АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Виды помощи созависимым

Читайте также:
  1. А. Самонаблюдение без помощи инструментов
  2. Адвокатура, которая является сердцевиной юридической помощи. Именно с ней больше всего ассоциирует в народе юридическую помощь.
  3. АЛГОРИТМ ОКАЗАНИЯ НЕОТЛОЖНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ ПРИ ИТШ НА ФОНЕ МЕНИНГОКОККОВОЙ ИНФЕКЦИИ.
  4. АЛГОРИТМ ОКАЗАНИЯ НЕОТЛОЖНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ ПРИ ОТЕКЕ-НАБУХАНИИ ГОЛОВНОГО МОЗГА
  5. Альтернативные формы стационарной помощи
  6. Анализ затрат на качество медицинской помощи.
  7. Анонимное оказание наркологической помощи
  8. Бесплатной медицинской помощи
  9. Бригады специализированной медицинской помощи
  10. В системе лечебно-эвакуационного обеспечения пораженных. Силы МС ГО, предназначенные для оказания этих видов помощи
  11. В. Оказание первой доврачебной помощи человеку, пораженному электрическим током
  12. Ведомственный контроль управления качеством медицинской помощи. Участники, этапы ведомственного контроля.

 

В настоящее время созависимость официально не признана болезнью. В международной классификации нет такой нозологической единицы. Считается, что это особый вариант развития личности.

Как известно, имеется огромное множество определений болезни. Одно из них гласит: «Болезнь — это жизнь, нарушенная в своем течении повреждением структуры и функций организма под влиянием внешних и внутренних факторов при реактивной мобилизации и качественно своеобразных формах его компенса­торно-приспособительных механизмов; болезнь характеризуется общим или частичным снижением приспособительности к среде и ограничением жизнедеятельности больного».

Руководствуясь данным определением болезни, можно утверждать, что созависимость — это болезнь, при которой нарушение функций, своеобразие компенсаторных механизмов и снижение работоспособности к среде очерчены довольно ярко. Тем не менее опыт работы с членами семей больных алкоголиз­мом убеждает нас в том, что созависимость составляет клинико-психологическую реальность, а отнесение этого состояния к патологии или к вариантам личности зависит от степени выраженности описанных расстройств [19, с. 99].

Распознавание и лечение созависимости важно для функционирования всей семьи. Алкоголизм систематически нарушает все взаимоотношения в семье. Избавление от страданий созависимого супруга может существенно повлиять на больного алкоголизмом, способствовать его обращению за лечением. Опыт работы с созависимыми членами семьи показывает, что если вмешательство по коррекции созависимости проведено успешно, то, за исключением редких случаев, больной алкоголизмом обращается за медицинской помощью. Если на первых порах он относится к этому формально, то в дальнейшем у него формируется установка на лечение и трезвость.

По-видимому, созависимость следует рассматривать как болезненное состояние только в тех случаях, когда в семье имеется больной синдромом зависимости в фазе активного процесса. В прочих случаях созависимость представляется вариантом личности.

Общность происхождения алкоголизма и созависимости, сходство их проявлений обусловили и сходство терапевтических подходов. Это индивидуальная и групповая психотерапия, различные группы самопомощи типа Ал-Анон, образование по вопросам зависимости и созависимости, семейная система, семейная психотерапия, супружеская терапия, чтение литературы по соответствующей проблеме.

По ряду организационных, технических и других причин все перечисленные виды помощи используются редко. Чаще применяют такие формы работы, как лекции, индивидуальное консультирование, индивидуальная или групповая психотерапия.

Общая цель лечения созависимости заключается в том, чтобы вовлечь клиента в процесс реорганизации мировоззрения. Специфические техники и руководства обеспечивают помощь клиентам в перестройке их жизни, причем акцент делается на том, что страдающий созависимостью должен сам пересмотреть свою жизнь (менее всего необходимо обеспечивать клиента различными советами типа «делай так» и «не делай этого»).

Выздоровление дается нелегко и происходит нескоро. Для большинства нуждающихся для завершения детально разработанной программы лечения необходимо от 3 до 5 лет. Выздоровление от созависимости может длиться всю жизнь, так как его суть состоит в самосовершенствовании [11, с. 98].

Такой объем помощи созависимым от психиатра-нарколога или психотерапевта, конечно, представляется избыточным. Мы не можем сделать клиента счастливым на всю жизнь. Помощь созависимым со стороны специалиста должна иметь целью переход состояния больного алкоголизмом в ремиссию и медицинские мероприятия ближайшего этапа для укрепления его в трезвости, т.е. ограничиваться этапом собственно лечения

больного алкоголизмом и этапом медицинской реабилитации. Что касается этапов психологической, социальной и трудовой реабилитации больного алкоголизмом, а также мероприятий для активизации личностного роста созависимых членов семьи на этих этапах, то для этой работы требуется помощь психологов или социальных работников, а вовсе не врачей.

Эффектом вмешательства врача психиатра-нарколога по коррекции созависимости является не личностный рост созависимых, который продолжается всю их жизнь, а такое изменение внутрисемейных отношений, в результате которого у пациента сформируются желание лечиться и жить трезво, установка на лечение и трезвость.

Само собой разумеется, что психотерапевт лишь предлагает лечение, а созависимый индивид выбирает его либо отвергает, т.е. работа основана на принципе добровольности. Отсев обратившихся за помощью большой, но это не должно смущать психотерапевта, так как людям с таким состоянием свойственно сопротивление любому вмешательству. Девизом многих созависимых могли бы стать слова: «Умру, но не изменюсь» [11, с. 298].

Препятствием для успеха является некритичное отношение созависимых к своему состоянию. Они, как и больные алкоголизмом, отрицают проблему, перекладывают ответственность на другого, говорят: «Мой муж (сын) пьет, вот вы его и лечите. А я не злоупотребляю алкоголем, значит мне лечиться не надо». Алкогольную анозогнозию, очевидно, можно рассматривать не только как неузнавание у себя болезни больного, но и как некритичное отношение к происходящему членов его семьи. Большой отсев обратившихся за помощью созависимых связан не только с тем, что они сопротивляются вмешательству врача, но и с тем, что само вмешательство не всегда адекватно степени сопротивления. Как и в случае работы с алкогольно-зависимым человеком, врач психиатр-нарколог иногда допускает ошибки. И наиболее типичные из них, как и в работе с больным алкоголизмом, во многом повторяются:

1. Из-за недостатка времени врач дает рекомендации по коррекции созависимости без достаточного обоснования. Вместо того чтобы вначале добиться осознания проблемы, а потом переходить к способам ее решения, психиатр-нарколог сразу же предлагает эти способы, что, естественно, вызывает сопротивление.

2.Врач ставит невыполнимые условия перед созависимым — длительно посещать занятия групповой психотерапии человеку, чье психическое здоровье в той или иной мере подорвано жизнью в семье с больным алкоголизмом. После посещения нескольких сессий созависимый отказывается продолжать лечение, разочаровывается в методе и ищет другие (короткие, разовые) способы решения проблемы. Заставляет и принуждает алкогольно-зависимого сделать «укол» или «закодироваться». А в случае одной или нескольких неудач просто опускает руки и предпочитает «плыть по течению».

3.Использование директивной позиции психотерапевта в случае, где требуется сопереживательно-партнерская позиция. Врач сразу же возлагает ответственность за происходящее в семье на созависимого и предлагает ему измениться. В то время как вначале можно предоставить исчерпывающую информацию о проблеме, о способах ее решения и только после этого предложить созависимому сделать осознанный выбор: изменять себя или не изменять.

4.Из-за ограниченности во времени врач пытается исправить только отдельные, основные, на его взгляд, искажения мышления созависимого, в результате чего система ложных взглядов остается нетронутой, а созависимый, используя те или иные способы психологической защиты, утверждается в своих иллюзиях, а то и делает вывод о некомпетентности врача. Это же относится и к попыткам исправлять искаженное мышление созависимых частями, за несколько психотерапевтических сессий.

5.Объяснение механизмов созависимости в недоступной для человека форме, отвлеченно, ненаглядно, неясно. Врач использует специальные, малопонятные для созависимого термины, рассказывает о других формах созависимых отношений так, что близкий больного алкоголизмом может подумать, что к нему все это не относится.

6.Игнорирование доводов созависимых в оправдание своей позиции. У родных и близких больного алкоголизмом найдется немало объяснений для своих ошибочных действий. И если врач не найдет достаточных контрдоводов по каждому из таких объяснений, платформа созависимости останется непоколебимой.

7. Врач работает с одним из созависимых членов семьи, а при отказе его от помощи разводит руками: «А что я могу сделать». Однако, возможно, есть другие взрослые члены семьи, располагающие достаточными ресурсами для осознания проблемы, преодоления созависимости и способные достаточно эффективно влиять на больного алкоголизмом.

Когда больной, после изложения ему концепции химической зависимости, отказывается принять медицинскую помощь или соглашается на противоалкогольное лечение формально, с целью доказать его неэффективность, проводится отдельное занятие с родными и близкими пациента для коррекции созависимости.

Для формирования критичного отношения к происходящему у созависимых используется такое же вмешательство, как и для преодоления алкогольной анозогнозии у больного алкоголизмом. Та же последовательность работы, те же принципы, техники и приемы эффективны и в случае созависимости [7].

 

Глава 6


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)