АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава 1. Подходы к созданию творческого портрета в телевизионном интервью

Читайте также:
  1. I. ГЛАВА ПАРНЫХ СТРОФ
  2. II. Глава о духовной практике
  3. III. Глава о необычных способностях.
  4. IV. Глава об Освобождении.
  5. XI. ГЛАВА О СТАРОСТИ
  6. XIV. ГЛАВА О ПРОСВЕТЛЕННОМ
  7. XVIII. ГЛАВА О СКВЕРНЕ
  8. XXIV. ГЛАВА О ЖЕЛАНИИ
  9. XXV. ГЛАВА О БХИКШУ
  10. XXVI. ГЛАВА О БРАХМАНАХ
  11. Аб Глава II ,
  12. Алекс решил, что его никто и не узнает. Потому что в день концерта он только прилетит из Чикаго, где по просьбе Чарли должен был дать интервью, но отменил его.

Особенности интервью как жанра журналистики

1.1.1. Интервью как основной жанр журналистики и его виды

Понятие «жанр» сегодня присутствует во всех видах творчества, которые представляют собой развернутую жанровую систему, в каждой из которых происходит последующее деление. Такая сложная классификация обусловлена различиями в восприятии действительности в каждом жанре и формой её отображения. Так, например, в кинематографе один и тот же сюжет может быть преподнесен по-разному, в зависимости от того какой жанр фильма был определен режиссёром – комедия или трагедия, фильм ужасов или боевик.

Развернутое и обобщенное определение понятия «жанр» приводится в книге Г.В. Лазутиной и С.С. Распоповой «Жанры журналистского творчества»: «Жанр есть исторически складывающийся вид того или иного рода духовного творчества, обусловленный предметно-объектным многообразием действительности, многообразием потребностей общества и несущий в себе память о средствах, подходящих для отображения соответствующего предмета и удовлетворения соответствующей потребности» [12].

Жанровое деление присутствует в литературе, в музыкальном искусстве, в научном творчестве, в театроведении, в живописи, в мире компьютерных игр и т.д. На данный момент, предметом нашего изучения является журналистика, и дальнейшее внимание будет уделяться именно её жанровой системе.

С развитием и становлением журналистики как науки и профессии, возникала потребность в жанровой дифференциации. Умение преподносить информацию разными способами было необходимо, так как невозможно одинаково писать о деловых переговорах и музыкальном концерте или говорить о новой книге также как о произошедшем ДТП. Здесь речь идет как раз о средствах, подходящих для отображения соответствующего предмета.

Также на выбор жанра будет влиять выбор средств удовлетворения соответствующей потребности – информировать, развлекать или выполнить познавательную функцию? «В стремлении к наиболее адекватному отражению разных объектов социального мира, вырабатываются разные жанровые модели» [13].

В журналистском мире не сложилось единого мнения о жанровой дифференциации. Учёные выделяют различные способы деления журналистики на жанры, и какой из способов верен, установить проблематично. Со временем жанровые различия журналистских материалов становятся менее заметными, происходит смешение жанров и возникновение новых, поэтому и аудитория, и профессиональная среда не всегда могут определить жанр того или иного материала. Академик Д.С. Лихачев и М.М. Бахтин сходятся во мнении, что система жанров постоянно меняется и обновляется на каждом новом этапе развития истории. В подтверждение этой мысли М.Н. Ким вспоминает изменения, происходящие в жанровой системе в 90 гг. XX века. Именно в этот период истории происходили жанровые трансформации, разрушались традиционные взгляды на жанр, возникали новые, вырабатывались иные подходы в подаче информации, менялась парадигма мышления. На смену моно идеологии пришёл плюрализм мнений, а на смену монологическим жарам журналистики, пришли диалогические – такие как интервью, опросы, дискуссии.

На сегодняшний момент самый распространённый способ классификации, которого придерживается большинство исследователей, разделяет журналистику на информационные, аналитические и художественно-публицистические жанры. Подобной классификации придерживаются А.А. Тертычный («Жанры периодической печати»)[14], В.В. Смирнов («Жанры радиожурналистики»)[15] и М.Н. Ким («Жанры современной журналистики»)[16]. Иногда к ней добавляют шоу-жанр, который включает в себя игры, ток-шоу и реалити-шоу.

Однако некоторые исследователи приводят более сложную классификацию. Например: С.М. Гуревич разделяет журналистские материалы на жанры новостной информации, диалогические жанры, ситуативно-аналитические, эпистолярные, сатирические и художественно-публицистические. А Л.Е. Кройчик («Система журналистских жанров»)[17] выделяет такие жанры как оперативно-новостные, оперативно-исследовательские, исследовательско-новостные, исследовательские и исследовательско-образные.

Несмотря на подобные расхождения в жанровой классификации, наиболее распространенным и популярным жанром во всех видах СМИ считается интервью. Зачатки интервью стали зарождаться еще в древности. Античные философы, такие как Сократ, Платон, Геродот создавали свои труды на основе сведений, полученных путем расспросов. Геродот писал, что такой способ нужен «чтобы прошедшие события с течением времени не пришли в забвение и великие и удивления достойные деяния, как эллинов, так и варваров не остались в безвестности...»[18]. Один из родоначальников диалектики, Сократ опирался на поиски истины при помощи бесед и споров, обнаруживая противоречия в рассуждениях собеседника, посредством вопросов он приводил его к «истине». Труды его ученика Платона также строились в диалогической форме. Эти беседы могли послужить началом зарождения «интервью».

Однако, несмотря на то, что интервью как метод сбора информации использовался с давних времен, жанр начал сформировываться только к концу XIX века. До этого времени журналисты не цитировали высказывания собеседников, редко ссылались на источник информации, ограничиваясь передачей сути бесед. В 1890-е годы интервью стало распространенным жанром в американских газетах. Журналисты часто интервьюировали политиков, государственных деятелей. В конце века жанр распространяется в Европе и уже к тридцатым годам XX в. прочно приживается в газетах. Начинают вырабатываться разнообразные виды интервью, а возможность получить информацию «из первых уст» обеспечила этому жанру успех у публики.

В своей статье «Интервью: проход по минному полю» журналист журнала «Огонёк» Л.П. Плешаков вспоминает об интервью в советской прессе: «Интервью - жанр, не свойственный советской журналистике… Я и сам видел, что интервью было редкостью на газетных и журнальных страницах. Почему? Да в ту пору на трибуны партийных, комсомольских съездов каждый делегат выходил с речью не только написанной, но и проверенной в обкоме или ЦК, отредактированной. Каждое слово должно было соответствовать "судьбоносным" решениям, постановлениям. Во всеобщем "демократическом" спектакле импровизаций не допускалось. Обращаешься с просьбой об интервью к чиновнику, располагающему информацией, директору какого-нибудь НИИ - они непременно должны испросить разрешения у своего руководства»[19].

После перестройки интервью в России стало набирать огромную популярность. Представители различных профессий с большой охотой стали давать комментарии и свои экспертные оценки по какой-либо теме. Стали появляться «интервью по телефону», «круглые столы». Стало возможным проводить интервью дистанционно, общаясь с его героем по переписке и с помощью интернет-трансляций.

Понятие «интервью» используется в журналистике в двух значениях: как метод сбора первичной информации, на основе которой создаются другие журналистские материалы, и как самостоятельный жанр журналистики.

Принадлежность жанра интервью к определенной жанровой группе вызывает разногласие в научной среде. Одни исследователи полагают, что интервью – исключительно информационный жанр и цель его – объективное получение информации, другие настаивают на присутствии в жанре черт, характерных и для других групп. Например, авторы учебника «Телевизионная журналистика»[20] выводят типологию интервью по целям, в зависимости от которых меняется тактика поведения журналиста. Так, информационное интервью авторы относят в состав информационно-публицистических программ, а портретное интервью сравнивают с очерком, что позволяет причислять этот тип интервью к художественно-публицистическим жанрам.

Такой же точки зрения придерживается М.Н. Ким, утверждая, что по методам отображения интервью может быть отнесено ко всем группам журналистских жанров: информационным, аналитическим и художественно-публицистическим. Именно из этих жанровых характеристик объясняется всё жанровое разнообразие интервью[21]. С этим мнением соглашается и А.А. Тертычный, относя интервью и к информационным, и к аналитическим жанрам.

Помимо принадлежности интервью к той или иной жанровой группе, у исследователей вызывает разногласие и классификация интервью по видам. Учёные не могут сойтись во мнении, по какому признаку осуществлять классификацию: брать ли за основу предмет отображения, метод или целевую установку.

Например, А.А. Грабельников[22] разделяет интервью на интервью-диалог, интервью-монолог, интервью-сообщение, зарисовку, мнение и анкету. А.А. Тертычный[23], помимо информационного и аналитического интервью, выделяет блиц-вопрос, вопрос-ответ, аналитический опрос и беседу.

М.М. Лукина[24] в зависимости от целей интервью выделяет информационное, оперативное, интервью-расследование, интервью-портрет и креативное интервью. Последний вид отличается тем, что журналист в интервью не просто посредник в передаче информации, а равноправный собеседник. Лукина приближает такое интервью к художественному жанру, который может воплотиться в очерке, эссе, документально-публицистическом материале и т.п.

В.Л. Цвик[25] разделяет интервью на протокольное, информационное, проблемное, интервью-портрет и интервью-анкету. Последняя классификация имеет наибольшее распространение. Стоит остановиться на данной классификации и выделить основные черты каждого вида интервью.

Первый вид интервью – информационное. Оно берётся у компетентного лица по актуальной теме и по стилю схоже с обычным бытовым разговором. Информационной интервью считается самым динамичным среди интервью, именно поэтому, в силу жестких временных ограничений и в погоне за «свежей» информацией этот вид интервью наиболее пригоден для новостных сюжетов. Например, для освещения чрезвычайной ситуации журналисты за максимально короткий срок проводят информационное интервью с очевидцами и экспертами, собирая необходимую для сюжета информацию. В основе информационного интервью лежат ключевые вопросы: кто? что? где? когда? Их вполне достаточно для сбора основных сведений. Разница между информационным интервью и интервью-анкетой заключается в том, что в хорошем информационном интервью каждый вопрос индивидуализирован, рассчитан именно на того человека, с которым в данном конкретном случае проходит беседа, а в интервью-анкете всем респондентам задаются одинаковые вопросы.

Если героем интервью становится официальное лицо высокого ранга, то, скорее всего, для беседы с ним будет выбрано протокольное интервью. Такой вид интервью проводится для получения официальных разъяснений по вопросам внутренней и внешней политики государства. Интервью будет содержать официальную информацию о встрече политического деятеля в аэропорту, на вокзале, интервью с представителями власти по поводу какого-нибудь торжества, о том или ином событии. Вопросы обычно стандартны, шаблонны и заранее известны интервьюируемому. Журналист не высказывает своё мнение. Манера общения не должна быть конфликтной или партнерской. Протокольное интервью обычно выходит в выпуске новостей, где официальное лицо дает разъяснения новому законопроекту. Вопросы, нередко заранее согласованны и не связанны никак композиционно. Что-либо переспрашивать и уточнять не принято. Официальное лицо дает официальные ответы.

Еще Сократ говорил: «В споре рождается истина». Возможно, с этой целью когда-то и появилось проблемное интервью. В центре внимания проблемного интервью актуальные проблемы, волнующие общественность. Цель интервью – глубокий анализ проблемы. Для проведения такого интервью, сам журналист должен хорошо разбираться в теме и вместе с героями интервью искать способы решения рассматриваемой проблемы.

Проблемное интервью близко к дискуссии, где журналист и интервьюируемый могут занимать противоположные точки зрения и оспаривать аргументы друг друга. Проблемное интервью относится к аналитическому жанру. Проблемное интервью (или дискуссия) ставит задачу выявить различные точки зрения и пути решения социально значимой проблемы. Проблемное интервью один из самых сложных видов журналистики, требующий глубокого анализа проблемы и рассмотрения ее с нескольких сторон. Так же приемлем плюрализм мнений, т.е. наличие различных точек зрения.

Как упоминалось ранее, интервью-анкета отличается от информационного интервью одинаковым набором вопросов. Оно проводится для сбора мнений собеседников по определенному вопросу. Обычно это серия стандартизированных интервью, в которых всем участникам задается один и тот же вопрос. Такое интервью «оживляет» передачи. В интервью-анкете журналисту следует опрашивать людей из разных социальных групп: разных возрастов, профессий, материального положения.

Пожалуй, самым сложным видом интервью считается интервью портретное. Главная задача – наиболее полно раскрыть личность героя. Перед интервью журналист обязан тщательно изучить биографию героя и составлять план интервью. В отличие от других видов интервью, журналиста не интересуют актуальные темы (по крайней мере, они не цель интервью). Личность и только личность должна находиться в центре внимания. Портретное интервью близко к художественно-публицистическому жанру: к очерку, рассказанному героем о самом себе.

«Портретное интервью это речевой автопортрет героя. Журналист своими вопросами направляет повествование, останавливает внимание на более интересных, с его точки зрения, фактах. Это позволяет нанизывать на общую нить любые бусины. Пусть жемчужины проскакивают нечасто, но собранные вместе разнозначные бусины могут стать прекрасным ожерельем. Если, конечно, журналисту удастся "раскрутить" собеседника на откровенный рассказ о себе или о своем деле, своих интересах и пристрастиях - обо всем, что интересно читателю»[26].

По мнению М.Н. Кима, на сегодняшний день, в газетной периодике портретное интервью – один из самых популярных видов интервью. Это объясняется несколькими обстоятельствами: интересом читателя к определенной личности, возможностью проникнуть в его внутренний мир и биографической достоверностью: герой рассказывает сам о себе.

Кто может быть героем портретного интервью? Личность, интересная людям. Особенно интересно интервьюеру раскрывать внутренний мир человека творческой профессии: художника в широком смысле слова – и политика. Задача журналиста – направлять беседу в нужное русло, умело сочетать подготовленные заранее вопросы с вопросами, возникающими вовремя беседы, слушать и слышать гостя и главное – наладить с ним контакт. Примером портретного интервью можно назвать «Женские истории» с О. Пушкиной, «Пока все дома» Т. Кизякова, интервью Владимира Познера в одноименной программе, печатные интервью в журнале «Караван историй». Таких примеров множество и в передаче «Школа злословья» канала НТВ.

 

 

1.1.2. Телевизионное интервью

Один и тот же жанр может существенно различаться в форме подачи информации и в дальнейшем её восприятии. Так, в зависимости от канала передачи, раскрываются или наоборот упускаются детали, такие как интонация, особенности речи, мимика и жесты, которые могут добавить в портрет интервьюируемого больше штрихов. Например, если печатные СМИ могут только передавать слова, радио добавит в свой арсенал голос говорящего, а телевидение позволит его еще и увидеть. Вследствие этого одна и та же информация может восприниматься по-разному.

Жанры радио и телевидения формировались на основе газетных, поэтому основаны на одних и тех же правилах и поддаются одной и той же классификации: информационные, аналитические и художественно-публицистические жанры.

В.Л. Цвик приводит типологию телевизионных интервью в зависимости от их целей, где разделяет интервью на протокольное, информационное, проблемное, интервью-анкету и интервью-портрет. Протокольное интервью помогает разъяснять вопросы внешней и внутренней политики у лиц высокого ранга; информационное – получать определенные сведения, но необязательно официального характера; проблемное – найти пути решения той или иной проблемы; интервью-анкета собирает мнения нескольких людей; а портретное интервью раскрывает личность собеседника. Подобная типология также применительна к газетным и аудиовизуальным СМИ, что еще раз указывает на общие черты жанра интервью в разных типах СМИ.

Основное отличие аудиовизуальных СМИ от печатных – это устная форма подачи материала. На телевидении устный текст дополняется видеорядом, что позволяет телевидению изменять традиционные жанры прессы и создать новые.

«Жанры телевизионной публицистики, – утверждается в работе, посвященной анализу особенностей проведения современного интервью, – в которых основным изобразительным средством выступает слово, живая человеческая речь, а формой существования – диалог (общение), имеют особое значение для телевидения, поскольку коммуникативный процесс, выраженный, в основном, речью с дополнением мимикой и пантомимикой, представляют собой одну из основ телевидения как социальной системы, впрямую соответствуя природе экрана»[27].

С появлением интервью на телевидении, жанр приобрел существенное качество – зрелищность. Теперь источником информации о герое интервью стала речь (интонация, эмоциональная окраска), невербальные средства общения (мимика, жесты, поведение), а нередко и окружающая среда (интерьер помещения). Именно зрелищностью объясняется особая достоверность и широкое распространение жанра интервью на телевидении.

На это качество телевидения акцентируют внимание как российские, так и зарубежные специалисты. В.Л. Цвик еще раз выделяет отличительную особенность экранного интервью от других:

«В идеале интервью на экране должно выглядеть как непринужденный разговор двух людей, один из которых более информирован по обсуждаемой теме. Но просто поговорить эти люди могли и без камер. Стало быть, в самой природе телевизионного диалога есть некая двойственность: собеседники стараются не обращать внимания на телетехнику и в то же время откровенно работают на публику»[28].

В подтверждение этой же мысли Вернер Кальмайер[29] утверждает, что любая форма коммуникации на телевидении инсценирована исключительно для зрителей. На экране происходит «многократная адресация» к участникам диалога и к зрителям у экрана.

Авторы учебника «Методика телевизионной журналистики»[30] выводят следующие жанрово-стилистические особенности телевизионного интервью:

· субъективизация повествования, выражающаяся в том, что: зрители становятся свидетелями непосредственного общения собеседников, живая речь каждого из которых отражает индивидуальные речевые особенности и имеет ярко выраженный личностный характер;

· наглядность и зрелищность речевого общения акцентирует внимание зрителей не только на содержание беседы, но и на речевую культуру и задействование собеседниками невербальных средств общения;

· а также условие высокой эффективности телепередачи - совместное творчество журналиста, собеседника и телезрителя. Вовлечение зрителя в процесс происходит за счет выбора актуальной темы интервью, интересной зрителям.

Что еще отличает телевизионное интервью? М.М. Лукина[31], например, приводит сравнение телевизионного интервью с печатным, выделяя следующие пункты: нормы общения, скорость передачи информации и коммуникативную отдачу. Разберем каждый из пунктов.

Благодаря техническим возможностям, телевидение значительно опережает печатные СМИ в скорости передачи информации. Именно погоня за оперативностью сказывается на процессе общения журналиста с интервьюируемым. Если журналист газеты имеет время на обработку и проверку материала, то телевизионный журналист, особенно в условиях прямого эфира, такой возможностью не располагает. Так же прямые эфиры иногда вынуждают журналиста пренебрегать некоторыми нормами общения. Пытаясь не превысить хронометраж интервью или не изменить темп беседы, интервьюеру приходится перебивать своего собеседника. Помимо этого, журналист может столкнуться с боязнью камеры или прямого эфира у собеседника, что может сказаться на готовности гостя общаться и на качестве этого общения. Работа в эфире требует от ведущего максимальной коммуникативной отдачи и психологической «обработки» собеседника: подготовить к разговору, выработать правильную стратегию беседы и максимально раскрыть тему.

Интервью на телевидении требует от журналиста умения публично мыслить и задавать вопросы не протокольно, а в живом диалоге. По мнению Лукиной журналисты, работающие на телевидении, в качестве принципов подачи информации используют приемы драматургии в большей степени, чем их коллеги из печатных СМИ. Помимо содержательности интервью, они должны сделать его интересным, зрелищным и кроме того не забывать о сопутствующих съёмкам деталях — освещении, заднем плане, гриме и т.д.

Немаловажный пункт, на котором акцентируют внимание Шестеркина и Николаева – это телевизионная речь, важнейшая специфическая особенность которой сочетание слова и изображения. «Её проявления обусловлены персонифицированностью телевизионной информации, которую на экране преподносит говорящий человек; звучанием живого слова (устная речь); отсутствием описательной функции, которую заменяет видеоряд; предрасположенностью зрителей к восприятию слова (успех разговорных жанров); зрительским интересом не только к динамизму событий, но и к динамизму мыслей, чувств, характеров»[32].

Исходя из особенностей телевизионной речи, были выработаны некоторые правила. Так изображение и слово должны соответствовать друг другу, но в тоже время не дублировать; слово должно содержать в себе достаточную информацию для зрителя и преподноситься доверительно, в форме беседы. Основное требование от телевизионного журналиста: хорошо знать тему и импровизировать на её основе; обладать чувством камеры и чувством аудитории, абсолютная грамотность, чувство меры и культура речи.

Телевидение допускает смешение различных жанров и их трансформацию, которая, порой, может породить нечто совершенно новое. Например, Цвик упоминает о техническом новшестве, приведшем когда-то к появлению модифицированной разновидности интервью – прямые включения из студии в гостинице «Россия», выходившие в рамках программы «Итоги» с Евгением Киселевым. Находясь в разных комнатах, непримиримые политические оппоненты вели дискуссию друг с другом путем прямых включений из студии, где ведущий в любой момент мог «выключить» одного из них и оставаться хозяином положения. Так жанр интервью приобрел еще в одну форму.

В составе одной программы могут быть соединены репортаж и интервью, журналистское расследование и ток-шоу, а само по себе интервью может стать как полноценной программой, так и составной частью, например, новостного выпуска, очерка или другого телевизионного продукта. В основе новостного сюжета может лежать протокольное интервью, а интервью-анкета или интервью-портрет станет частью публицистического фильма. Так, например, совмещая в себе черты очерка и интервью, создается документальный сериал Сергея Мирошниченко «Рожденные в СССР», где каждые 7 лет 20 героев рассказывают о своей жизни.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.)