АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Трансформация потребностей

Читайте также:
  1. Анатомо-физиологические аспекты потребностей.
  2. Безграничность потребностей и ограниченность экономических ресурсов как основа экономической теории
  3. Биотрансформация
  4. Биотрансформация и токсичность
  5. БИОТРАНСФОРМАЦИЯ ОРГАНИЧЕСКМХ АНИОНОВ
  6. Виды изменчивости. Генетические рекомбинации (трансформация, коньюгация, трансдукция.
  7. ВНИМАНИЕ: Этот справочник единый на весь Краснодарский край, поэтому добавлять, удалять или корректировать виды потребностей категорически ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
  8. ВОПРОС N 54. В соответствии с теорией иерархии потребностей А. Маслоу, человек стремиться
  9. Генетические рекомбинации (трансформация, трансдукция, конъюгация), их ме6ханизмы, биологическая значимость.
  10. Глава 26. Трансформация языческих, племенных и орденских общин в условиях современной городской среды
  11. Глава 7. Излечение травм и трансформация масок
  12. ДРУГИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БАЗОВЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ

Ни одна человеческая потребность не существует в чистом виде: все они переплетены и вместе представляют собой сложную мозаику, связанную с возможностями их реализации в практической деятельности. Проблема регулирования потребностей возникает перед каждым человеком в его повседневной практике.

Трансформация потребностей во внешнее поведение проходит сложную процедуру «опредмечивания», а именно: мотивацию выбора предмета потребности (не существует мотивации без потребности), осознание через интересы, поставленную цель, оценку (она может происходить как на осознанном, так и неосознанном уровне); приобретенный индивидуальный опыта (положительный или негативный), прогнозирование следующего этапа трансформации в зависимости от полученного опыта.

Различные потребности характеризуются разными предельными сроками их удовлетворения. Удовлетворение биологических потребностей не может быть отложено на продолжительное время, удовлетворение социальных потребностей ограничено сроками человеческой жизни, а достижение идеальных целей может быть отнесено к отдаленному будущему.

Для того чтобы потребность трансформировалась в действие, поступок, недостаточно актуализации - она должна быть усилена волей. Если выраженность и соотношение основных потребностей представляет «ядро» личности человека, то в действиях проявляется характер человека.

В трансформации потребностей большая роль принадлежит эмоциям. «Функция эмоций, - пишет П.Ершов,- трансформация потребностей в конкретные цели для нахождения возможности в практического их удовлетворения». Эмоция всегда зависит от потребности и даже непроизвольно выдает ту или иную потребность. Эмоция не только подчиняется потребности, но и направляет процесс ее конкретизации и трансформации. Эмоция обнаруживает потребность и по сути является «крыльями» потребности, вдохновляющими человека на ее удовлетворение.

Рыночная экономика трансформирует потребности человека таким образом, что происходит угасание возвышенных гуманных потребностей (нравственных, духовных, социальных), формирующих гармонически развитую личность. Поощряются и утверждаются к жизни потребности, ориентирующие человека на материальное обогащение. Необходимость изучения трансформации потребностей человека убеждают нас в том, что совокупность сформировавшихся потребностей оказывает весьма существенное влияние на поведение человека, на его реакцию на изменение социально-политической обстановки в обществе, на выбор смысла жизни и пути индивидуального развития.

Без потребностей нет и не может быть производства, потребности - исходный побудитель человека к деятельности - выражают зависимость субъекта деятельности от внешнего мира. Потребности – некий результат обмена информацией между человеком и окружающей средой. Они подталкивают человека совершать определенные действия и поступки, программируют человеческую деятельность. Таким образом, богатство человека – это богатство его потребностей и умений управлять ими.

Человек XXI века – это человек с прогрессирующим угасанием социальных потребностей и единственный способ уберечь его от падения – возродить основные элементы духовной и нравственной системы ценностей, таких, как коллективизм, уважение к общественно-полезному бескорыстному труду, воспитательный потенциал духовной культуры и т.п.

Президент Международной Академии исследований будущего Игорь Бестужев-Лада, прогнозируя потребности в различных специальностях, полагает, что исходить надо из того, что развитие информационных технологий высвободит миллионы людей и изменит соотношение между разными профессиональными сообществами. С развитием компьютеризации лет через 10-15 отпадет необходимость во многих работниках. По его прогнозам, сценарий будет примерно следующим: сначала все перейдут на 32-часовую рабочую неделю, затем рабочая неделя сократится до одного дня. В то же время люди захотят использовать появившееся свободное время для самообразования, путешествий, воспитания детей. Обилие свободного времени приведет к появлению большого количества клубных объединений по интересам. Массовыми станут такие профессии, как помощники и ассистенты преподавателей, социальные работники, организаторы сервиса в различных областях досуговой деятельности, в частности, в сфере туризма. Академик прогнозирует, что социальная сфера и все, что с ней связано, обеспечит работой 80% населения.

В дополнение к вышесказанному отметим, что потребности являются предпосылками и продуктом деятельности, которая является предметом исследования следующей темы.


III.

Деятельность

· Определение

· Виды деятельности:

· Характеристики деятельности

· Составляющие деятельности

· Способности

Определение

«Деятельность» как категория социальной философии представляет многообразные формы человеческой активности в различных сферах общественной жизни (экономическая, политическая, правовая, культурная деятельность), а также различные аспекты жизни человека (умственная, физическая, внутренняя, внешняя, творческая, созидательная, конструктивная, свободная, разрушительная деятельность и т.д.) Кроме того, деятельность подразделяется на духовную и материальную, теоретическую и практическую.

Изучением деятельности занимались многие российские психологи, среди которых были С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, А.Г.Асмолов, Г.В.Суходольский и др. Отечественные психологи дают разные определения понятия деятельности, но в основе каждого из них лежит понятие активности.

С.Л.Рубинштейн (1889-1960) определял деятельность как «конкретное отношение человека к действительности, в котором реально выявляются свойства личности, имеющие более комплексный, конкретный характер».

А.Н.Леонтьев (1903-1979) считал, что «деятельность – это не реакция и не совокупность реакций, а система, имеющая строения, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие». Т.к. деятельность связана с сознанием, следовательно, при такой трактовке сознание и деятельность различаются как образ и процесс его формирования, при этом образ характеризуется свернутыми действиями. А.Н.Леонтьев назвал это «накопленным движением».

Структура деятельности по А.Н.Леонтьеву имеет иерархические строение и состоит из нескольких уровней:

- уровень психофизиологических функций (самый низкий),

- уровень операций,

- уровень действий,

- уровень особых видов деятельности (самый высокий).

По мнению Г.В.Суходольского, «деятельность есть целесообразная жизнедеятельность, свойственная высокоорганизованным животным и людям (человеческая деятельность)».

Большое внимание российские психологи уделяют ценностным, личностным и социальным факторам в системе «человек – профессия». Каждая деятельность представляет собой совокупность действий, объединенных единой целью. Деятельность оказывает огромное влияние на личность, являясь той основой, на которой происходит развитие последней. В процессе деятельности индивид самореализуется и самоутверждается как личность - именно процесс деятельности лежит в основе социализации индивида. Оказывая преобразовательное воздействие на окружающий мир, человек не только адаптируется к природной и социальной среде, но и перестраивает ее. Вся история человеческого общества – это история деятельности людей.

Таким образом, «деятельность – вид активности, а именно, функциональное системное образование, включающее совокупности процессов и действий, направленных на приспособление к среде и (или) преобразование ее, имеющие решающее значение для существования и развития человека, общества» (Психологический словарь).

 

Виды деятельности

У современного человека имеется множество различных видов деятельности, число которых примерно соответствует количеству имеющихся потребностей. В процессе индивидуального развития первым видом деятельности выступает общение, за ним следуют игра, учение и труд.

Общение рассматривается как вид деятельности, направленной на обмен информацией между общающимися людьми.

Игра – вид деятельности, результатом которой не становится производство какого-либо материального или идеального продукта (за исключением деловых и конструкторских игр взрослых и детей). Существует огромное количество видов и типов игр. Это, прежде всего, индивидуальные игры, представляющие собой род деятельности, когда игрой занят один человек, и групповые игры, включающие несколько индивидов. Предметные игры связаны с включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов. Сюжетные игры разворачиваются по определенному сценарию и воспроизводя его в основных деталях. Ролевые игры допускают поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую он берет на себя в игре. Игры с правилами регулируются определенной системой правил поведения участников. Существуют также смешанные типы игр: сюжетно-ролевые, предметно-ролевые и т.д.

Особое место в системе человеческой деятельности занимает труд. Именно благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразил условия своей жизни для неограниченного развития.

Трудовая деятельность. Понятия «труд» и «деятельность» нередко употребляются как однозначные. Можно сказать, что деятельность – это более широкое определение труда и К.Маркс в «Капитале» определяя «труд» как процесс, совершающийся между человеком и природой, подчеркивал, что «труд есть целесообразная деятельность и вечное естественное условие человеческой жизни». На труде основывается и им определяется такая форма активности, какповедение.

В отличие от деятельности поведение не всегда целенаправленно, оно не предполагает создания определенного продукта и зачастую носит пассивный характер. Деятельность же всегда целенаправленна, продуктивна, нацелена на создание продукта. Поведение спонтанно («куда поведет»), деятельность – организована, поведение хаотично, деятельность - систематична.

Поведение можно рассматривать как внешнее выражение активности человека. Предмет и результат труда на уровне поведения не определены. Поведение – это поступок, который детерминируется, прежде всего, правовыми и нравственными нормами, уровнем сознательности и культуры личности. Субъект деятельности трансформируется в личность, поэтому оценивать человека надо не по его поведению, а по его деятельности.

Духовная (умственная, теоретическая) деятельность представляет собой целенаправленное производство общественных идеалов, ценностей, идей, понятий, представлений. В процессе деятельности осуществляется творческое созидание культуры.

Когнитивная деятельность – деятельность, которая так и не была найдена у животных. Мы учимся, читаем, придумываем, создаем новые теории, критикуем старые, помним таблицу умножения, решаем сложные задачи, учим азбуку и пишем стихи, романы, даем информацию миру и берем информацию у мира и этот процесс бесконечен.

Социальная деятельность - любое взаимодействие с обществом. Вы можете работать, писать жалобы, участвовать в диспутах, работать на производстве, быть политиком, слушать церковное пение, летать в космос, играть в футбол, ходить и играть в казино - все это и многое другое составляет социальную деятельность.

Познавательная деятельность – это активный и целенаправленный поиск получения знаний. Формула Франсиса Бэкона «Знание – сила» составляет основную цель и функцию этого вида деятельности.

Познание – это всегда творческий процесс, а его главным критерием являются новизна и общественная значимость полученных результатов. Большую роль в творчестве играет интуиция и тип мышления. В теории познания (гносеологии) познание рассматривается как: 1) особый вид отражательной деятельности человека; 2) особая сторона практической деятельности человека; 3) высший уровень информации, достигаемый человеком целенаправленно; 4) социальный заказ в виде актуальных потребностей общества.

Движение познавательного процесса складывается из:

- первой ступени познания – эмпирического или чувственного познания, основными формами которого являются ощущение, восприятие и представление;

- второй ступени познания, которую составляет рациональное или теоретическое познание или, иными словами, логическое познание, формами которого являются понятие, суждение и умозаключение.

Познание постоянно развивается, так как у общества появляются новые потребности. Познавательный процесс возможен лишь при помощи языка как инструмента общения.

Учение выступает как вид познавательной деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях, и неорганизованным, происходящим в виде самообразования. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она служит средством психологического развития индивида.

Умения – это элементы деятельности, позволяющие делать что-либо с высоким качеством исполнения. Навыки –полностью автоматизированные компоненты умений.

Умения и навыки делятся на несколько типов: двигательные, познавательные, теоретические и практические. Двигательные включают разнообразные движения, сложные и простые. Познавательные умения включают способности, связанные с поиском, восприятием, запоминанием и переработкой информации. Теоретические умения и навыки связаны с абстрактным интеллектом и выражаются в способности человека анализировать, обобщать материал, строить гипотезы, теории, производить перевод информации из одной знаковой системы в другую. Такие умения и навыки более всего проявляются в творческой работе.

Привычка – еще один элемент деятельности, когда часть деятельности выполняется механически и не имеет сознательной цели или явно выраженного продуктивного завершения.)

Практическая деятельность подразделяется на материально - производительную и социально - преобразовательную. В основе каждой из этих подгрупп лежит предметная деятельность. Предметная деятельность не дается человеку с рождения, а «задается» в культурном предназначении и способе использования окружающих предметов. Такую деятельность необходимо формировать и развивать в процессе обучения и воспитания.

Репродуктивная деятельность – предполагает повторение ранее уже отработанного метода достижения заранее известного результата.

Досуговая деятельность – деятельность, связанная с досугом человека. Время – главная жизненная ценность, по мнению К.Маркса, свободное время – это «мерило общественного богатства», а, по утверждению Цицерона, «наличие досуга отличает человека от раба».

При разнообразии подходов и взглядов на проблему досуга в разные исторические эпохи (от древних греков до наших дней) и позиций различных научных школ и отраслей (от философов, экономистов, психологов и социологов и т.д.) современные исследователи выделяют такие наиболее значимые составляющие содержание досуговой деятельности, как информационно-коммуникативную (с помощью СМИ), семейно-ориентированную, спортивную; интеллектуально -развлекательную; тусовочную; шопинговую (посещение магазинов).

Эльмар Владимирович Соколов, философ, культуролог, большой ученый в области исследования проблемы свободного времени и, в частности, досуга, обобщая огромный пласт научной, культурологической и философской литературы по данной теме предложил рассматривать «досуг как часть свободного времени, направленную на духовное, творческое развитие личности». При этом, по мнению Э.В.Соколова, «творчество как основная характеристика досуга может носить не только позитивный характер».

Пытаясь выявить и определить суть и основное качество свободного времени, Э.В. Соколов выстраивает некий восходящий ряд из элементов досуга, иногда называемый «лестницей досуга»

В своей работе «Свободное время и культура досуга» Э.В.Соколов предлагает следующую структуру досуга:

- отдых,

- игра или развлечения,

- просвещение,

- творчество,

- самоанализ или созерцание,

- праздник,

при этом подчеркивая, что просвещение, творчество и созерцание составляли сущность досуговой деятельности для гражданина свободного полиса Древней Греции. Сам досуг для греков являлся временем для обучения и самообразования, духовного развития и подготовки к Олимпийским играм, где главная роль отводилась ораторским боям, а спортивные состязания вводились как элементы, заполнявшие время, отпущенное ораторам для отдыха. Участие в ораторских боях на период Олимпийских игр, проходивших раз в 4 года, было не только значимыми показателем престижа для многочисленных досуговых школ, но и экономически выгодным для участников. По тому, как формировался человек в досуговой деятельности, и особенно по объему времени, которое он посвящал творчеству, созерцанию, просвещению, самообразованию, можно было судить об уровне развития государства.

Говоря современным языком, можно утверждать, что достижения и демонстрация качеств работы и достижений в Олимпийских играх досуговых древнегреческих и римских школ по сути сегодня сравнимы с современной процедурой прохождения и подтверждения права на получение лицензии и аккредитации на образовательную деятельность.

Следуя предложенной схеме структуры досуга, мы находим, что каждый из его составляющих имеет свои потребности, который начинают формироваться в семье.

Досуговую деятельность в семье можно рассматривать как своеобразную семейную субкультуру, выполняющую такие функции, как адаптивную (приспособления), функцию передачи традиций, познавательную, информационно-коммуникативную, нормативно-регулятивную, творческую (с учетом особенностей воспитания в семье).

 

Исходя из вышеизложенного, деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе. Деятельность – есть универсальный способ удовлетворения человеческих потребностей путем активного преобразующего отношения к миру. Деятельность, направленная на нормальное функционирование организма человека и его функционирование в мире называется жизнедеятельностью.

Практически все формы и способы организации человеческой деятельности связаны со сложными двигательными умениями и навыками, приобретенными в результате сознательного целенаправленного организованного обучения.

Деятельность человека может быть представлена как бесконечный процесс преобразовательного отношения человека к миру, процесс, состоящий из многих актов, каждый из которых имеет начало, середину, конец.

Таким образом главные отличия деятельности человека от активности животных сводится к следующему:

1) деятельность человека носит продуктивный, творческий, созидательный характер,

*

активность животных имеет потребительскую основу и не производит и не создает новое, отличное от того, что уже дано природой;

2) деятельность человека связана с предметами материальной и духовной культуры, которые используются в качестве предметов удовлетворения потребностей или в качестве средств собственного развития,

*

для животных человеческие орудия и средства удовлетворения потребностей как таковые не существуют;

3) деятельность человека преобразует его самого, его способности, потребности, условия жизни

*

активность животных практически ничего не меняет ни в них самих, ни во внешних условиях жизни;

4) человеческая деятельность в ее разнообразных формах и средствах реализации есть продукт истории

*

активность животных выступает как результат их биологической эволюции.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.01 сек.)