АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психологическая теория права Л. И. Петражицкого

Читайте также:
  1. ERG – теория Альдерфера
  2. I СИСТЕМА, ИСТОЧНИКИ, ИСТОРИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ РИМСКОГО ПРАВА
  3. I. При каких условиях эта психологическая информация может стать психодиагностической?
  4. I. Социально-психологическая сущность неуставных взаимоотношений
  5. I. Теория естественного права
  6. I.1.5. Философия как теория и
  7. I.2. Система римского права
  8. I.3. Основные этапы исторического развития римского права
  9. I.4. Источники римского права
  10. II. Историческая школа права
  11. II.3. Закон как категория публичного права
  12. II.6. Корпорации публичного права (юридические лица)

 

В начале XX в. крупным событием в русской и европейской науке стало опубликование книги «Теории права и государства в связи с те­орией нравственности». Автор – российско-польский правовед Лев Иосифович Петражицкий (1867-1931). Следуя в гносеологическом и методологическом отношении началам позитивной философии, он до­бился оригинального освещения правовых явлений и самой природы права.

Право было определено как явление индивидуальной психики. Социальный момент в праве не игнорируется, но воспринимается под углом зрения психологически-правовых переживаний постольку, поскольку социальный элемент в этих переживаниях отражается. Петражицкий признает различия между правом и нравственностью, главным же считает различие между чисто императивным характе­ром нравственных импульсов (и соответствующих им норм) и импера­тивно-атрибутивным характером права. «Императивность» в данном случае предстает как индивидуально-личностное сознание долга, обязанности, в то время как «атрибутивность» есть сознание «своего права», выступающее вовне, подобно притязанию. Для нравственнос­ти важен императив и момент добровольности в исполнении обязан­ностей, тогда как для права основное сосредоточено в моменте атри­бутивности, т.е. в непременном исполнении обязанности и связанном с этим удовлетворением. Если в нравственном общении психика участ­ников довольно мирно реагирует на неисполнение обязанностей, то в правовом общении неисполнение их (в том числе правовых требова­ний, подтвержденных судебным решением) вызывает гнев, влечет оп­равданные требования принудительного исполнения.

Он считал, что роль права в общественной жизни важнее роли нравственности, поскольку пассивная этическая мотивация явно ус­тупает активной этической мотивации (сознанию правомочности). На стороне права имеется не только поощрительно-санкционирующая мотивация в пользу его осуществления, но также стремление «доби­ваться причитающегося». Последнее осуществляется вне зависимос­ти от усмотрения и воли обязанных, сопровождается требованием, ис­пользованием в том числе и насильственных средств. В итоге формируется прочная скоординированная система вызываемого пра­вом социального поведения, прочный и точно определенный порядок. Недаром в сознании юристов имеется прочная ассоциация двух идей – «права» и «порядка», вместо слова «право» часто применяют выра­жение «правопорядок». Для такой ассоциации существует и «научно-причинное объяснение».

В воздействии на социальное поведение особое значение Петражицкий придает двум специальным функциям права, которые он называет «распределительной» и «организационной». Так, в частности, дистрибу­тивная (распределительная) функция в области народного (и междуна­родного) хозяйства может отличаться от функции распределения частей плодородной почвы, средств и орудий производства, предметов потреб­ления, вообще хозяйственных благ между индивидами и группами.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)