АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Г л а в а I X

Ад.

Астрономы не раз уже замечали исчезновение звёзд с неба. Ка- кая-нибудь звезда, или солнце своей планетой системы, начинает постепенно меркнуть, уменьшать силу своих света и теплоты и наконец потухает совсем. Наблюдая подобное явление, астрономы говорят: «Вот отжившее светило. Вот ещё одна солнечная система погрузилась в мрак и замёрзла», и прибавляют: «это общая участь всех наших миров; все они рано или поздно израсходуют послед- ний запас энергии своего солнца, лишатся теплоты, а следова- тельно, и жизни и превратятся в одну ледяную массу, причём даже ядро планеты замёрзнет и всё начнёт отдавать пространству те ве- щества, которые были взяты мирами, как материал для постройки их». – Теорема Карно по крайней мере утверждает, что конец все- ленной произойдёт именно этим путём.

Но почему бы концу вселенной надо было бы произойти именно так? – Неужели Тот, Кто создал вселенную не будет иметь достаточно сил поддерживать её, и она, предоставленная самой себе, станет разваливаться на составные части? Чрезвычайно странны бывают фантазии учёных, которые всегда судят по одной внешней физической стороне факта и на них безапелляционно устанавливают свои конечные выводы, не касаясь нисколько пре- мудрейших причин возникновения мира и конечных целей его су- ществования.

Всякое физическое явление природы должно иметь свою при- чину в духовном мире, в котором и таятся все причины этого яв- ления. Не могут люди погибать на какой-нибудь солнечной си- стеме, ибо планета гаснет. Подобное предположение противоре- чило бы основному смыслу законов Божьих, ибо не люди созданы Б о г о м для насаждения планет, но планеты созданы Б о г о м, как


212

 

 

средства к жизни и к проявлению жизненной деятельности людей; а следовательно, и причину исчезновения планет надо искать не в физическом мире, а в духовном; не в планете самой, но в жизни людей на этой планете.

Чтобы созданная Б о г о м солнечная система, или зажжённый Б о г о м очаг жизни начал потухать, надо, чтобы и успехи развития жизненной деятельности существ, насаждённых Б о г о м на этой системе, не шли бы в усиливающем порядке, но шли бы в убыва- ющем.

Нет причины гаснуть той солнечной системе, планетные жи- тели которой не отвращают от себя помощи Божией, молят Ег о об Ег о святом попечении и исполняют Ег о закон; как развитие этих существ, так и прогресс физического мира на этих системах должен повышаться, и жизненные условия этих планет должны улучшаться. Ибо Ду х Б о ж и й, создавший планеты, жизнь, теп- лоту и существ, постоянно животворит, возвышает и улучшает всех и вся. Пока Бо г не отступится от С в о е г о создания, нет при- чины ничему оскудевать или уменьшать силу жизненной энергии, ибо эта энергия, эта сила и есть О н С а м и Ег о благое попечение о людях.

Солнечные системы, на которых духовно-разумные существа, обитающие на них, идут с помощью Б о г а правильно по пути сво- его самоусовершенствования, по пути, приближающем их к Б о г у, будут и сами развиваться, улучшаться и совершенствоваться. Как солнца их, так и каждая планета, окружающая солнце будет расти, уменьшать свою материальность, улучшать свой климат, умень- шать болезни и всё это в том размере, насколько того заслуживают люди сообразно увеличения среднего уровня их духовного разум- ного развития, Самый полёт таких солнечных систем направляется Б о г о м к Своей Святой Обители. Чем скорее совершенствуются существа, тем скорее приближаются и самые планеты к сосредо- точению милостей Б о ж ь и х. Одному Б о г у известно, когда, вра- щаясь во вселенной, достигнут они до цели своего полёта и какой славой почтит Бо г обитателей их – однако положительно из- вестно, что где Бо г, там жизнь, развитие и блаженство, но смерти коснения или уничтожения быть не может.


213

 

 

Потухать может только та солнечная система, планетные жи- тели которой дошли в своём растлении до охлаждения к Б о г у, от- казались совершенствоваться в добре, не желают уподобляться Ем у и отвергли Ег о Святую помощь. Как только количество добра на планете начинает уменьшаться, вера в Б о г а ослабевать, то начинает и солнце меркнуть и тепло уменьшаться и стоит только людям совсем забыть Б о г а, чтобы такая планета, предо- ставленная самой себе, начала гаснуть с необычайной быстротой, погружаться в мертвящий мрак и замерзать.

Такой конец солнечных систем случается так же редко, насколько мало таких духовно-разумных существ, полюбивших зло больше добра и порешивших уничтожить добро и практико- вать зло.

Бо г, по вечной благости Своей, не стесняет свободной воли этих погибающих существ, как не стесняет ничьей ровно воли. О н предоставляет им то, что они сами себе желают. О н, как любящий Отец не мог сперва не принять всех мер к предотвращению их от пагубных замыслов. О н окружил их Своим попечением, Своими заботами, посылал им предупреждения, наказания, трудные жиз- ненные условия, разные испытания; но когда все меры были ис- черпаны, когда не было более средств предотвратить их зло, то О н предоставил им то, что они сами хотели: – эти люди говорили, что Б о г а нет, а потому не желали исповедовать Ег о; то Бо г и лишил их С в о и х забот об них и С в о е г о попечения. Они уверены, что природа сама управляется собой, своими силами и своими зако- нами и что будто бы этого совершенно достаточно для их благо- получного существования, то Бо г и предоставил им испытать, куда могут завести их одни бессмысленные силы и законы мате- рии без всякого руководства Высшего разума. Но что произошло из всего этого?

Растительная и животная жизнь, лишённая животворного начала Всевышнего Б о г а, начала приходить в упадок и доживает свой век; новых возрождений и зарождений быть не могло без воли Божией. Истощённых и измождённых недостатком пищи и скудною жизнью последних животных съели люди. Вся природа опустела и оскудела; вода стала портиться, производить заразу и сделалась негодна для питья; всё живое на планете стало медленно


214

 

 

умирать, гнить и разлагаться. Океаны стали уходить в землю и ту- шить подземный огонь, и всё нарушало гармоничное целое при- роды: все явления природы стали нецелесообразны, где нужна вода появляется пар и даже огонь, где нужен дождь, там падает горячий пепел с неба или песок; всякое явление природы мешало друг другу и портило одно другое, всё перепуталось и жизнь стала невозможной.

Истощённый, нервный, истеричный и больной человек стал бороться за своё существование. Каждый кусок сырого мяса отни- мался у слабейших с оружием в руках; люди убивали и ели друг друга; потеряли последние понятия о чести и совести; предались пьянству, разврату души и тела, всевозможным насилием и в конце концов извратили и себя, и жизнь, и всё окружающее их. Но атеистическая наука их всё ещё не сдавалась. Она всегда верила в силу своих знаний и своей проницательности. Гордость и тщесла- вие диктовали ей разные глубокомысленные расчёты, по которым, выходило что все бедствия и весь ужас их положений есть явление случайное, временное, и что бесспорно всё кончится благополучно и старый порядок вещей восстановится.

Но жизнь проявлялась уже только на экваторе, на остальных же частях планеты, её уже не было, всё замерзло, и солнце уже за- метно погасло.

Зло давно уже считало эту планету своей и начало постепенно овладевать ею. По мере того, как люди скучились на экваторе и доживали свои последние минуты, злая сила и демоны уже на всех остальных частях планеты устраивали свои притоны.

Но вот эта солнечная система совсем мертва. Её полёт от веч- ности ещё был направлен всеведущим Бо гом к окраинам вселен- ной, ибо О н от вечности уже предвидел всё направление деятель- ности этих существ и ту участь, которая должна была постигнуть этот мир. Продолжая лететь по инерции всё в прямолинейном направлении, она скоро вылетела за пределы вселенной в царство вечной тьмы, в распоряжение денницы, который уже давно начал водворять на ней несчастных жертв своего соблазна и торже- ственно отпраздновал открытие своих новых колоний.

Бо г наделил денницу многими Своими Божественными каче-


215

 

 

ствами и способностями, но не дал ему дара творить и поддержи- вать жизнь, а потому, владея равно божественно всеми явлениями физической природы, он всеми силами старается воспользоваться этим даром и хотя бы наружно и видимо подражать Б о г у. Он раз- мещает умершие планеты по своему желанию и придаёт им новое направление движения, которое ему кажется лучше и для его це- лей более удобными. На этих планетах он воспроизводит образы гор, рек, лесов, садов, растений, городов, дворцов, домов и т.д. и снабжает всё своё население теми удобствами, какими кто желает; одних он окружает непомерной роскошью и тогда снабжает их драгоценностями, каких ни один мир не видал, но всё это один призрак, один сплошной обман чувств и одно обольщение.

Сам денница избрал местом своего пребывания одну потух- шую, небольшую планету и поместил её на окраинах вселенной, чтобы ему было удобнее наблюдать за всей вселенной. С этого об- сервационного пункта он считает, сколько людей ещё не под- властны ему и скольких надо ещё ему соблазнить, чтобы стать ли- цом к лицу с Б о г о м.

На эту планету никто не допускается. Он живёт совершенно один, так как никого близких его сердцу нет и быть не может. Он глубоко ненавидит и презирает решительно всех.

Когда денница появляется среди людей или подвластных ему злых духов, он всегда весел, бодр и представляется всемогущим. Но у себя на планете в одиночестве, он глубоко скорбит, в особен- ности когда начнёт подсчитывать прибывающее число слуг Б о - ж ь и х и сравнивать относительное увеличение своего царства. Он впадает в не меньшее уныние всегда, когда начинает вспоминать о непосильной начатой им борьбе с Б о г о м; но его гордость и тще- славие рисует ему ещё картины возможного торжества. Когда один, на своей планете он предаётся размышлениями о своём про- шлом, то до скрежета зубов тоскует о потерянном рае, о том бла- женстве, которое он имел, и о невозвратимой чистоте своей. Но раскаяние не может согреть и утешить его души. Раскаяния нет в нём. Он отыскивает оправдания своих поступков и действительно находит их в изобилии; но все они лишь раздражают и томят его, и нет у него ни одной светлой минуты, нет покоя в нём, но одно вечное раздражение, один вечный зуд зла, требующий новых


216

 

 

жертв и новых бед и несчастий.

Он так горд, что не в состоянии ни с кем поделиться своим горем. Он никогда, ни от кого не позволить себе принять ни капли участия, ни слова утешения... Все должны считать его счастливей- шим и могущественнейшим из существ; все должны признавать его если не выше Б о г а, то по крайней мере равным Б о г у и в этом убеждении он полагает свою силу. Он всем говорит, что его пла- нета составляет центр вселенной, что одна половина вселенной уже покорена им, а другая будет скоро покорена и как бы кто из подвластных ему злых духов не сомневался в том, он не смеет этого высказать ни одним жестом, ни намёком, под опасением же- сточайшей кары.

По внешнему виду своему денница необыкновенно красив и красотой своей отличается от всех подвластных ему существ. Его открытый взгляд сверкает чрезвычайно умной и несколько насмешливой улыбкой; на нём надета чёрная рубашка, опоясанная таким же поясом; завёрнут он в чёрную мантию и никогда ничем не покрывает головы; на ногах обуви нет. Вся осанка его величе- ственна и весь вид величав. Он рыцарь своего слова и собствен- ными своими руками не делает никаких бесчестных и грязных по- ступков. Когда ему нужно обделать какое-нибудь бесчестное, грязное дело, то посылает других, и посылает он их только потому, что знает, что эти дела приятны им, и что они всегда готовы их выполнить, за что он их глубоко и презирает.

Никто не страдает и не мучается больше его. Чтобы заставить страдать и мучиться других, он должен знать и сам пережить му- чения, чтобы знать им меру. Превышение меры мучения могло бы заставить истязаемого обратиться к Б о г у. Поэтому ему необхо- димо изучить на себе степень муки, и он действительно страдает со всеми и предварительно мучится за всех, а потом уже присуж- дает эти мучения другим.

Денница старается во всём подражать Б о г у, а потому и свою администрацию он разделил на три тройственных начала, которые стоят во главе всех подвластных ему духов и властвуют над всеми остальными.

Собственно говоря, только эти девять помощников его и очень немногие другие делают зло сознательно, разумно и здраво ведут


217

 

 

дело ада по программе, данной им денницей. Вообще говоря, ум злых духов затемнён до крайности; делают они зло по привычке, не разбирая, зачем и для чего они его делают. Мелкие злые духи настолько забиты и запуганы, что соображать или последова- тельно обдумывать что-либо они положительно не в состоянии. Они окружены вечными ужасом и насилием их воли; их застав- ляют издеваться, насмехаться, досаждать всем, и они знают, что за это они никакого наказания не получат, а напротив, получат только одобрение; так они постоянно и поступают, не разбирая, кому делают они эти гадости и зачем.

Все мелкие злые духи подчинены своим девяти начальникам, получают от них поручения и отдают им отчёт в своих действиях; но единства нет в этом чёрном полчище. Один кляузничает на дру- гого, всюду несогласия, ябеда и интриги.

Один начальник пошлёт своих подвластных духов с каким-ни- будь поручением, подвластные другого начальника, если узнают об этом, то никогда не упустят случая сделать вред своим же злым духам, они отправляются к Ангелам-Хранителям людей предварят их о грозящем им нападении и все замыслы первой группы ру- шатся. Сплошь да рядом один злой дух, если может, то портит дело, налаженное его приятелям, изменяет ему и на него же наябедничает начальнику.

По важным и более трудным злым делам отправляется сам денница; но если это дело ему не удаётся, то мелкие духи начи- нают и над ним издеваться насмехаться, и в этом случае уже и он сам удержать их не может. Вообще между ними идёт постоянный раздор, ссоры, драки и попрёки.

Все мелкие злые духи недовольны своим положением, у всех одна потаённая мысль и желание возвратиться к Б о г у, но испол- ниться этому очень трудно: 1) они все ужасно страшатся искупле- ния своих грехов, 2) им внушено, что Бо г не примет больше их раскаяния и что возврат к Б о г у невозможен, 3) все они боятся, что, если денница узнает об их желании возвратиться к Б о г у, он подвергнет их жесточайшему наказанию и лишит их свободы, чего они больше всего боятся. В сущности же все эти опасения злых духов совершенно не верны: 1) Денница ничего не может сделать, если дух пожелал идти к Б о г у; 2) искупление несравненно легче,


218

 

 

чем жизнь в аду и многие из них покинули уже ад, пошли к Б о г у заслужили своё прощение и в настоящее время находятся на бла- женных планетах со святыми людьми.

Всё население ада делится на три категории существ. К первой принадлежат падшие ангелы, соблазнённые денницей в первое время своего грехопадения. Они пользуются безусловной свобо- дой и без всякого контроля имеют возможность пребывать всюду, куда только может проникать злая сила. Есть много планет, насе- лённых святыми людьми, куда очень трудно попасть злой силе и куда они совсем и не стремятся проникнуть, так как на них не ждут себе поживы. Злые духи не допускаются также на планеты небес- ных сил. Один денница проникает всюду без исключения, он по- сещает иногда и обители святых и планеты небесных сил.

К второй категории адского населения, следует причислить грешные души людей, которые совсем отрешились от Б о г а; они так преступны и так закоренелы в грехе, что им разрешается нести адскую службу наравне с демонами и бесенятами. Они также со- блазняют существ по всей вселенной и также, как и мелкие злые духи несут службу по охране ада и его третьей категории существ. Эти две категории существ не имели никакого постоянного места пребывания. Они ведут вечно бродячую жизнь и нет им нигде во вселенной ни покоя, ни пристанища. Им негде одуматься, сосре- доточиться, проверить свою жизнь или отдохнуть от неё. Они без отдыха скитаются по вселенной, и никогда не остаются одни, сами с собой.

Третья категория существ составляет большинство и состоит из душ людей грешных, которых денница ещё не может оставить без присмотра и надзора, ибо они ещё не надёжны для ада; они, собственно говоря, и есть мученики ада.

Всех их привели сюда их страсти, пороки, наклонности к пре- ступлениям или их привязанности ко всему временному и матери- альному, от которых люди эти не могли или не желали отделы- ваться при жизни. Эти злые привязанности обратились теперь как бы в природные качества души, без которых не может человек су- ществовать или по крайней мере убеждён, что не может, а потому он совершенно для себя инстинктивно ищет такое место, где могли


219

 

 

бы быть удовлетворены эти привычки к греху или эти, как бы ска- зать, требования его извращённой природы души.

Собственно говоря, именно этой слабой стрункой человека или этой погубившей его привычкой и воспользовались злые духи

– они обещали человеку полное исполнение его желания или удо- влетворения этой привычки, чем и заманили его в ад. Следова- тельно, вся задача ада состоит лишь в том, чтобы исполнить это обещание и дать удовлетворение привычкам каждой извращённой души. Для исполнения именно этой задачи и пользуется денница в самом широком размере: 1) своими знаниями физической при- роды; 2) знанием всех потребностей порочной и страстной души, и в 3) своим искусством воспроизводить образы. Он старается всех поставить именно в ту жизненную обстановку, в которой каждый желал бы быть каждый и старается дать каждому удовольствия и занятие сообразно его вкуса, желания и его привычки, и в этом направлении обставляет он свой ад. Всё это чрезвычайно легко до- стигается им, имея отжившие планеты в своём распоряжении.

На этих отживших планетах денница водворяет своих пленни- ков, окружает их надзором, чтобы кто-нибудь из них не избег его рук и потом лично и через помощников разжигает или раздражает их воображение; всё остальное доделывают порочная воля и мысль самих заключенных в аде.

Мысль и воля суть те великие двигатели, которые создали все миры и всю вселенную. Только человек, живя в грубо материаль- ном теле, не может понять всей мощной силы их, ибо скован своей материей до слепоты.

Всё же люди, живущие в менее материальных сферах, даже в астральных сферах Земли, уже пользуются волей и мыслью, как мы пользуемся нашими руками и ногами. При первом проявлении мысли, или говоря нашим языком, при первом возрождающемся желании, воля наша, вызывая силы из Общего Источника Сил, уже слагает и разлагает материю, токи и жидкости этой более или ме- нее материальной сферы, в которой живёт существо. Вся наша, ви- димая и весомая грубая материя есть ведь следствие желания выс- ших духов образовать её; и никаких усилий они не употребляют, как только пожелать, а воля самопроизвольно вызовет Силу Бо- жью и образует материю или явление нашего мира.


220

 

 

За гробом: мыслить, желать и делать – синонимы и значат по- ложительно одно и то же. За гробом человек не может подумать без того, чтобы его мысль не вызвала тех образов, о которых он подумал. Он не может желать, чтобы это желание не воспроизвело соответствующие действия, явления или образы, вполне реальные, видимые и ощутительные для всех тех существ, которым эта сфера жизни вообще доступна. Иначе и быть не может, ибо все эти об- разы состоят из того же вещества, из которого состоит и тело его, и сфера, его окружающая.

Таким образом мысль за гробом вполне реальна и веще- ственна, и если она касается предметов вещественных, то эти ве- щественные предметы немедленно в действительности воспроиз- водятся. Даже безотчётная мысль о вещественных предметах не- медленно вызывает все видимые и вещественные образы. Совер- шенно так же, как мы, задумавшись о чём-нибудь и вдруг совер- шенно машинально, сами не замечая того, поднимаем руку или сделаем какой-либо жест, а все окружающие нас видят его; или мы, не думая о том, машинально насвистываем какой-нибудь мо- тив, сами не замечая того, а окружающие слышат его. Решительно то же самое жители более тонких материй могут вызывать соот- ветствующие действия явления и образы не в одном своём орга- низме, но и в окружающей их природе. Таким образом человек бо- лее лёгких материй не может скрыть ни одной своей идеи, или мысли, или своего желания, ибо все они воспроизводят образы, всеми окружающими видимые, слышанные и до мельчайшей по- дробности понятные.

Люди, не старавшиеся возвышать своей души ещё при жизни на земле, не приучившие своей мысли предвкушать удовольствие в представлении себе отвлечённых идей добра, милосердия, уча- стия к людям во всех его видах и любви ко всему, сотворённому Б о г о м, обыкновенно сосредоточивают свои мысли преимуще- ственно на предметах материальных и на явлениях вещественного мира, и эта их привычка остаётся у них и за гробом. Поэтому одни видят себя окружёнными роскошью и богатством; военные видят себя в красивых мундирах, с теми орденами, которых добивались на земле и, может быть, не получили; курильщики с сигарой или


221

 

 

папироской; пахарь видит себя с телегой и волами таких досто- инств, о которых только мечтал на земле; франтихи дамы увидят себя в тех нарядах, которые им удавалось видеть только в окнах магазинов и которых не приобрели за недостатком средств, но ко- торые потом видели ещё раз во сне; и все эти вещи, хотя сами по себе не более как продукт болезненной фантазии и сформированы силой одного больного воображения, вследствие одной зародив- шейся мысли, тем не менее, они так же реальны для самого чело- века и для всех окружающих их, как наши земные предметы ре- альны для нас. Конечно, на нашем языке это одна мечта, ибо они исчезают, как только мысль окончила их себе представлять; но ведь при первом проявлении мысли они являются опять. Их нет только тогда, когда они нам не нужны, когда мы не думали о них, но как только вспомним, они уже здесь, следовательно, для нас они всегда существуют.

Это свойство воли и мысли играет могущественную роль в жизни праведных существ, не имеющих пустых мыслей и жела- ний, у которых все стремления чисты и определённы и у которых мысль и воля в повиновении их. Оно облегчает задачу их суще- ствования и делает всякий их труд и, по-видимому, обширные и самые трудные работы по устроению вселенной и существ окон- чательно неутомимыми: стоит высшему духу только подумать или пожелать, как всё уже сделалось само. Если высшее существо по- думало о какой-либо отдельной планете, оно уже перенеслось туда; если оно подумало, что надо воспроизвести какое-нибудь яв- ление из видимого мира, оно уже сделано; оно задумало изменить хорошую погоду на дурную, она сейчас меняется; это свойство воли и мысли у праведных существ заменяет вообще всё, что у нас называется трудом и работой; а потому для них всё одинаково легко сделать и во всяком случае так же легко, как нам подумать.

Это же самое свойство мысли и воли, которое облегчает жизнь чистых и праведных существ и делает их всемогущими и вездесу- щими, отражается на грешных и порочных существах совершенно иначе и причиняет им мучение ада, которое таким образом уже яв- ляется естественным следствием за их порочную жизнь и за их преступления, совершённые на земле. Всякая страсть, всякая при-


222

 

 

вычка или привязанность к вещественным предметам, перенесён- ная человеком за гроб, естественно, должна уже теперь остаться качеством его души, от которой он уже за гробом избавиться не может. Она постоянно будет тревожить и возбуждать образы по- мимо воли самого человека, который не был в силах остановить своих страстей и привычек при жизни на земле, а тем менее он в силах их заглушить за гробом.

Вот именно этим свойством воли и мысли, в самом широком размере пользуется денница, чтобы эксплуатировать своих узни- ков. Поместив их на одной из своих отживших планет, его дело возбуждать порочные мысли каждого, и эти мысли помимо воли самого человека вызывают те образы, которые лучше всего соот- ветствуют привычкам, вкусам и наклонностям каждого. Вся забота денницы и его помощников – возбуждать неусыпно болезненную фантазию, чтобы все эти образы никогда не исчезли, и чтобы с те- чением времени, человек, пребывая в аду, не отстал от своих зем- ных привычек.

Фантазия одних рисует себе города, превосходящие в красоте все города вселенной. Другие видят эти города, гуляют в них, устраивают себе образы чертогов, роскошнейших помещений; третьи устраивают в них уже трактиры, кабаки, увеселительные заведения, биржи, театры, игорные дома, банкирские конторы. Каждый устраивает себе жизнь по своему вкусу так, как ему хоте- лось бы жить и чего он нигде достигнуть не мог.

Кто видит себя министром, магнатом, аристократом и устраи- вает приёмы, к нему съезжаются с поклоном и считают, что нако- нец добились той чести, что они приняты у столь высоко постав- ленной особы. Всегда находятся лакеи, которые при жизни доби- вались быть лакеями у министра, и этого счастья удалось достиг- нуть им только в аду. Устраиваются роскошные салоны; прекрас- ные кареты, запряжённые небывалыми на земле лошадьми, разво- зят визитёров по разным концам города, заезжают на катание, в парки и даже на стрелку. Тут же сады с таким обилием раститель- ности, которой ни на одной планете вселенной нет; с такими ста- туями, из которых каждая есть чудо искусства, с решётками из чи- стого золота с драгоценными камнями и бриллиантами неимовер-


223

 

 

ной величины, с фонтанами, бывшими до небес, и с цветами изу- мительной красоты. В другом углу этого фантастического города идёт нескончаемое веселье, собрались весельчаки и жуиры: пьют, кутят, едят, танцуют и чего, чего только у них нет. Никакой Нерон не в силах придумать столь великого празднества, обставить себя столь комфортабельной роскошью и столь весёлым дамским об- ществом. Нигде стольких красавиц нет, как в аду, нигде они так не любезны, не привлекательны и не пикантны, и на перерыв не ста- раются удовлетворить нашим извращённым вкусам. Одним сло- вом, идёт оргия, в полном разгаре, которую никакая сказка сказать не в силах.

В третьем углу ада собрался народ деловой. Они занимаются денежными операциями. Нет банков богаче, чем они в аду. Про- центы взимаются без ограничения, народ посещает их охотно, ибо всякий желает обделать свои делишки и члены банка обогащаются не по дням, а по часам несметно.

По близости расположен игорный дом; здесь ведётся игра без запрещения и по какому угодно кушу. Передвигаются капиталы прямо лопатами, ибо горстей уже не хватит. Страсти разыгрыва- ются, все выигрывают и вполне довольные собой начинают новую нескончаемую пульку.

Такова внешняя показная сторона ада. Всякий найдёт себе за- нятие и жизнь по вкусу и по характеру, и совершенно в том тоне и размере, как каждому угодно. Здесь есть место и время для власт- вования, кто привык к тому; для торговли, кто того желает, для ростовщичества, для издателей книг и газет; одним словом, нет та- кого дела на земле, которого не нашлось бы в аду. Денница ходит невидимо между ними и с глубоким презрением к ним злорад- ствует своей победе и научает своих бесенят к неусыпному воз- буждению болезненных фантазий. Он вместе с тем скорбит, что погубил ещё мало народу; но зато представляет себе будущее ада, когда весь мир обратится к нему за исполнением своего желания. Он считает людей настолько глупыми, так глубоко презирает их, что считает это возвращение всех людей к нему вполне возмож- ным. Он мстит им за Б о г а. Он считает, что выполнил перед каж- дым все свои обещания и даже дал им больше, чем обещал.

Но если заглянуть в душу каждого, то картина будет не столь


224

 

 

отрадная. Они все наказаны тем родом жизни, который так желали получить, и мучаются теперь избытком её, или сознанием всей бесполезности этого избытка, ибо и он даже не в состоянии удо- влетворить их.

Обратите внимание на этого скупца банкира, заглушившего в себе ещё при жизни все добрые чувства, всю любовь к своим детям и нарушившего весь завет Б о г а из-за денег и страсти к наживе. При жизни не было конца его алчности к деньгам, он чистил каж- дый потускневший червонец, чтобы насладиться его видом и та- ким сошёл он за гроб. Теперь он окружён несметными богатствами

– это была мечта в его жизни и теперь она исполнилась за гробом; он теперь имеет столько богатств, что не знает, куда их девать; но мысль привыкла к его ненасытности в этом направлении; страсть и алчность работают постоянно и требуют всё новых; это ему надоедает; делает его состояние невыносимым, тем более, что он чувствует всю бесполезность их. Теперь он не переносит вида де- нег, но мысль независимо от его воли требует их ещё и ещё. Он вспоминает теперь о красоте жизни, о бывшей у него некогда любви к детям и сострадании к ближним, но всё заглушается од- ним алчным требованием денег и несметным прибыванием их. Го- лова перестаёт соображать, он как бы в чаду, как бы окружён чем- то невыносимо ему противным, а деньги всё прибывают и прибы- вают.

Вон, вдали, вы видите пьяницу, забился он в угол и окружил себя вином; но теперь вино уже не удовлетворяет его, оно ему про- тивно, но развращённая воля требует всё вина да вина, и иначе он не может себя представить, как пьющим этот отвратительный напиток, и невольно для себя всё требует нового вина и ещё вина.

Вот барыня кокетка, которая бросила все заботы о детях и прямо помешалась на визитах, на костюмах и на своей якобы кра- соте и молодости в 40 лет. Теперь она обречена на то же занятие, и без перерыва будет визитировать и наряжаться, наряжать и ви- зитировать целую вечность без отдыха, ибо ночи в аду нет, там один светлый день. Объезжая все великосветские салоны ада, она выслушивает всё те же банальные комплименты флиртёров. Те- перь она насквозь видит своего флирта и знает, что он нагло лжёт перед ней, ибо думает совсем не то, что говорит. В свою очередь


225

 

 

она невольно отвечает ему любезностью, зная очень хорошо, что здесь в аду и флиртёр понимает, что в душе она его глубоко нена- видит и презирает. Однако, ни тот, ни другой остановиться не мо- гут, ибо привыкли к модной лжи и притворству. Они глубоко друг друга ненавидят, рады растерзать друг друга; но невольно для себя скалят модную улыбку, продолжают сохранять этикет и говорят друг другу пошлости без конца и будут век их повторять на разные лады, ибо ни к чему другому, лучшему они не приучили свою душу.

Мучения преступников и гордецов ещё ужаснее! Для них ден- ница сам устраивает особые помещения, где они могли бы удобно предаваться своим собственным ощущениям. Гордецы в аду жи- вут очень удобно, но в одиночестве и во тьме. Они при жизни не приучили себя обращать внимание на людей и с участием входить в положение ближнего, теперь уже им кажется, что никто не заме- чает и не видит их. Они скитаются по всей планете, посещают са- мые людные улицы, люди шныряют по всем направлениям, их множество, но никто не замечает их. Люди проходят так близко к ним, что задевают и толкают их, но они не могут возбудить в них внимания к себе, их никто и видеть не может.

Убийца представляет себе постоянно картину своего убий- ства. В ужаснейшем виде предстают перед ним все жертвы и не покидают его. Он сам находится в неподдающемся описанию раз- дражении и представляет себя постоянно вонзающим кинжал в раны. Кровь течёт нескончаемо, он купается в крови, ему невыно- сим вид и запах тёплой крови, но болезненная мысль требует но- вых жертв, всё больше и больше крови, всё новых преступлений и так без конца и предела, всё одно и то же и всё невыносимо тя- гостно.

Физических мучений нигде никто никогда не испытывает; но всякий род греха со всеми его разновидностями имеет и соответ- ствующий ему род нравственных мучений, истекающих из самих особенностей греха. Поэтому можно себе представить до чего раз- нообразно помещение мучеников ада, ибо нет положительно пре- дела разнообразию оттенков каждого греха. Например, неприязнь к ближнему, презрение, ненависть, вражда, злоба, отвращение, омерзение, мстительность, обида, издевательство, плутня, обман,


226

 

 

мошенничество, всё суть разновидности одного и того неправиль- ного отношения к ближнему, и все они вызывают особое внутрен- нее состояние, которым денница подыскивает особое помещение, более соответствующее вкусам каждого, чтобы покрепче связать их с адом и тем упрочить их пребывание в нём.

В аду нет ночи, – там вечный день, вечный праздник, вечное осуществление самых заветных желаний каждого и это осуществ- ление доведено до одурения, до невозможности, до обморока. Усталый выведенный из всякого терпения человек, впадает по вре- менам в какое-то забытье. Мучимый каким-то ужаснейшим кош- маром, в котором он видит всё тот же избыток и избыток, он мало- помалу погружается в мрак и хотел бы хотя на минуту забыться. Но сна в аду нет; – нет и покоя. Перед ним появляются бесенята, которые издеваются над ним, смеются, выставляют все его смеш- ные стороны, представляют его, передразнивают и выводят из тер- пения: Физических болей они никаких не причиняют, разве только кто-нибудь из них по-дружески щипнёт или толкнёт, но зато нрав- ственное состояние не поддаётся никакому описанию, и как только рассерженный и раздосадованный человек вскакивает, чтобы разо- гнать их – зашевелилась и его собственная мысль и снова требует денег, водки, флирта или оргий... и так целую вечность, пока чело- век не вспомнит Б о г а и не признает перед Ни м своей виновно- сти.

Никто не страдает в аду дольше того, как сам того пожелает, или как сам находит для себя необходимым. По первому призыву Б о г а, по первой мольбе каждого о помощи является и облегчение страданий. Бо г помогает, ибо милостям Ег о нет конца, власть денницы над человеком уменьшается, рушатся его чары, и человек свободен. Благословляя Б о г а переходит он в сферы более лёгких жизней, совершенствуется, искупает свои грехи, исправляется от своих порочностей, и ничто не мешает ему доходить и до высших степеней блаженства и чистоты.


227

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.017 сек.)