АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Государство и церковь. Право на свободу вероисповедания

Читайте также:
  1. II. Правопис апострофа
  2. IV. Бюджетное право в РФ.
  3. IV. Россия– государство с республиканской формой правления
  4. IX. Правопис відмінкових закінчень
  5. V1: Социально-правовые основы природопользования
  6. VIII. Правопис власних назв
  7. VІ. ПРАВОВІ І НОРМАТИВНО – ТЕХНІЧНІ ОСНОВИ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ БЕЗПЕКИ ЖИТТЄДІЯЛЬНОСТІ
  8. А) нормативные правовые акты
  9. Автоматическая проверка правописания
  10. Автономія в Україні. Конституційно-правовий статус Автономної Республіки Крим
  11. Авторское право
  12. Административно- правовые нормы

 

Светский характер присущ многим демократическим правовым государствам - участникам Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (далее - Конвенция). Его закрепление в национальном законодательстве, в конституциях происходит различными способами. Одни страны, такие, как Франция и Россия, в текстах Основного Закона прямо декларируют, что они являются светскими государствами. Другие же, например Италия, ограничиваются перечислением отдельных характеристик, присущих государству светского типа, но при этом не называют себя таковыми. Перечень стран, примкнувших к светскому лагерю, широкий. Сюда можно отнести и государства с многоконфессиональным составом населения (Россия), и такие, в которых подавляющая часть граждан придерживается какой-то одной религии (Турция). Очевидно, что при таком неоднозначном положении религии в обществах определенные расхождения имеются и в понимании светскости как правовой категории, определяющей отношения власти с религиозными объединениями, а также с гражданами по вопросам вероисповедания.

Говоря о церкви нельзя не отметить, что она является институтом гражданского общества, выражающим духовные интересы личности, и поэтому объективно не может быть полностью изолирована от государства. За последнее время поле их совместной деятельности заметно расширилось.

На возможность осуществления взаимных контактов между органами государственной власти и религиозными объединениями указывается в законодательстве. Так, в ст. 16 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. "О Правительстве Российской Федерации" (1) закреплено, что Правительство "взаимодействует с общественными объединениями и

________________________________________________________________

1.«О Правительстве Российской Федерации», Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ, СЗ РФ, 22.12.1997, N 51, ст. 5712.

 

религиозными организациями".

В то же время, как верно отметил О.Е. Кутафин, "взаимодействие государства с церковными организациями должно исключить срастание церкви с государством, поскольку это может привести к соблазну использования государственной машины для искоренения инакомыслия" (1)

Религиозную свободу в конкретном обществе можно оценить по степени зависимости государственных учреждений от религиозных и наоборот. При этом следует учитывать, что разделение церкви и государства автоматически не приводит к появлению свободы совести и вероисповедания. Жесткое разделение, к примеру, может перерасти во вражду к религии, а механическое требование разделения любой ценой может направить государственную систему к равнодушию, или, наоборот, к репрессиям. И только культура или историческое прошлое народов обусловливают конкретный подход, обеспечивающий максимально возможную степень свободы совести и вероисповедания в каждой конкретной стране.

Необходимость формирования правового механизма реализации права на свободу вероисповедания для каждого человека в современном правовом государстве требует проведения реформы основополагающих принципов в данной сфере.

Защита права на свободу вероисповедания ведет к усилению стабильности и упрочению мира и отражает процесс взаимопроникновения религий и культур в условиях глобализации.

При характеристике отношения человека к религии в ст. 28 Конституции РФ помимо понятия «свобода совести» употребляется и термин «свобода

________________________________________________________________

2. Кутафин О.Е. Российский конституционализм. М., 2008. Стр. 410.

вероисповедания». А в нормах международного права, в частности, в ст. 18 Всеобщей декларации прав человека, ст. 9 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и других актах – «свобода религии».

Само по себе право на свободу вероисповедания, является одной из основ демократического общества. Отсутствие свободы вероисповедания само по себе ставит под сомнение наличие этого «демократического общества» вообще.

Так, статья 9 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее - Конвенция), которая содержит ключевое положение, касающееся свободы религии или убеждений, близко перекликается со словами Всеобщей декларации и была составлена вскоре после нее:

«1. Каждый имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как индивидуально, так и совместно с другими лицами, публичным или частным порядком, в богослужении, учении и отправлении религиозных и ритуальных обрядов.. 2.Свобода исповедовать свою религию или свои убеждения подлежит лишь таким ограничениям, которые установлены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах общественного спокойствия, охраны общественного порядка, здоровья и нравственности, или для защиты прав и свобод других лиц».(1)

На практике положение "необходимости в демократическом обществе" наиболее существенно ограничивает допустимые обоснования превышения власти в области прав свободы религии. Так же как и в других международных правовых актах, подчеркивается значение защиты

общинных аспектов религиозной жизни.

Понятие «свобода вероисповедания» хотя и поставлено в ст. 28

_______________________________________________________________

1. Конвенция "О Защите прав человека и основных свобод", "Бюллетень международных договоров", N 3, 2001, ст.9.

 

Конституции РФ как однопорядковое «свободе совести», но, на мой взгляд, они не равнозначны.

Это связано, прежде всего, с религиозной многообразностью, исторически сложившейся на территории нашего государства. Православие, католичество, протестанство, иудаизм, ислам, буддизм, а также различные секты данных и иных религий, имеющие своих приверженцев, представляют собой конкретные вероисповедания. Приобщение человека к конкретному вероисповеданию составляет реализации свободы вероисповедания.

Свобода вероисповедания означает право человека на выбор религиозного учения и беспрепятственного отправления культов и обрядов в соответствии с этим учением. В субъективном смысле, то есть как право человека, равнозначным является понятие свободы религии.

Вместе с тем обеспечить фактическое равенство конфессий невозможно. Во всем мире одна или несколько религий всегда занимают лидирующие позиции.

Преамбула Федерального закона от 26 сентября 1997 г. "О свободе совести и о религиозных объединениях" подчеркивает особую роль православия в истории России. Одновременно она призывает уважительно относиться к другим ветвям христианства, исламу, иудаизму и другим вероисповеданиям, которые часто называются традиционными.

В России общественные отношения в целом и в связи с осуществлением вероисповедальных прав развивались непросто. Поэтому, естественно, что новая Конституция Российской Федерации 1993 г. должна была уделить внимание этой проблеме.

Во-первых, в качестве одной из основ конституционного строя РФ в гл. 1 Конституции РФ закрепляется светский характер Российского государства. Согласно ст. 14, Российская Федерация - светское государство. «Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».

Во-вторых, в ст. 28 Конституции РФ закреплены свободы и права человека в связи с религией: "Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними".

Обратим внимание на то, что предшествующие конституции говорили о соответствующих свободах и правах граждан РФ, действующая Конституция гарантирует их "каждому", т.е. как гражданам РФ, так и иностранцам, лицам без гражданства, находящимся на территории страны.

В-третьих, Конституция РФ запрещает использование религиозного фактора для осложнения отношений между людьми. Так, в соответствии с ч. 5 ст. 13 Конституции РФ запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных

формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

В ст. 19 Конституции РФ провозглашается равенство прав и свобод человека и гражданина независимо в том числе от отношения к религии.

Ст. 29 Конституции РФ, гарантируя каждому свободу мысли и слова, говорит о том, что не допускаются пропаганда и агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещаются пропаганда социального, расового, национального и религиозного превосходства.

Выше мной перечислены статьи Конституции РФ, где прямо говорится о религии. В то же время религиозные свободы обеспечиваются и иными нормами Конституции. Обратим внимание, в частности, на ч. 2 ст. 17, гласящую, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения; конечно, это относится и к религиозным

свободам и правам. Согласно ст. 18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельности законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Данное принципиальное положение означает, что все нормы права и действия властей должны учитывать в числе других и интересы конфессий и верующих.

Перечень можно было бы продолжить, но вывод сам по себе очевиден: вся Конституция РФ в целом является гарантом прав и интересов конфессий и верующих.

 

Заключение.

 

Новая общественно-политическая ситуация, сложившаяся в России в 90-х годах, привела к кардинальному изменению места и роли религии и религиозных объединений в жизни российского общества. Значительно выросли их общественный престиж и воздействие на различные стороны общественной жизни, изменился юридический статус. Законодательно были сняты действовавшие десятилетиями неоправданные ограничения на деятельность религиозных организаций по распространению своих вероучений и религиозному образованию и просвещению детей, молодежи и взрослых. За короткий срок в несколько раз увеличилось количество религиозных объединений различных конфессий, активизировалась их деятельность в обществе, выросло число их последователей.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы из своей работы:

1.Под светскостью государства понимается особое свойство государства, характеризующее его как независимое от влияния религиозных объединений и вступающее с религиозными объединениями в партнерские отношения в тех сферах, которые устанавливает закон.

Светское государство есть государство, в котором последовательно проведено отделение религиозных объединений от государства и существует четкое разграничение сфер их деятельности. Ни одна из религий в таком государстве не является государственной или общеобязательной и не имеет привилегированного положения по отношению к другим (это не означает, что в реально складывающихся условиях все религиозные организации имеют одинаковый статус в обществе).

Основные характерные черты светского государства:

1. Государство не вмешивается во внутренние дела религиозных объединений. Недопустимо использовать их авторитет в целях политической пропаганды.

2. Религиозные объединения не вмешиваются во внутренние дела государства. Ни одно из религиозных объединений не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления.

3. Религиозные объединения и государство взаимодействуют друг с другом, строят партнерские отношения.

4. Все религиозные объединения равны перед законом

Светское демократическое государство не делит своих граждан на верующих и неверующих, последователей той или иной конфессии, оставляя вопрос свободы и нравственно-мировоззренческого выбора на совести каждого человека. В отношениях светского государства и религии в условиях поликонфессионального общества особенно важно соблюдение принципа последовательного отделения религиозных объединений от государства.

Например, в России на фоне многочисленной и сильной православной церкви с ее историческим опытом господствующей государственной религии проблема светского характера государства становится принципиальной.

Тесная взаимосвязь светского государства существует также с важнейшими основами конституционного строя - идеологическим многообразием и социальным государством. Светскость государства в качестве основы конституционного строя дополняет конституционный принцип идеологического многообразия. Считаю что это две фундаментальные духовные основы российского общества и государства. Религиозным объединениям исконно присуща функция социального служения в обществе, что способствует государству в реализации различных социальных проектов.

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)