АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проблема морального зла

Читайте также:
  1. II частина. Проблема спеціальних здібностей у сучасній диференційній психології
  2. II. Проблема источника и метода познания.
  3. III. Проблема субстанции.
  4. IV. Проблема соціальної справедливості і соціальних гарантій.
  5. XX век как литературная эпоха. Проблема периодизации.
  6. Альтернативні моделі розвитку. Центральна проблема (ринок і КАС). Азіатські моделі. Європейська модель. Американська модель
  7. Антропогенное влияние на природу. Экология как проблема.
  8. Антропологическая проблема в русской философии
  9. Безопасность как проблема дипломатической практики
  10. Бессознательное как философская проблема.
  11. Билет № 35 Проблема познания в философии. Основные направления в теории познания.
  12. Билет № 37 Проблема истины в философии и в науке. Ложь, дезинформация и заблуждение в познании.

Если добро ассоциируется у нас с жизнью, процветанием и благоденствием для всех людей, то зло – это то, что разрушает жизнь и благополучие человека. Зло – всегда уничтожения, подавления, унижения. Оно деструктивное, ведет к распаду, к отчуждению людей одних от других и от жизнеутверждающих источников бытия к гибели.

Если принять во внимание эмпирическую сторону жизни человека, то существующее в мире зло может быть распределен на трех виды:

1) физическое, или естественное;

2) зло в общественных процессах;

3) моральное зло.

 

Под физическим, или естественным злом понимают естественные стихийные бедствия, которые разрушают наше благосостояние (землетрясения, наводнения, ураганы, извержения вулканов, эпидемии и болезни). Исторически естественное зло не зависело от человеческой воли и сознания, биологические и геологические процессы происходили всегда вне границ человеческих желаний и действий. Тем не менее и сегодня существуют учения, которые утверждают, что именно отрицательные человеческие страсти, злоба, гнев, ненависть создают такие вибрации на тонких уровнях мироздания, которые провоцируют и вызовут естественные катаклизмы. То есть духовный мир людей оказывается существенно связанным с естественным злом. Такую мысль разделяет и религия, которая всегда утверждала, что физические несчастья, которые неожидаемы сваливаются на людей, - это результат Божьего гнева, и что люди натворили столько безобразий, которые послідувало наказания.

 

Тем не менее в современном мире много явлений «естественного злая» оказываются непосредственно связанными с масштабной деятельностью человека, с нарушением экологического равновесия, баланса. Но естественные катаклизмы не зависят от поведения конкретного человека, его воли.

 

Зло в общественных процессах хотя и осуществляется уже, чем участие человеческого сознания, и во многом и вне ею. Так, социальное отчуждение как чудищ социального расслоения оказывается в ненависти, насилии, чувстве зависти, пренебрежения Так же и объективное противостояние интересов, борьба за земли, источника сырья оборачиваются агрессией, войнами, в которые многие люди оказываются втянутыми вне собственной воли. Социальные катаклизмы взрываются также стихийно и неконтрольовано, как и естественные, и трудное колесо истории безжалостно проезжает по тысячам и миллионам судеб, ломая и калеча их. В результате то, что возникает с взаимодействия и столкновенье многих воль, проявляет себя в исторических событиях как слепая и могущественная сила, которую невозможно укротить индивидуальными усилиями, невозможно отвести от себя. Можно быть образцово моральным, хорошим, порядочным человеком и волей судьбы оказаться в эпицентре социального зла – на войне, в революции, в рабстве.

Вирізняють моральное зло и анты благо,которые соотносятся между собою как добро и благо. К анту-благу належит физическое, социальное и другое зло, которое не зависят от человека.

Моральное зло есть следствием сознательного волеизъявления субъекта действия. Причинить намеренный вред, обмануть, пограбить — вот проявления морального зла. Также моральным злом называют то зло, которое осуществляется за непосредственным участием и за намерением и волей человека. Это зло, которое осуществляется или допускается по выбору самого человека или через избежание такого крайне необходимого выбора, когда от лица ожидаются определенные гуманно настроенные действия.

Моральное зло есть сущность того, что старается преодолеть ли исправить мораль (это касается ощущений, взглядов, намерений, поступков, рис, характеров). Это отличает моральное зло от антиблага. В частности, моральным злом есть война, антиблагом — стихийное бедствие (тайфун, наводнение).

Которые же причины происхождения морального зла?

Сегодня считают, что причина морального зла - слабость человека, который определенной мерой подтверждается. Например, социальная неопределенность, неспособность адаптироваться в социуме или неудаче порождают в человеке зависть, которые стимулируют к злым действиям. Тем не менее это не однозначно так, ведь каждого по жизни спіткають неудачи, тем не менее не каждый обращается к моральному злу.

В истории философской и этической мысли были разные попытки объяснить причины морального зла.

Существовало несколько теорий, в соответствии с которыми зло субстанційно присутствующее в бытии. Так, в период Античности взлом считались:

- хаос как альтернатива благоустроенному космосу (досократики);

- материальный (чувствительный) мир, который существовал рядом из идеальным (реальным) (Платон).

Аристотель рассматривал зло в двух плоскостях: как состояние общественной нравственности; как свойство души индивида. Причинами существования зла в общественной нравственности философ определяло: несовершенное государственное законодательство и недейственность законов через их неправильность. По его мнению, в индивидуальной душе зло существует через такие причины:

- отсутствие моральных основ (дикарское состояние);

- эффективность душевного состава (несдержанность);

- душевная порочность.

 

Порочность Аристотель разделял на такие виды: наглость (дерзость), связанное с излишком жизненной силы, энергии или власти; подлость, которая возникает за неимением этических добродетелей, ума и мужества. Итак, индивидуальное моральное зло за Аристотелем – это то, что не отвечает норме «золотой середины» или превышая ее (наглость, дерзость), или опускаясь значительно ниже, чем нормальный уровень (подлость).

 

В политической жизни наглые и дерзкие люди становятся своевольными тиранами, а негодяи – беспринципными пристосуванцями. Первая разновидность зла возникает из силового самоутверждения индивида за счет окружающих людей и небрежения их интересами, второй – из подчинение индивида внешним обстоятельствам и собственным порочным наклонам, которые предопределяет постепенную деградация личности и превращает человека на целиком зависимое существо, подобную к рабу.

Признания за взлом собственной субстанции оказывало содействие потому, что силу зла считали непобедимой. Итак ни внешние силы, ни старания людей нему предотвратить ли уничтожить его не могли.

Начиная от христианства, европейская этика Средневековья (Т. Аквинский), Возрождения и Нового времени (Б. Паскаль, Г. Лейбніц, И. Кант, Ф. Шеллінг) природу зла усматривала в человеческой воле.

Например, в соответствии с христианской доктриной, причиной зла есть намеренное отклонение человека от Божественного порядка, который проявляется в человеческой гордыне. Сакральная нумерологія средневекового католицизма определила семь смертных грехов человека как результат проявления зла: гордыня, жадность, охота, зависть, череволюбство, гнев и грусть. Эти черты, которые характеризуют зло, считались основными во всех христианских культурах.

Глубокое осмысление диалектики добрая и злая, добропорядочности и порока находим в произведениях христианского мыслителя Лактанція, которого гуманисты Возрождения называли христианским Цицероном. Он последовательно развивает диалектические идеи апостола Павла. По его мнению, Бог пожелал поставить добро и зло в такое положение, чтобы качество добра люди познавали с злая, а качество зла из добра. Смысл одного не может быть понятной без существования другого. Бог не устранил зла, чтобы смысл добропорядочности был более выразительным. Без зла и порока добропорядочность не маленькая бы свои значения и цены. Порочные не самые страсти, а их причины извне. Страсти не надо искоренять, а необходимо верно использовать. Настоящий героизм и мужество для христианина состоят в умении владеть собою, своими желаниями, стремлениями и поездами. Укротить злость, унять порывание пылкости – вот дела достойные христианского гуманизма. Со временем эти взгляды Лактанція будут развитые в этических теориях автономной этики моралистов ХУІІ – ХУІІІ ст. Шефтсбері, Хатчесона, Канта. Автономная этика определяла главным источником злая духовно – волевое начало в человеке, которое и может быть ответственной за все разновидности морального зла.

Для И. Канта же, аморальность (зло) - это не следствие онтологічної несовершенства, а ошибочное применение свободы. Человеку присущее урожденное несовершенство (слабость, нечистота сердца), но собственное моральное зло - это сознательное искажение естественных животных или человеческих задатков. Искажения стремлений к самосохранению, продолжения рода и общения ведет к животным порокам, череволюбства, хіті и дикого беззакония; самовлюбленность — к дьявольским порокам зависти, неблагодарности и злорадности.

Попробуйте раскрыть содержание морального зла. Можно вообразить зло как отдельную силу. Так решала проблему морального злая давняя культура. Она находила нему воплощения в мифологических образах (Анхра - Майньо - в зороастризме, Призрак - в буддизме, Сатана в христианстве). Это синтетические образы, которые воплощали весь мыслимый человеком комплекс злая, результатом действий которых было препятствования жизни человека, природе.

Однако зло имеет конкретные проявления. Еще давние философы пробовали их определить. (говорите, у Сократа зло сводилось к незнанию, ошибочности, невежества. Сегодняшняя же культура недостаток интеллектуального развития не сводит к моральным характеристикам.

Современные исследователи вирізняють два основных вида морального зла: враждебность и распущенность, которая разворачиваются в человеческих недостатках. К враждебности относят агрессию, насилия, гнев, разрушение, ненависть, желания гибели, потащил к угнетению других. Это зло активное, энергичное, что стремится к уничтожению чужого бытия и благополучия. Оно направлено наружу. Вражеская к другому человек сознательно хочет нанести другим вреда, убытка, страдания, принизить их. Понятием «распущенность» обозначают другую группу человеческих недостатков, а именно: малодушие, трусливость, линь, неумения владеть своими наклонами, желаниями и страстями. Распущенный человек очень легко поддается соблазнам, ведь недаром христианство утверждало, что дьявол овладевает душой двумя путями – или силой, или прельщением. К распущенности можно также отнести жадность, сладострастие, неутомимую страсть к разнообразнейший задоволен6ь. Можно сказать, что вся история развития морали и моральной философии – это настойчивая борьба с распущенностью.

Общеизвестными являются образные воплощения зла в художественной культуре. Начиная из поры Романтизма, который в борьбе с иллюзиями Просвещения естетизував зло, оно все более чаще осознается как самостоятельный объект человеческого волеизъявления, как то, чего можно желать ради него самого (злая ради зла), находить в нем наслаждение. Про поэтическое вдохновение взлом писал немецкий философ классического периода Ф. Шеллінг. Это была новая субстанціалізація злая, связана с усилением секуляризации культуры Нового времени. Довольно вспомнить произведение Гете «Фауст», повесть М. В. Гоголя «Вей», оперы Ріхарда Вагнера. В художественной культуре постепенно утверждается мысль, которая когда добро бессильное, то поступь может быть инициированным злом. Так, Гегель считал, что шанолюбство, стремления власти, корысть и прочие низкие страсти человека есть важными рычагами общественной поступи.

Если проанализировать многочисленные этические доктрины и концепции злая, то можно определить общие черты, которыми зло характеризуется в подавляющем большинстве этих учений, независимо от того, к какому направлению этики они належат.

Типичные черты морального зла:

- нарушения порядка и меры;

- сосредоточенность на собственной персоне и собственных интересах; небрежения интересами других людей;

- нарушения субъекта зла равноправия и гармонии в обществе;

- самоутверждение в вражеской агрессивности или распущенности.

 

Зло переживается через боль, страдания и производные от них эмоции - страх, гнев, образа и т.п.. Философ Нового времени Дж. Локк считал, что взлом есть "то, что способное наносить нам или увеличивать какое-то страдание".

Встреча с взлом - это нелегкие испытания для человека, ведь зло стимулирует человека к деструктивным переживаниям и действиям -отчаяния, агрессии, злобы, мести и др. Тем не менее человек всегда может помнить, что моральное зло как порождается ее внутренним миром, так и ею одолевается. Преодоления силы зла достигается, преимущественно, духовными усилиями человека.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)