АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Базовые алгоритмы

Читайте также:
  1. Алгоритмы
  2. Алгоритмы диагностирования и методы их построения
  3. Алгоритмы обхода дерева
  4. Алгоритмы оценивания МНК
  5. Алгоритмы поиска дефектов
  6. Алгоритмы распределения памяти
  7. Алгоритмы упорядочивания элементов в массивах
  8. Алгоритмы электронной цифровой подписи
  9. Асимметричные криптоалгоритмы
  10. Б) Базовые учебники
  11. БАЗОВЫЕ ДОЗИМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ

При реализации циклических вычислительных процессов наиболее часто используются следующие базовые алгоритмы:

• табулирование функций;

• организация счетчика;

• накопление суммы или произведения;

• поиск минимального или максимального члена последо­вательности.

Ниже приводятся примеры программирования задач на осно­ве базовых алгоритмов.

Задача 1. Алгоритм организации счетчика

Дана последовательность:

cos 1, cos 3, cos 5,..., cos 99.

Определить количество положительных членов последова­тельности.

Решение

Представим последовательность в общем виде:

а = cos(2n -1), где п = .

Для организации счетчика в памяти компьютера выделяется ячейка, содержимое которой должно увеличиваться на 1 каждый раз, когда встречается положительный член последовательности. В программе ячейке (счетчику) соответствует переменная целого типа, например переменная L. Работа счетчика реализуется с по­мощью оператора присваивания L=L+1. В начальный момент содержимое ячейки должно быть равно нулю. С этой целью пред­варительно осуществляется очистка ячейки оператором присваи­вания L=0.

 

#include "stdafx.h"

#include<math.h>

int main()

{

float a;

int n,L; // описание переменных

L=0; // очистка счетчика

for(n=1;n<=50;n++) // запуск цикла

{

a = cos(2*n – 1.0); // тело цикла

if(a>0) L = L + 1; // тело цикла

}

printf("L=%d", L); // вывод значения счетчика

return 0;

}

 

Задача 2. Алгоритм накопления суммы

Дана последовательность:

sin 2x, sin 4x, sin 6x,..., sin l6x

x - заданное вещественное число.

Вычислить сумму членов последовательности, которые по модулю больше 0.3.

Решение

Общий член последовательности имеет вид:

а = sin(2nx), где n = .

Для вычисления суммы в памяти компьютера выделяется ячейка S, к содержимому которой прибавляется член последовательности акаждый раз, когда выполняется условие > 0.3. Накопление суммы реализуется оператором присваивания S=S+a;. В начальный момент ячейка для суммирования должна быть очищена оператором S=0;.

#include "stdafx.h"

#include<math.h>

int main()

{

float a, x, S; //описание переменных задачи

int n;

printf("Введите значение х= ");

scanf("%f",&x);

S=0; //очистка суммы

for(n=1;n<=8;n++) // запуск цикла

{

a=sin(2*n*x);

if (abs(a)>0.3) S = S + a; /* добавление числа а в сумму, если |a|>0.3 */

}

printf("S=%6.2f",S); // вывод значения суммы на экран

return 0;

}

 

Задача 3. Алгоритм накопления произведения

Дана последовательность:

cos 0.1, cos 0.2, cos 0.3,..., cos 10.

Вычислить значение: Р где РО - произведение отри­цательных членов последовательности.

 

Решение

Общий член последовательности имеет вид:

y = cos x, где 0.1 10; Δх = 0.1.

Для реализации алгоритма накопления произведения выделяется ячейка памяти РО, в которой осуществляется последова­тельное перемножение отрицательных членов последовательно­сти с помощью оператора присваивания РО=РО*у;. В началь­ный момент в ячейку должна быть занесена единица оператором РО=1;.

#include "stdafx.h"

#include<math.h>

int main()

{

float х, у, Р, РО;

РО = 1; // установка нач. значения произведения

for (x=0.1; x<=10; x=x+0.1) //запуск цикла

{

у = cos(x);

if (y<0) РО = РО*у;

}

Р = abs(PO);

printf("P=%6.2f",P); //вывод на экран значения P

return 0;

}

 

Задача 4. Алгоритм поиска минимального члена после­довательности

Последовательность чисел генерируется по следующему закону:

ak=ektg(2k + l); к= .

Найти минимальный член последовательности.

Решение

Для реализации алгоритма выделяется ячейка памяти min, в которую сначала заносится первый член последовательности. Затем, начиная со второго, производится сравнение очередного вычисленного члена последовательности с содержимым ячейки min. Если текущий член последовательности меньше содержимого ячейки min, то oн переписывается в эту ячейку. В противном случае содержимое ячейки min сохраняет прежнее значение. При завершении сравнения всех членов последовательности в ячейке min остается минимальное значение.

Замечание 1. Алгоритм поиска максимального члена последовательности отличается от поиска минимального члена лишь тем, что в ячейке (ей можно дать, например, имя max) запоминается больший из сравниваемых членов последовательности.

Замечание 2. В начальный момент в ячейку min можно занести не первый член последовательности, а достаточно большое число, которое превышало бы область определения сравниваемых чисел (например, min=+1E6;). Тогда при сравнении с содержимым ячейки min первый член последовательности обязательно окажется меньше и перепишется в ячейку min. При поиске максимального члена последовательности в ячейку max в начальный момент заносится, наоборот, достаточно малое число, которое должно быть меньше всех сравниваемых членов последовательности (например, mах= -1Е6;). В этом случае первый из сравниваемых членов последовательности окажется больше содержимого ячейки max и запишется в эту ячейку.

Программа поиска min:

#include "stdafx.h"

#include<math.h>

int main()

{

float a, min;

int k;

min = +1E6; // нач. значение переменной min

for(k=l; k<=10;k++)

{

a = exp(1.0*k)*tan(2*k + 1.0);

if (a<min) min = a; // условие для поиска min

}

printf("min=%6.2f", min);

return 0;

}

Задача 5. Табулирование функции (или кратные циклы)

Тело цикла может содержать любой оператор, в том числе и другой оператор цикла. Структура цикла, содержащая вло­женный цикл, называется кратным циклом. Число вложений может быть произвольным. Если цикл содержит один вложенный цикл, то он называется двойным, если содержит два вложенных цикла, то является тройным и т.д. Цикл, ко­торый содержит вложенный цикл, называется внешним. Вло­женный цикл называется внутренним.

Переменная внутреннего цикла всегда меняется быстрее, чем внешнего. Это означает, что для каждого значения внешней пе­ременной цикла меняются все значения внутренней переменной.

Внешний и внутренний циклы могут использовать любой вид операторов цикла (while, do-while, for).

Пример. Алгоритм табулирования функции с двумя пе­ременными

Вычислить значение функции:

z(x, у) = sin x + cos y

при всех х, изменяющихся на интервале [-1, 1] с шагом Δ х = 0.2, и у, изменяющихся на интервале [0, 1] с шагом Δу = 0.1.

Данный алгоритм реализуется с использованием двойного цикла, в котором х примем за параметр внешнего цикла, у - за параметр внутреннего цикла.

 

#include "stdafx.h"

#include<math.h>

int main()

{

float х, у, z; // описание переменных

printf("x y z(x,y)\n"); // вывод заголовка

x= -1; // начальное значение параметра внешнего цикла

while (х<=1) // запуск внешнего цикла, если х≤ 1

{

for(y=0; y<=1; y=y+0.1) //запуск внутреннего цикла

{

z=sin(x) + cos(y); // вычисление функции

printf("%6.1f %6.1f z=%6.4f",x, y, z); // вывод

}

x=x + 0.2; // изменение параметра х на шаг

}

return 0;

}

В результате выполнения программы вид таблицы на экране будет следующим:

x y z(x,y)
-1.0 0.0 z=…
-1.0 0.1 z=…
-1.0 1.0 z=…
-0.8 0.0 z=…
-0.8 1.0 z=…

Задача 6. Вычисление сумм элементов последовательностей

Последовательности с заданным числом элементов

Пример 1. Найти сумму первых 20 элементов последовательности

S=1/2 – 2/4 + 3/8 – 4/16+…

Чтобы решить эту задачу, надо определить закономерность в изменении элементов. В данном случае можно заметить:

· Каждый элемент представляет собой дробь.

· Числитель дроби при переходе к следующему элементу возрастает на единицу.

· Знаменатель дроби с каждым шагов увеличивается в 2 раза.

· Знаки перед дробями чередуются (плюс, минус и т.д.).

Любой элемент последовательности можно представить в виде

S=z*c/d

У переменной zменяется знак (эту операцию можно записать в виде z=-z), значение переменной c увеличивается на единицу (c++), а переменная d умножается на 2 (d=d*2).

Алгоритм решения задачи можно записать в виде следующих шагов:

· Записать в переменную Sзначение 0. В этой ячейке будет накапливаться сумма;

· Записать в переменные z, cи dначальные значения (для первого элемента): z =1, c=1,d= 2;

· Сделать 20 раз следующие две операции:

v добавить к сумме значение очередного элемента;

v изменить значения переменных z, cи dдля вычисления следующего элемента.

 


#include "stdafx.h"

int main()

Начальные значения
{

float S, z, c, d;

int i;

S = 0; z = 1; c = 1; d = 2;

добавить элемент к сумме
for (i = 1; i <= 20; i ++)

{

S = S + z*c/d;

изменить переменные
z = - z;

c++;

d = d * 2;

}

printf("Сумма S = %f", S);

return 0;

}

Суммы с ограничивающим условием

Рассмотрим более сложную задачу, когда количество элементов заранее неизвестно.

Пример 2. Найти сумму всех элементов последовательности

S=1/2 – 2/4 + 3/8 – 4/16+…,

которые по модулю меньше, чем 0.001.

Эта задача имеет решение только тогда, когда элементы последовательности убывают по модулю и стремятся к нулю. Поскольку мы не знаем, сколько элементов войдет в сумму, надо использовать цикл while (или do - while). Один из вариантов решения показан ниже.

#include<math.h>

#include "stdafx.h"

начальные значения
int main()

{

Запустить цикл, если а ≥0.001
float S, z, c, d, a;

S = 0; z = 1; c = 1; d = 2;

a = 1;

while (a >= 0.001)

добавить элемент к сумме  
{

a =abs(c / d);

изменить переменные
S = S + z*a;

z = - z;

c ++;

d = d * 2;

}

printf("Сумма S = %f", S);

return 0;

}

 

Цикл закончится тогда, когда переменная a(она обозначает модуль очередного элемента последовательности) станет меньше 0.001. Чтобы программа вошла в цикл на первом шаге, в эту переменную надо записать любое значение, большее, чем 0.001.

Очевидно, что если переменная aне будет уменьшаться, то условие в заголовке цикла всегда будет истинно и программа «зациклится».


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.014 сек.)