АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Этическая мысль Нового времени

Читайте также:
  1. I. Россия в период правления Бориса Годунова (1598-1605). Начало Смутного времени.
  2. I. Россия в период правления Бориса Годунова (1598-1605). Начало Смутного времени.
  3. II. Вивчення нового матеріалу.
  4. II. Вивчення нового матеріалу.
  5. II. Вивчення нового матеріалу.
  6. II. Вивчення нового матеріалу.
  7. II. Вивчення нового матеріалу.
  8. II. Вивчення нового матеріалу.
  9. II. Вивчення нового матеріалу.
  10. II. Вивчення нового матеріалу.
  11. II. Вивчення нового матеріалу.
  12. II. Вивчення нового матеріалу.

Эпоха Нового времени характеризуется глубокими изменениями в духовной, экономической и политической сферах. Во второй половине ХУІ ст. зарождается новое мышление, которое обосновывается, прежде всего, на результатах, добытых экспериментальной наукой, а не философией и теологией. Хотя позиции религии все еще остаются достаточно крепкими, религиозные реформы происходят в таких странах, как Германия, Англия, Франция и других. Появляется новая разновидность христианства – протестантизм, этическая доктрина которого существенно отличается от учения католической церкви.

Парадигмы этики Нового времени:

- эмпирическая (Ф. Бекон, Т. Гоббс, Дж. Локк);

- рационалистическая (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. В. Лейбниц);

- просветительская (Ф. Вольтер, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо);

- классическая (этика мыслителей немецкой классической философии – И. Кант, Г. В. Ф. Гегель, Л. Фойербах);

- марксистская (К. Маркс, Ф. Энгельс).

 

Этические идеи в начале Нового времени приобретают натурфилософского содержания. Натурализацию морали начал английский философ и политик Френсис Бекон (1561 – 1626). Он был основателем методологии эмпирической науки. Его учения стало отправным пунктом мышления Нового времени. Свои этические взгляды Бекон изложил в произведении «Опыты, или Наставления моральные и политические». В этой работе он раскритиковал этические учения киренаиков, эпикурейцев, стоиков и скептиков за проповедь в них пассивности, успокоенности и созерцательности. По его мнению, благо должно быть активным и направленной на усовершенствование человека. Философ считал, что есть два определяющих моральных поезда: к индивидуальному благу и к общественному благу. Первый приводит к формированию целостной личности, второй – делает человека частью общества. Моральной добродетелью, которая оказывается в поезде к общественному благу, есть обязанность.

В XII ст. развернулась научная революция и завершилось становления буржуазного общественного отношения. В творчества наиболее известных философов этой эпохи – Ф. Бекона, Б. Спинозы, Т. Гоббса, Р. Декарта, Дж. Локка - кардинально изменяется как трактование задач этики, так и способы обоснования моральных представлений. В этике широко используются методы природоведения. Внимание философов переориентировалось из познание Божественных велений и идеального мира на изучение сферы практических потребностей и интересов человека. Радикально переосмыслилась роль ума как способа организации человеческого бытия и вышестоящей инстанции в моральной сфере, как источника формирования иерархии моральных ценностей.

Концепция создания нравственности, которая выходила исключительно из земных интересов человека, получила название теории «умного эгоизма». Суть ее состоит в следующему: если человек в своих поступках может отдать предпочтение только собственным интересам, то следует учить ее не отказа от эгоизма, а потому, чтобы она понимала свои интересы «умно», отвечая требованиям своей настоящей «природы». Если общество организовано так же «умно», то интересы отдельных личностей не приведут к конфликту с интересами окружающих и общества в целом, а, наоборот, будут служить им.

Целостную эмпирическую парадигму этики разработал английский философ Томас Гоббс (1588 – 1679). Этика Гоббса выступает соединительным звеном между философией и социально – политическим учением. Он развивал положение Ф. Бекона об врожденном эгоизме, подчеркивал неизменность человеческой природы и определил пользу как главный принцип морали. Взаимное ограничение эгоизма на основе естественного закона самосохранения предопределяет появление моральной регуляции. Гражданские долги по своему смыслу совпадают с моральной обязанностью. Источником морали гражданского общества есть право, а критерием определения нравственности – закон. В трактате «О гражданине» Гоббс так определил основное требование естественного закона – каждый должен составлять собою выгоду для других.

В этике Нового времени усиливается утилитаристическая тенденция: польза и интерес трактуются как конечный и непосредственный этический импульс в сложной цепи факторов, которые определяют моральную практику индивида. Такой подход вел к реабилитации эгоизма, себялюбия и рассматривал индивидуализм как настоящий и естественный мотив человеческих поступков.

Ярким представителем утилитаристической этики стал выдающийся философ и педагог Джон Локк (1632 – 1704). Главная его заслуга состоит в разработке проблемы прав человека. В «Трактате про государственное правление» Локк определил три основные врожденные права человека: право на жизнь, право на свободу, право на собственность. Эта формула прав человека Дж. Локка вошла в многие раннебуржуазные конституции и постоянным отправным пунктом для дальнейшей положительной разработки проблематики прав человека и гражданина.

Основателем философского рационализма Нового времени был Рене Декарт (1596 – 1650). Моральное благо он усматривал в разумном поведении на основании знания истины. По его мнению. Все пороки походят от невежества, а зло есть отсутствием истины или ее недостатком. Истина и зло несовместимые. Знания истины обеспечивает свободу духа и унимает страсти, прихоти и своеволие. Рационалистическая этика Декарта имела влияние на этические взгляды Спинозы, Гельвеция и Канта.

Другие теоретические поиски в этике XVII ст. приводят к постижению социальной природы морали. Объясняя общезначимый характер этических норм, философы Нового времени усматривают его основу в наличии общественного договора людей, что ведет к возникновению государства и единых для всех законов. Санкция общественного законодательства прибавляет индивидуальному стремлению объективного, коллективного значения, подкрепленного авторитетом государства.

Определяющая роль в этих теоретических поисках принадлежит нидерландскому мыслителю Бенедикту Спинозе (1632-1677), который выдвинул наиболее радикальное решение этических проблем в свое время и создал на рационалистической основе целостное этическое учение. В своих работах Б. Спиноза отказывается от отождествления религиозности и нравственности и, разрабатывая моральную доктрину, целиком опирается на рационалистическую методологию. Основная его работа «Этика» (1677) Определенной мерой она опирается на идее стоицизма. Этика как особая дисциплина исследует присущие человеку свойства. Человек – эгоистический индивид, который руководствуется законом самосохранения и стремлением к собственной выгоде. Свобода есть познанной необходимостью, а потому разным людям она присущий разной мерой. Моральный идеал Б. Спинозы имеет такие степени: право человека на самоутверждение и всестороннее развитие своих потенций; активная деятельность как содержание счастья, которое находит свое высшее выражение в познании.

Таким образом, познания у Спинозы – это не только путь к свободе, но ее цель и оправдания, ее высшее содержание и сущность. Его этическое учение стало важным и кульминационным этапом развития европейской этики Нового времени, которое стремилось соединить этический натурализм с рационалистическим обоснованием морали.

Рационалистическую тенденцию в разработке этических проблем продолжил немецкий философ Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 – 1716). Его взгляды обосновывались на утверждении, что наш мир есть наиболее гармонический, а потому наилучший из возможных миров. С точки зрения вечного универсама, зла нет вообще. В временном земном бытии зло служит для понимания и верной оценки добра. Наличие зла есть стимулом для усовершенствования человека на путь углубления познания.

Этические идеи Лейбница послужили развития теорий морали Просвещения, а также имели определенное влияние на Канта, Шеллинга и Гегеля.

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)