АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Историко-литературный курс «История зарубежной литературы к

Читайте также:
  1. Звіт. Службова записка. Рапорт
  2. Объяснительная записка
  3. Объяснительная записка
  4. ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
  5. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  6. Пояснительная записка
  7. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  8. Пояснительная записка
  9. Пояснительная записка
  10. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  11. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  12. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Историко-литературный курс «История зарубежной литературы к. XIX – нач. XX вв.» ориентирован на усвоение студентами /3-й курс филологического факультета, дневное отделение/ особенностей литературного процесса, на формирование у студентов критериев подхода к явлениям художественного словесного творчества этого периода.

Предлагаемый учебный курс исходит из того, что историко-литературный процесс к. XIX – нач.XX вв. по своему характеру в значительной степени отличен от предыдущих периодов литературного развития. Особенностью литературы «конца века» является многообразие литературных направлений и школ, что создает особую сложность усвоения студентами материалов курса. Вместе с тем факты подобного многообразия «языков» культурного творчества, наличие разнообразных художественных «парадигм» демонстративно выводят студентов на центральную проблему филологического образования – формирование навыков понимания и освоение многоязычия культурных актов посредством выработки и уяснения критериев оценки художественного словесного творчества.

Рекомендуемые в свое время типовой программой («История зарубежной литературы к. XIX – нач. XX вв.». Изд-во МГУ, 1983) структура и содержание курса не могут быть признаны оптимальными: во-первых, из-за отсутствия ориентации на выявление общих закономерностей литературного процесса данного периода, в результате чего литературные направления рассматриваются внутри отдельных национальных литератур (напр., французский натурализм, немецкий натурализм, натурализм в Англии и США); во-вторых, из-за отраженной в этой программе жесткой детерминации фактов словесного творчества событиями общественно-политической и жизни, что, по сути дела, есть игнорирование специфики художественного творчества, отсутствие внимания к вопросу «содержательности художественных форм» и, что является причиной подмены содержания собственно литературоведческих понятий и категорий содержанием и оценок, взятых из общественно-политической сферы («мелкобуржуазный писатель», «упаднические тенденции», «прогрессивный», «реакционный» и т.д.).

Настоящая программа, не отрицая необходимости рассмотрения национальных модификаций литературных направлений, делает акцент при описании литературных направлений как на факты всемирной литературы, как на определяющие стадии ее развития, как на «инварианты» национальных вариантов символизма, эстетизма, натурализма и т.д.

В связи с этим и определяется двуединость задачи. С одной стороны подчеркивается общность развития литератур Западной Европы, их сходные стадии развития, во многом близкие художественные результаты. Вместе с тем, в тех случаях, когда своеобразие литературного процесса той или иной национальной литературы определяется не сменой и характером взаимосвязи литературных направлений (как, например, в литературе США, где границы литературных направлений оказываются размытыми в связи с более актуальным для американской литературы самоопределением относительно продуктивных национально-культурных моделей американского «пути» развития, таких как принцип «доверия себе» Р. Эмерсона, «нативизм» и т. д., на первый план выходит изучение культурно-исторических парадигм образной системы художественного произведения. Обозначенные учебно-методические аспекты предопределяют структуру данного курса.

Вступительная лекция имеет целью дать самую общую характеристику закономерностей литературного процесса, основных литературных направлений зарубежной литературы к. XIX – нач. XX вв. Далее следуют разделы «Символизм», «Натурализм». Структурно выделяется раздел «Драматургия к.XIX – нач. XX вв.», в котором описываются и систематизируются особенности форм драматургии изучаемого периода, в рамках которого завершается процесс обновления драмы, начавшийся еще на рубеже XVIII и XIX веков. Далее следуют разделы: «Импрессионизм», «Эстетизм», «Неоромантизм», «Реализм». Завершается лекционный курс темой «Литература США к. XIX – нач. XX в.»

Цикл практических занятий данного курса опирается на разработанную систему заданий и вопросов к «центральным» для этого исторического периода развития литературы произведениям. Эти задания и вопросы ориентированы на интенсивное освоение и понимание текстов художественных произведений, и отражают в достаточно развернутом виде, ход, «план», способы анализа литературного произведения во всем многообразии его идейно-политических, художественных, национальных и культурных аспектов, что позволяет избежать сведения статуса литературного произведения до степени «иллюстрации» определенных художественных или социально-политических тенденций в литературе США и Западной Европы на рубеже XIX – XX вв.

Все задания и вопросы ориентированы прежде всего на усвоение студентами художественно-культурной, образной «парадигмы» литературного произведения. Это позволяет студентам не просто пользоваться готовыми и не всегда корректными определениями изучаемых произведений как «реалистических», «декадентских», «тенденциозных», «натуралистических» и т. д., а делать объектом анализа саму систему критериев оценки и принадлежности того или иного произведения к определенному литературному направлению, школе. Это непосредственно связано с основной учебно-методической задачей курса «История зарубежной литературы к. XIX – нач. XX вв.», которая предполагает формирование у студентов навыков самостоятельного обоснования как принадлежности литературного произведения к определенному литературному направлению, литературной школе. так и умение видеть отражение различных образно-художественных «парадигм» в каком-либо одном литературном произведении, возникшем на «перекрестке» различных художественных течений и традиций. Именно поэтому ряд вопросов и проблемных заданий жестко обусловлены общетеоретическими аспектами анализа литературных произведений (тип, «модель» художественного образа. характер коллизий и способы их разрешения в сюжете, статус героя. формы и способы выражения авторской позиции и др.).

В рамках ведения настоящего курса используются следующие формы контроля знаний студентов и их отчетности: а) собеседования на лабораторных занятиях; б) внеаудиторное собеседование по прочитанным студентами текстам художественных произведений; в) итоговая письменное /в рамках индивидуальной работы со студентами/ сочинение, которое предполагает, во- первых, самостоятельный и адекватный анализ одного произведения, не включенного в обязательный список «программных» текстов, во-вторых, «демонстрацию» использования понятийно-терминологического инструментария данного курса, в-третьих, развернутую и обоснованную систему доказательств «принадлежности» анализируемого произведения к определенным литературным направлениям, школам и т. д. изученного периода развития художественного словесного творчества.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. К. XIX – НАЧ. XX В.»

 

N Темы Объем часов Лекци Практич Используемые наглядные и методические пособия Самостоятельная работа студентов Формы контроля
               
  Дневная форма обучения
1. Динамика литературных направлений к. XIX–нач.XX в. 1 ч. 1 ч.        
2. Символизм как литературное направление. Поэзия французского символизма. 3 ч. 2 ч.     Чтение и освоение текстов худ. произв. (поэзия французского символизма)-1 ч. Собеседование по прочитанным текстам (в рамках инд. работы)./13 и 14-ая недели/
3. Символистская драма. Драматургия М. Метерлинка. 4 ч.   2 ч. Текст художественного произведения Конспектирование. Список уч. лит-ры: № 1, 15. Анализ драмы М. Метерлинка – 2 ч. Собеседование /2-я неделя/. Проверка конспектов.
4. Натурализм как литературное направление. 4 ч. 2 ч.     Чтение и освоение студентами текстов художеств. произведений -2 ч. Собеседование по прочитанным ткстам /13-ая и 14 недели/
5. Поэтика натуралистического романа в творчестве Э. Золя.. 4 ч.   2 ч. Текст художественного произведения Конспектирование. Список уч. лит-ры:№ 6, 23. Анализ романа Э. Золя – 2 ч. Собеседование /4-я неделя/. Проверка конспектов.
6. Творчество Ги де Мопассана. 4 ч. 2 ч.     Чтение и освоение студентами текстов художеств. произв.- 2 ч. Собеседование по прочитанным текстам /13-ая и 14 недели/
7. Драматургия к. XIX – нач. XX вв. 4 ч. 2 ч.     Чтение и освоение студентами текстов художеств. произв. – 2 ч. Собеседование по прочитанным текстам/13-ая и 14 недели/
8. Драматургия Г.Ибсена. 4 ч.   2 ч. Текст художественного произведения Конспектирование. Список уч. лит-ры: № 8, 27. Анализ драмы Г.Ибсена – 2 ч. Собеседование /6-я неделя/. Проверка конспектов.
9. «Интеллектуальная» драма Б. Шоу.     2 ч. Текст художественного произведения. Конспектирование. Список уч. лит-ры: № 26. Анализ пьесы Б. Шоу – 2 ч. Собеседование /8-я неделя/. Проверка конспектов.
10. Импрессионизм в литературах Западной Европы. 2 ч. 1 ч.     Чтение и освоение студентами текстов художеств. произв.- 1ч. Собеседование по прочитанным текстам /13 и 14 недели/
11. Эстетизм в Англии. Творчество О. Уайльда. 3 ч. 2 ч.     Чтение и освоение студентами текстов художеств. произв.- 1 ч.  
12. Неоромантизм как литературное направление. 3 ч. 2 ч.     Чтение и освоение студентами текстов художеств. произв.-1 ч.  
13. Творчество К.Гамсуна. 4 ч.   2 ч. Текст художественного произведения. Конспектирование. Список уч. лит-ры: № 24. Анализ романа К. Гамсуна -2 ч. Собеседование /10 неделя/. Проверка конспектов
14. Реализм эпохи «конца века» в литературах Западной Европы. 2 ч. 1 ч.     Чтение и освоение студентами текстов художеств. произв.-1ч.   Внеаудиторная проверка-собеседование по прочитанным текстам /13-я и 14-я недели/.Проверка т. н. «дневников чтения»/.
15. Романы А.Франса. 4 ч.   2 ч. Текст художеств. произведения Конспектирование. Список уч. лит-ры: № 10, 28. Анализ романа А. Франса -2 ч. Собеседование /12 неделя/ Проверка конспектов.
16. Творчество Р.Роллана. 4 ч.   2 ч. Текст художеств. Произв. Конспектирование. Список уч. лит-ры: № 16. Анализ романа Р Роллана – 2 ч. Собеседование /14 неделя/. Проверка конспектов.
17. Литература США к. XIX – нач. XX вв. 2 ч. 1 ч.     Чтение и освоение студентами художеств. произв.- 1ч. Собеседование в рамках инд. работы
18. Творчество М. Твена. 4 ч.   2 ч.   Конспектирование. Список уч. лит-ры: № 17, 23. Анализ романа М. Твена – 2 ч.   Собеседование /16 неделя/. Проверка конспектов.
  Творчество Д.Лондона. 3 ч.   1 ч.   Конспектирование. Список уч. лит-ры: № 19. Анализ романа Д Лондона – 2 ч. Собеседование /18 неделя/. Проверка конспектов.
  Итоговая контрольная письменная самостоятельная работа 5 ч.       Письменный самостоятельный анализ литературного произведения с развернутой системой доказательств, обоснованием его принадлежности к определенной художественной «парадигме» литературного процесса к. 19 – нач. 20 в. Проверка итоговых контрольных работ /17 неделя/  
  Заочная форма обучения
1. Динамика литературных направлений к. XIX–нач.XX в. .          
2. Символизм как литературное направление. Поэзия французского символизма. 2 ч.          
3. Символистская драма. Драматургия М. Метерлинка. .          
4. Натурализм как литературное направление. 2 ч.          
5. Поэтика натуралистического романа в творчестве Э. Золя.. .          
6. Творчество Ги де Мопассана.            
7. Драматургия к. XIX – нач. XX вв. 2 ч.          
8. Драматургия Г.Ибсена.            
9. «Интеллектуальная» драма Б. Шоу.            
10. Импрессионизм в литературах Западной Европы.            
11. Эстетизм в Англии. Творчество О. Уайльда. 2 ч.          
12. Неоромантизм как литературное направление. 2 ч.          
13. Творчество К.Гамсуна.            
14. Реализм эпохи «конца века» в литературах Западной Европы.            
15. Романы А.Франса.            
16. Творчество Р.Роллана.            
17. Литература США к. XIX – нач. XX вв.            
18. Творчество М. Твена.            
  Творчество Д.Лондона.            
  Итоговая контрольная письменная самостоятельная работа         Письменный самостоятельный анализ литературного произведения с развернутой системой доказательств, обоснованием его принадлежности к определенной художественной «парадигме» литературного процесса к.19-н.20 в.  

 


 

3.Тематика и содержание лекционного курса «История зарубежной литературы к. XIX – нач. XX в.» (17 часов) и практических занятий (17 часов).

 

1. Динамика литературных направлений к. XIX – нач. XX вв. (лекция – 1 час)

 

Особенности литературного процесса «конца века» в сравнении с предыдущими этапами развития словесного творчества. «Многоязычие» художественной культуры «перекрестка эпох». Проблема адекватной теоретико-литературной оценки явлений художественной культуры к. XIX века. Параметры объективного подхода в определении принадлежности отдельного литературного произведения к определенному литературному направлению.

Вопрос о хронологических границах изучаемого периода.

Декаданс в западноевропейской культуре. «Расщепление» понятия «декаданс» и его дальнейшая судьба в критике. Д. Затонский о разграничении декаданса и модернизма.

Литературные направления как «международные» явления и национальные «варианты» натурализма, неоромантизма и др.

 

2. Символизм как литературное направление. Поэзия французского символизма (лекция - 2 часа).

 

Значения термина «символ». Символ и аллегория. Символ и миф. М. Метерлинк о символе. Манифест французского символизма. Статья Жана Мореаса «Символизм». Определение символа. Понятие «первоначальной» («первичной») идеи. Двуплановая структура образа-символа. «Искусство поэзии» П. Верлена как поэтический манифест. Основные этапы развития символистской поэзии во французской литературе. Проблема периодизации. Исторические корни символизма. Символизм как «вторичный романтизм» (Н. Гумилев). Традиции поэзии Ш.Бодлера и их значение для формирования поэтики французского символизма. Бодлер и литературная группа «Парнас». Образ «проклятого» художника в творчестве Ш. Бодлера, Ш. Кро, Тристана Корбьера, П. Верлена, Ст. Малларме. Книга очерков П. Верлена «Проклятые поэты». Творческая объективизация субъекта и субъективизация объекта в символизме. Образы «музыкальной» стихии в символизме. Дематериализация вещного мира в лирике П. Верлена. Творческий путь А. Рембо. Поэзия «ясновидения» Рембо. Жанр стихотворения в прозе во французской литературе 60-х – 80-х гг. Творчество Ст. Малларме.

3. Символистская драма. Драматургия М. Метерлинка (практич. зан. – 2 часа).

Символистская драма в ее соотнесенности с традиционной драмой. Метерлинк как теоретик драмы эпохи символизма. Концепция статичного театра у Метерлинка. Статус героя в цикле «Пьесы для театра марионеток». Разрушение авторской и читательской /зрительской/ позиции «вненаходимости» в символистской драме. Анализ пьесы «Там, внутри».

 

4. Натурализм как литературное направление (лекция -2 часа).

 

Натурализм во французской литературе. Определение. Позитивизм – философская основа натурализма. Кризис идеологии во французской культуре 40-х – 50-х гг. Формирование эстетики натурализма в трудах И. Тэна. Категории «социально-материальной среды» и «биологии» («природы», «натуры», «крови»). Принцип детерминизма. Традиции флоберовского объективного, «научного» повествования в натуралистической прозе. Э. Золя о В. Гюго и Ж. Санд. Жанровый состав натурализма. «Концептуальный» и «антиконцептуальный» варианты натурализма. Ж. и Э. Гонкуры о литературе «близоруких» и «дальнозорких».

Творческий путь Э. Золя. Ранний, «подражательный» период творчества Э. Золя. «Сказки Нинон». Жанр романа-фельетона у Э. Золя. Первый образец натуралистического романа Золя «Тереза Ракен». Теория «научного» («экспериментального») романа. Понятие «эксперимента». Замысел и создание эпопеи «Ругон-Маккары». Лейтмотивы в «Ругон-Маккарах». Проблема разграничения реализма и натурализма. Ф. Норрис о Э.Золя.

 

5. Поэтика натуралистического романа в творчестве Э. Золя (практич.. зан.- 2 часа).

 

«Типическое» в героях Э. Золя. Формы соотношения социального и природного в произведениях Э. Золя. Человек в романах Э. Золя в сравнении с изображением героя во французской реалистической литературе (Бальзак, Стендаль). «Зооморфные» сравнения и образы социума в образной системе романов Э.Золя. Анализ романа Э.Золя «Жерминаль».

 

6. Творчество Ги де Мопассана (лекция – 2 часа).

 

Эстетика Ги де Мопассана. Статьи Мопассана «О романе», «Иван Тургенев». «Антиконцептуализм» творчества Мопассана. Жанр классической, традиционной новеллы и структура мопассановской новеллы. Типы классификаций новелл Мопассана. Герой и мир в новеллистике Ги де Мопассана. Романы Мопассана. «Теория» и «жизнь» в романе «Жизнь». Роман «Милый друг» и проблема объективности повествования в натуралистической прозе. Л.Н. Толстой о творчестве Мопассана.

 

7. Драматургия к.XIX – нач. XX вв. (лекция -2 часа).

 

Процесс «романизации» драматических жанров в к. XIX в. Завершение процесса обновления системы драматических жанров. Драма-роман (Г. Ибсен), драма-новелла (А. Стриндберг). Драма-поэма в раннем творчестве Г. Ибсена. Натуралистическая драма как тип «романизированной» («эпизированной») драмы. Элементы поэтики эпического произведения в натуралистической драме. Натуралистическая драма в соотношении с традиционной драмой. Драма «состояния» как разновидность натуралистической драмы. «Коллективный» герой в натуралистической драме. А. Стриндберг как реформатор театра к. XIX в. Драматургия А. Стриндберга. Драма Г. Гауптмана «Перед восходом солнца». Проблема личности в драме Г. Ибсена «Пер Гюнт». Понятие «новая драма» в соотношении с понятиями «натуралистическая драма», «символистская драма», «драма-дискуссия».

 

8. Драматургия Г. Ибсена (практич. зан. – 2 часа).

 

Символистская и натуралистические драмы в творчестве Г. Ибсена. «Камерные» драмы Г. Ибсена 70-х – 80-х гг. Поэтика «антитрагедии». Статья Бернарда Шоу «Новая драматургическая техника в пьесах Г. Ибсена». Бернард Шоу о структуре действия ибсеновской драмы. Анализ пьесы Г. Ибсена «Привидения».

 

9. «Интеллектуальная» драма Б. Шоу (прктич. зан. – 2 часа).

 

Тип «драмы-дискуссии» («интеллектуальной») драмы в творчестве Б. Шоу. Понятие «драмы-дискуссии» в соотношении с понятиями «натуралистическая драма», «символистская драма» и «новая драма». Герой в событии диалога. Б. Шоу о взаимодействии «дискуссии» и «действия» в драматургии В. Шекспира, в образцах французской мелодрамы, в своих пьесах. «Единство характера» (Гегель) героя традиционной драмы и эпическое «многообразие» характеров в драматургии Б. Шоу. Проблемность сценической интерпретации т.н. «авторских» ремарок в пьесах Б. Шоу. Анализ драмы Б. Шоу «Цезарь и Клеопатра».

 

10. Импрессионизм в литературе Западной Европы (лекция-2 часа).

 

Импрессионизм в литературе к. XIX века как проблема истории литературы. «Вторичность» импрессионизма в словесном творчестве к. XIX века в соотношении с импрессионизмом в живописи и в музыке. Категория «впечатление» в эстетике импрессионизма. Образ-«впечатление» и образ-«символ». Диалектика объективного и субъективного в образе-«впечатлении». Необходимость разграничения понятий «импрессионизм» и «импрессионистичность». Жанр стихотворного портрета в импрессионизме. Импрессионизм в соотношении с натурализмом и символизмом. Образ «зеркала» в образной системе импрессионизма. Французский импрессионизм. Австрийский импрессионизм (Пражская немецкоязычная литература и Венский кружок). Книга П. Альтенберга «Как я это вижу». Жанр «этюда» («миниатюры») в творчестве П. Альтенберга. Творчество Гуго фон Гофмансталя. «Баллада внешней жизни» Гофмансталя – поэтический манифест Венского кружка. Драма Гофмансталя «Смерть Тициана». Творчество Р.М. Рильке. Образ вещи в поэзии и прозе Р.М. Рильке. Понятие «внутримирового» пространства в эстетике Рильке. Роман в жанровом составе импрессионизма. Роман Ж.-Ш. Гюисманса «Наоборот» и роман Р.М. Рильке «Записки Мальте Лауридса Бригге».

 

11. Эстетизм в английской литературе к. XIX – нач. XX вв. (лекция-2 часа).

 

Образ-«впечатление» в эстетизме, его отличие от образа-«впечатления» в импрессионизме. Противоречие жизни и искусства как основная коллизия эстетизма. Истоки английского эстетизма. О. Уайльд и «прерафаэлиты». Французский импрессионизм в восприятии О. Уайльда. Д. Рескин. его роль в английской культуре XIX века и его значение для формирования английского эстетизма. Эстетическая теория У. Пейтера (В. Поттера). О. Уайльд как критик. «Деэтизация» художественной формы в сказках О. Уайльда. Прием парадокса и сюжет-парадокс в творчестве О. Уайльда. Драматургия О. Уайльда. Воплощение в романе Уайльда «Портрет Дориана Грея» тезиса «искусство – стиль жизни». Система персонажей романа. Традиции «готической» литературы в романе О. Уайльда. Драматургия О.Уайльда. Игровая и гедонистическая функции искусства в эстетизме.

 

12. Неоромантизм как литературное направление (лекция – 2 часа).

 

Содержание понятия «неоромантизм». Вопрос о применении понятия «неромантизм» к национальным литературам к. XIX – нач. XX вв. Границы неоромантизма и романтизма. Неоромантизм как реакция на декаданс и натурализм. Основные коллизии неоромантизма. Человек и сверхчеловек как основная проблема английского неоромантизма. Два типа сверхчеловека в творчестве Д. Конрада, А. Конан-Дойла, Г.Р. Хаггарда, Г.К. Честертона, Р.Л. Стивенсона.

Анализ повестей Д. Конрада «Тайфун» и «Сердце Тьмы». Креацианистский миф в сюжетах неоромантических произведений. Мотив «строительной жертвы». роман Э.Л. Войнич как неоромантическое произведение; отражение в романе идеи русских народников «герой - толпа». Тип идеального героя в «литературе действия». «Казарменные баллады» Р. Киплинга. Идеи Закона и Единства мира в творчестве Р. Киплинга. Герой в сборнике Р. Киплинга «Простые рассказы с гор». Роман Р. Киплинга «Ким». Л.Н. Толстой о Киплинге. Миф и история в «Книгах джунглей» Киплинга. Киплинговские традиции в рассказах Д. Лондона.

 

13. Творчество К. Гамсуна (практич. зан. – 2 часа).

 

Категория «воли» в литературе и философии неоромантизма. Герои «воли» в произведениях К.Гамсуна. Образы и ситуации романов Ф.Достоевского в творчестве К.Гамсуна. Натуралистические и неоромантические тенденции в произведениях К.Гамсуна. Анализ романа К. Гамсуна «Пан».

 

14. Реализм в литературе Западной Европы к. XIX – нач.XX вв. (лекция – 1 час).

 

Особенности реализма к. XIX – нач. XX вв. «Критическое сознание» в реалистической эстетике и нормативность нереалистических литературных направлений к. XIX – нач. XX вв. «Теория и жизнь», «искусство и жизнь», «человек и сверхчеловек» в реалистической литературе к. XIX – нач. XX вв. Проблема идеального героя в реализме. Тип героя-«реалиста» в драматургии Б.Шоу. Преодоление неоромантической традиции в романах Г. Уэллса. Соотношение «мысли» и «действия» как основная проблема французской реалистической литературы.

 

15. Романы А. Франса (практич. зан. – 2 часа).

 

Традиции прозы И. С. Тургенева в романе А. Франса «Преступление Сильвестра Бонара». Человек и история в романах А. Франса. Концепция исторического круговорота в тетралогии А. Франса («На белом камне», «Остров пингвинов», «Боги жаждут», «Восстание ангелов»). Народ как «субъект» и «объект» истории в творчестве А.Франса. Герой-«раблезианец» в творчестве А.Франса. Анализ романа А.Франса «Боги жаждут».

 

16. Творчество Р. Роллана (практич. зан. – 2 часа).

 

Эстетика Р.Роллана. Концепция «страдающего» и «умирающего» героя в творчестве Р. Роллана. Идея «недостроенного собора». Идеальный герой в романе-эпопее Р. Роллана «Жан-Кристоф». Проблема целостного самоопределения человека в бытии в творчестве Р. Роллана. Анализ романа Р. Роллана «Кола Брюньон».

 

17. Литература США к. XIX – нач. XX вв. (лекция -1 час).

 

Особенности литературного процесса США к. XIX – нач. XX вв. Проблема становления национальной американской литературы и культурные традиции Западной Европы в литературе США. Бостонская школа. «Традиция благопристойности». «Веритизм» Х. Гарленда. «Нативизм» как социокультурная модель американского «пути» развития и ее влияние на литературу США. «Великое американское путешествие» в произведениях Марка Твена и Джека Лондона. Фольклорные истоки «дикого» американского юмора. «Дикий» юмор в творчестве Ф.Б. Гарта и Марка Твена. Школа «местного колорита». «Нежный реализм» О’Генри. Традиция рождественского рассказа в новеллах О’Генри. «Разгребатели грязи». Мотивы и ситуации русской классической литературы XIX века в литературе США к. XIX- нач. XX вв. Повесть Стивена Крейна «Алый знак доблести».

 

18. Творчество М. Твена «(практ. зан. – 2 часа).

 

«Сказовая» форма в произведениях американских писателей к. XIX в. и ее значение в формировании национального «облика» творчества М. Твена. Герой-«простак» в творчестве М. Твена. Образ ребенка у М. Твена в контексте западноевропейской и американской литературы о детях. Роман «большой дороги» и его «национальный» американский вариант в творчестве М. Твена. Национальный миф и образы западноевропейской культуры в романе М. Твена «Приключения Гекльберри Финна». Анализ романа «Приключение Гекльберри Финна».

 

19. Творчество Д. Лондона (практ. зан. – 1 час).

 

Неоромантическая коллизия «человек и сверхчеловек» в произведениях Д. Лондона. Сопоставление и противопоставление индивидуальной «воли» и общеродовой «любви к жизни» в характере героев и в системе персонажей. Ситуации «испытания» и эволюции личности в сюжетах произведений Д.Лондона. Трансформация жанра «романа карьеры» в творчестве Д. Лондона. Анализ романа Д. Лондона «Мартин Иден».

 

Планы практических занятий по курсу «История зарубежной литературы» к. XIX – нач.XX вв.

 

Практическое занятие № 1.

Тема: Символистская драма. Драматургия М. Метерлинка (2 часа)

 

Литература:

 

1.Метерлинк М. Там внутри (любое издание).

2. Кургинян М. Драма. В кн.: Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы. М.: Наука, 1964, с.341-345.

3. Зарубежная литература XX века, 1971-1917. Хрестоматия. Под ред. Б. Пуришева и Н. Михальской. М., 1981, с. 136-148.

 

Дополнительная литература:

 

1. Эткинд Е. Театр Мориса Метерлинка. В кн.: Метерлинк. Пьесы. М., 1958.

2. Блок А. О “Голубой птице” Метерлинка. Собр. соч. в 8-ми т. Т.6. М.-Л., 1962.

 

Вопросы:

1. Концепция статичного («неподвижного») театра в творчестве М. Метелинка. Театр «молчания».

2. Драматическая ситуация в символистской драме.

3. Слово и событие в символистском театре. Диалог в символистской пьесе.

4. Сценическое пространство в пьесах М. Метерлинка.

5. Персонаж-«марионетка» в театре М. Метерлинка.

6. «Внутринаходимость» зрителя (читателя) в акте восприятия образной системы символистской драмы.

7. Цикл «маленьких» драм М. Метерлинка «Пьесы для театра марионеток».

8. Анализ пьесы М.Метерлинка (см.: Методические рекомендации к планам практических занятий).

 

Практическое занятие № 2

Тема: Поэтика натуралистического романа в творчестве Э. Золя (2 часа)

 

Литература:

1.Э.Золя. Жерминаль (любое издание).

2. История французской литературы. Т.3. М.: АН СССР, 1959, гл.3. (о “Жерминале”).

3. Реизов Б.Г. Французский роман XIX века. М.: Высшая школа, 1977, с.241-283.

 

Дополнительная литература:

 

1. Кучборская Е.П. Реализм Эмиля Золя. М., 1973, с. 374-406.

2. Емельянников П. “Ругон-Маккары” Эмиля Золя. М., 1965.

 

Вопросы:

1. Социально-материальная среда и «природа» (наследственность, «биология», «кровь») в натуралистическом романе.

2. Образы социальной среда и природного бытия в романах Э.Золя.

3. «Экспериментальный» («научный») роман в творчестве Э.Золя.

4. Прием «зооморфного» сравнения в образной системе романов Э.Золя, его функции.

5. Статус героя в натуралистических романах Э. Золя в сравнении со статусом героев реалистического произведения.

6. Натуралистическая концепция цикла романов Э. Золя «Ругон-Маккары».

7. Система персонажей в «Ругон-Маккарах».

8. Анализ романа Э. Золя (см.: Методические рекомендации к планам практических занятий).

 

Практическое занятие № 3.

Тема: Драматургия Г. Ибсена (2 часа).

 

Литература:

 

1. Г. Ибсен. Привидения (любое издание).

2. В.Г. Адмони. Генрик Ибсен. Л.: Худ. лит., 1989, с. 177-185.

3. Берковский П.Я. Ибсен. В кн.: Н.Я. Берковский. Статьи о литературе. М.-Л.: ГИХЛ, 1962.

4. Бернард Шоу. Новая драматургическая техника в пьесах Г. Ибсена (любое издание).

 

Дополнительная литература:

 

1. Филиппов М.М. Ибсен и новейшая драма. В кн.: М.М. Филиппов. Очерки о западной литературе XVIII-XIX вв. М.: Наука. 1985.

 

Вопросы:

1. Жанровый состав и жанровые модификации драматургии Г.Ибсена.

2. Проблема личности в драмах Г.Ибсена.

3. Натуралистический и символистский «планы» в образной системе ибсеновских пьес.

4. Поэтика «романизированной» драмы в творчестве Г. Ибсена.

5. Сценическая ситуация пьес Г. Ибсена в сопоставлении с сценической ситуацией традиционной драмы.

6. Этапы развития действия в пьесах Г. Ибсена. Б. Шоу о «рисунке» действия в драмах Г. Ибсена.

7. «Аналитическая» композиция драм Г. Ибсена.

8. Анализ драмы Г.Ибсена (см.: Методические рекомендации к планам практических занятий).

 

Практическое занятие № 4

Тема: «Интеллектуальная» драма Б. Шоу (2 часа).

 

: Литература:

 

1. Б. Шоу. Цезарь и Клеопатра (любое издание).

2. Б. Шоу. Новая драматургическая техника в пьесах Ибсена. В сб.: Писатели Англии о литературе. М.: Прогресс 1981, с. 212-221 (Эта же статья в кн.: Бернард Шоу о драме и о театре. М., 1963. Или: Б. Шоу. Собр. соч. в 6-ти тт., Т.6.).

3. А.А. Федоров. Зарубежная литература XIX-XX веков. Эстетика и художественное творчество. Изд-во МГУ, 1989, с. 45 – 50.

 

Дополнительная литература:

 

1. А. Ромм. О Бернарде Шоу. Л.-М., 1969.

 

Вопросы:

 

1. Драма-дискуссия (драма-диспут, «интеллектуальная» драма) в творчестве Б.Шоу.

2. Дискуссия как элемент драматического действия в пьесах Б. Шоу. Традиции драматургии Г. Ибсена в творчестве Б.Шоу.

3. Сценическое событие и дискуссия в драмах Б. Шоу. «Действующие» и «говорящие» персонажи в пьесах Б.Шоу. Человек и его «язык» в образной системе драм Б.Шоу.

4. «Антишекспировский» характер драматургии Б.Шоу.

5.Игра со зрителем (читателем) как прием вовлечения в дискуссию.

6.Бунт «твари» против «творца» в сюжетах пьес Б. Шоу.

7. Герой-«идеалист» и герой-«реалист» в системе персонажей драматургии Б.Шоу.

8.Анализ драмы Б.Шоу (см.: Методические рекомендации к планам практических занятий).

 

Практическое занятие № 5

Тема: Творчество К. Гамсуна. Анализ романа К. Гамсуна «Пан»(2 часа).

 

Литература:

 

1. Кнут Гамсун. Романы. Минск.:Мастацкая литература, 1989; Или: Кнут Гамсун. Избр. произведения в 2-х тт., Т II. М.: Худ. лит., 1970; Или: Фиорды. Скандинавский роман XIX в. М.: Худ. лит. (ОКЛ, серия «Однотомники классической литературы). Или: Кнут Гамсун. Собр. Соч. в 6 тт. Т.1. М.: Худ. лит., 1991.

Б. Сучков. Кнут Гамсун (Предисловие к указанному двухтомнику в Т. I. С. 3-33. Та же статья Б. Сучкова в первом томе указанного шеститомного собрания сочинений К. Гамсуна).

 

Вопросы:

 

1. Неоромантическая концепция личности в творчестве К. Гамсуна.

2. Категория «воли» в эстетике и философии неоромантизма.

3. Персонажи К.Гамсуна в контексте философии Ф. Ницше.

4. Традиции Ф. Достоевского в творчестве К.Гамсуна.

5. Герои «природы» и герои «воли» в произведениях К. Гамсуна.

6. Типы коллизий и способы их разрешения в сюжетах произведений К.Гамсуна.

7. Анализ романа К. Гамсуна «Пан» (см.: Методические рекомендации к планам практических занятий).

 

Практическое занятие № 6.

Тема: Романы Анатоля Франса (2 часа)

 

Литература:

 

1. А. Франс. Боги жаждут (любое издание).

2. И. Анисимов. Живая жизнь классики. М.: Советский писатель, 1974, с. 176-184 (статья «Анатоль Франс»).

 

Дополнительная литература:

 

1.Я. Фрид. Анатоль Франс и его время. М., 1975.

 

Вопросы:

1. Проблема целостного восприятия действительности в реалистической литературе к.19-нач.20 в.

2. Человек и история в творчестве А.Франса.

3. Соотношение «мысли» и «действия» как основная проблема французской реалистической литературы к.19-нач. 20 в. и ее отражение в произведениях А. Франса.

4. Концепция исторического «кругооборота» в тетралогии А.Франса («На белом камне», «Остров пингвинов», «Боги жаждут», «Восстание ангелов»).

5. Традиции Ф. Рабле в творчестве А. Франса. Герой «раблезианского» типа в системе персонажей произведений А. Франса.

6. «Идеальный» герой в произведениях А. Франса. Образ Генриха IV в реалистической литературе к. 19 – нач. 20 в.

7. Анализ романа «Боги жаждут» (см.: Методические рекомендации к планам практических занятий).

 

Практическое занятие № 7.

: Тема: Творчество Р. Роллана Анализ романа Р. Роллана «Кола Брюньон» (2 часа).

 

Литература:

 

1. Р. Роллан. Кола Брюньон (любое издание).

2. Мотылева Т. Творчество Ромена Роллана. М., 1959.

 

Дополнительная литература:

1. Вановская Т. Ромен Роллан. Л.-М.,1957.

 

Вопросы:

1. Эстетика Ромена Роллана.

2. Концепция «страдающего» и «умирающего» героя в творчестве Р. Роллана.

3. Идея «недостроенного» собора в творчестве Р. Роллана.

4. Проблема целостного определения человека в бытии и ее отражение в произведениях Р. Роллана.

5. Традиции прозы А. Франса в творчестве Р. Роллана.

6. «Музыка» и ее воплощение в образной системе произведений Р. Роллана.

7. «Частное» и «общее» в героях произведений Р.Роллана.

8. Анализ романа Р. Роллана «Кола Брюньон» (см.: Методические рекомендации к планам практических занятий).

 

Практическое занятие № 8

Тема: Творчество М. Твена. Анализ романа М. Твена «Приключения Гекльберри Финна» (2 часа).

Литература:

 

1. Марк Твен. Приключения Гекльберри Финна (любое издание).

2. А.С. Ромм. Марк Твен. М.: Наука, 1977, с. 34-56, 61, 66-70, 122-147.

3. Романтические традиции американской литературы XIX века и современность. М.: Наука, 1982, с. 57-62, 111-128, 135.

 

Дополнительная литература:

 

1. Томас Олдрич. Воспоминания американского школьника (любое издание).

2. Р. Эмерсон. Доверие к себе. В кн.: Писатели США о литературе. Т. 1., М.: Прогресс, 1982, с. 36-58.

Вопросы:

1. Национальный американский миф и образ западноевропейской культуры в романе США к. 19 – нач. 20 в.

2. «Нативизм» как социокультурная модель развития культуры США к.XIX – нач. XX вв.

3. Фольклорные истоки «дикого» американского юмора. «Дикий» американский юмор в творчестве М. Твена.

4. «Великое американское путешествие» в литературе США.

5. Принцип «доверия себе» в философии Р. Эмерсона и его влияние на культуру и литературу США.

6. Образы «простаков» в произведениях М. Твена. История и культура Старого света в оценке твеновского героя.

7. Анализ романа М. Твена «Приключение Гекльберри Финна» (см.: Методические рекомендации к планам практических занятий).

 

Практическое занятие № 9

Тема: Творчество Д. Лондона. Анализ романа Д. Лондона «Мартин Иден» (1 час).

Литература:

 

1. Д. Лондон. Мартин Иден (любое издание).

2. Орлова Р. «Мартин Иден» Джека Лондона. М., 1967.

 

Дополнительная литература

 

1. Быков В.М. Джек Лондон, М.,1964.

2. Богословский В. Н. Джек Лондон. М., 1964.

 

Вопросы:

1. Неоромантическая коллизия «человек и сверхчеловек» в произведениях Д. Лондона.

2. Ситуации испытания и эволюции личности в творчестве Д. Лондона.

3. Индивидуальная «воля» и общеродовая «любовь к жизни» в характере героев Д. Лондона.

4. Поэтика западноевропейского романа «карьеры» и ее модификация в творчестве Д. Лондона.

5. Традиции творчества Р. Киплинга в произведениях Д. Лондона.

6. Анализ романа Д. Лондона «Мартин Иден» (см.: Методические рекомендации к планам практических занятий).


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.065 сек.)