народе.

«Таким образованным людям, как Рам Мохан Рай, было не­трудно слыть пандитом среди пандитов*, достичь славы уче­ного среди ученых,— пишет Рабиндранат Тагор. — Но он по­кинул недосягаемые высоты учености, чтобы спуститься на зем­лю к простому народу, он был готов среди всего народа сеять семена знаний и распространять аромат чувств».

* П а н д и т (букв, «ученый») — почетное звание ученого из касты брах­манов, знающего санскрит и древнюю индуистскую литературу.

Раем были основаны две газеты на языке бенгали. Он вы­ступал против ограничений свободы печати английскими вла­стями. Рам Мохан Рай занимает видное место в развитии бен­гальской литературы. Его справедливо считают родоначальни­ком бенгальской прозы.

Борясь за распространение просвещения, Рам Мохан Рай не связывал, однако, просветительскую деятельность с борьбой за политическую независимость своей родины, не призывал к сопротивлению английским колонизаторам. Тем не менее его деятельность носила прогрессивный характер. Она способст­вовала росту общественной активности индийской интеллиген­ции, подготовке нового этапа индийского освободительного дви­жения.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 | 199 | 200 | 201 | 202 | 203 | 204 | 205 | 206 | 207 | 208 | 209 | 210 | 211 | 212 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)