АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава XXVI БЫТОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ СО ШПАГОЙ

Читайте также:
  1. Cхема электрическая принципиальная блока ТУ-16. Назначение, принцип действия.
  2. Http://informachina.ru/biblioteca/29-ukraina-rossiya-puti-v-buduschee.html . Там есть глава, специально посвященная импортозамещению и защите отечественного производителя.
  3. III. KAPITEL. Von den Engeln. Глава III. Об Ангелах
  4. III. KAPITEL. Von den zwei Naturen. Gegen die Monophysiten. Глава III. О двух естествах (во Христе), против монофизитов
  5. Taken: , 1Глава 4.
  6. Taken: , 1Глава 6.
  7. VI. KAPITEL. Vom Himmel. Глава VI. О небе
  8. VIII. KAPITEL. Von der heiligen Dreieinigkeit. Глава VIII. О Святой Троице
  9. VIII. KAPITEL. Von der Luft und den Winden. Глава VIII. О воздухе и ветрах
  10. X. KAPITEL. Von der Erde und dem, was sie hervorgebracht. Глава X. О земле и о том, что из нее
  11. XI. KAPITEL. Vom Paradies. Глава XI. О рае
  12. XII. KAPITEL. Vom Menschen. Глава XII. О человеке

Шпага в прошлом служила не только для сражений. Она сама была частью ритуала — с ее помощью произносились клятвы и обещания, выполнялись приветствия. При торжественных обещаниях и клятвах, холодным оружием пользовались как священным предметом, который как бы скреплял слова-обязательства. В одном случае использовали клинок, в другом — рукоять оружия.

Обычай клясться на оружии относится к древности. Позднее он перешел в Средневековье, а затем и в Новое время. Рукоять меча имела форму креста, так же как рукоять старинной шпаги немецкого происхождения, шпаги испанского и французского типа также име­ли эфес — крестовину.

Упражнение № 264. Клятва на клинке оружия

Исходное положение: подготовительное.

Техника исполнения. По команде «Кляни­тесь!» поднять оружие наклонно вверх, при­мерно под углом 45°. Глядя на острие шпа­ги, произнести слова обещания или клятвы (рис. 139). Если же воин хотел, чтобы его приближенные дали клятву на оружии, он, обнажив свое оружие и направив острие к ним, держал клинок почти горизонтально. Присутствующие также, обнажив оружие, накладывали свои клинки сверху на про­тянутое к ним оружие и произносили слова клятвы или обещания. Действие подтверж­далось звуком клинков, накладываемых друг на друга.

Методические указания. Примером такой клятвы может слу­жить сцена из II акта оперы Мейербера «Гугеноты», в которой дворяне клянутся по просьбе королевы во взаимной дружбе, при этом они поют: «Я клянусь королем и мечом, данным им, я кля­нусь». В отсутствии шпаги слова клятвы могли быть произнесены на крестообразной рукояти кинжала. Шпага была необходимым, но чрезвычайно дорогим предметом. Клинок как наиболее цен­ную часть любого оружия оберегали от затупления. Для воина той эпохи был совершенно невозможен удар клинком плашмя по твердым предметам, поскольку в этом случае можно было легко его сломать.

Передача оружия другому лицу была возможна только в исклю­чительных случаях, как, например, при аресте или по требованию военачальника. Это могло быть и в случае отказа служить данному господину.

 

Упражнение № 265. Клятва на эфесе оружия

Построение: стайкой. Исходное положение: подготовительное.

Техника исполнения. По команде «На эфесе кля­нитесь!» надо, взяв оружие за клинок на некото­ром расстоянии от гарды, поставить ее вертикаль­но перед собой на уровне лица (подобие креста) и произнести слова клятвы (рис. 140). (При этом в подтверждение слов целовали эфес оружия.) Затем вложить его в ножны.

На практике подобная сцена с клятвой на ору­жии — эпизод заклинания Мефистофеля после куплетов, исполняемых во II акте (опера Ш. Гу­но «Фауст»). В опере Мейербера «Гугеноты» в IV акте тоже есть сцена заклинания, где оружие трансформируется в крест.

 

Упражнение № 266. Передача оружия одной рукой

Это довольно дерзкий способ передачи своего оружия. Шпага или меч в этом случае отдавались обнаженными.

Исходное положение: подготовительное.

Техника исполнения. По команде «Подай шпагу одной рукой!» надо, выбрасывая оружие рукоятью от себя, поймать его за клинок под гар­дой. Затем с поклоном протянуть рукоять тому лицу, которое должно это оружие взять. Далее по команде «Оставь себе!», подбросив оружие рукоятью к себе, поймать его за рукоять. По команде «Шпаги в ножны!» убрать оружие.

Методические указания. Это довольно сложное по координации движение. Надо добиваться точ­ности в действиях со шпагой перед передачей оружия. Подача шпаги сопровождается поклоном. Прини­мающий берет шпагу за ее рукоять (рис. 141). В ответной передаче шпаги ее владельцу он также подбрасывает ее и, поймав за клинок, по­дает хозяину за рукоять.

 

Упражнение № 267. Передача шпаги двумя руками

Этим способом подавали обнаженное оружие, а иногда вынима­ли шпагу из портупеи вместе с ножнами и в таком виде подавали.

Исходное положение: подготовительное.

Техника исполнения. По команде «Подайте шпагу двумя руками!» надо положить клинок оружия на левую ладонь, затем, чуть под­бросив рукоять правой рукой, подхватить ее за клинок возле гарды той же рукой снизу. Оружие окажется в горизонтальной плоскости в двух руках ладонями вверх (рис. 142, а), затем его надо с поклоном протянуть тому, кому оно подается (рис. 142, б).

По команде «Оставь себе!», чуть подбросив рукоять, поймать ее правой рукой, одновременно вытягивая руку через положение на­клонно вверх в подготовительное. По команде «Убери оружие!» вло­жить его в ножны. Тот, кому подают оружие, берет его за рукоять шпаги или за середину ножен.

Методические указания. Оба эти способа следует тренировать в небольших композициях этюдного типа, например: три шага впе­ред, остановиться, вынуть шпагу, поприветствовать. Затем, подбро­сив шпагу, протянуть рукоять вперед, далее по команде, подхватив рукоять, вложить шпагу в ножны и поклониться в стиле XVII столе­тия. В композиции могут быть включены действия с плащом.

Этикетные правила поведения тщательно соблюдались: если кавалер приходил в дом к друзьям, то оружие (включая наплечную портупею с ножнами), плащ, шляпу и ботфорты он оставлял в пе­редней дома. Лакей, сопровождавший господина, носил с собой его комнатную обувь.

Если кавалер появлялся в незнакомом доме с официальной мис­сией, то он мог войти в комнаты при шпаге. Это уже само по себе было проявлением официальности и недружелюбия. При дворе ка­валер всегда был при полном наборе оружия — кинжале и шпаге.

Для хранения оружия имелась специальная подставка, в которую ставили оружие, иногда его вешали на портупею. Только находив­шийся в помещении дежурный офицер мог быть в плаще, шляпе, ботфортах и с полным арсеналом оружия, так как был готов в лю­бой момент защитить своего господина. В доме не носили ботфор­ты, плащи и шляпы, из оружия при себе мог быть только кинжал. Типичным домашним костюмом мужчины был теплый, довольно длинный шлафрок (халат).

Высшим проявлением вежливости вооруженного человека было обязательное приветствие обнаженным оружием — мечом, шпагой, саблей и т. п. Приветствие оружием принято называть салютом.

Салют с поклоном

Этот вид приветствия — более торжественный, он представляет собой соединение салюта оружием с выполне­нием поклона конца XVII столетия.

Упражнение № 268. Салют с поклоном

Техника исполнения. По команде «С шагом вперед — салют!» надо сделать правой ногой большой шаг вперед. Левая нога сзади на нос­ке. Вес тела на правой ноге, рука с оружием поднята в положение подвысь, которое соот­ветствует обращению «сударь» (рис. 143).

Затем, опуская шпагу вниз, согнуть левую ногу в колене, правая нога при этом остается прямой, голова и плечи опущены. По команде

«Встать!», выпрямляясь и поднимая голову, подтянуть правую ногу к левой, оставляя шпагу в положении наклонно вниз.

Методические указания. Это упражнение следует выполнять не­сколько раз в сочетании с ходьбой, остановкой, обнажением оружия и салютом.

 

Упражнение № 269. Салют с коленопреклонением

Эта форма салюта типична при обращении к представителю коро­левской власти, герцогу, высокопоставленным священнослужителям. Техника исполнения. По команде «С шагом вперед — подвысь!» сделать правой ногой небольшой шаг вперед и, поднимая оружие подвысь, опуститься на левое колено (рис. 144, а). Колено и бедро находятся под прямым углом, голень вертикальна, корпус прямой, голова приподнята. По команде «Поклон!», разгибая руку в локте, слегка наклонив туловище и голову (рис. 144, б), опустить клинок наклонно вниз, не касаясь пола. По команде «Выпрямиться!», остав­ляя шпагу в наклонном положении, поднять голову (рис. 144, в).

 

По команде «Шпаги в ножны!» поднять клинок наклонно вверх, раз­вернув кисть, приблизить острие к ножнам (рис. 144, г) и, опуская в них оружие (рис. 144, о), встать, приставляя правую ногу к левой. Затем вы­полнить обычную концовку приема «Вложить оружие в ножны!».

Методические указания. Надо добиваться слитного исполне­ния всех движений, а затем сыграть этюд, в котором был бы этот прием.

Упражнение № 270. Салют со шпагой и шляпой

Исходное положение: подготовительное, на голове широкополая шляпа.

Техника исполнения. По команде «Салют с поклоном!», шагнув правой ногой вперед, поднять оружие в положение подвысь, а ле­вой рукой взяться за поля шляпы. По команде «Поклон!», перенося вес тела на левую ногу, слегка согнув в колене, снять шляпу, отводя левую руку в сторону, вниз (возможен вариант: приложить шляпу к сердцу), склоняя голову.

Далее по команде «Выпрямись!», оставив оружие в положении наклонно вниз, а шляпу у левого бедра, поднять голову и выпря­миться. Затем вложить оружие в ножны, держа шляпу в левой руке, и только после этого надеть шляпу. Возможен вариант, в котором сначала надевается шляпа, а затем убирается оружие.

 

Упражнение № 271. Салют со шпагой и треуголкой

Построение: стайкой. Исходное положение: свободная стойка.

Техника исполнения. По команде «За шпаги!» надо взяться пра­вой рукой за рукоять шпаги, левой, придерживая ножны, по команде «Вынуть шпаги!» вынуть клинок шпаги, зафиксировав его в исход­ное положение. По команде «За шляпы!» надо левой рукой взять тре­уголку за передний угол, если она надета так, что угол находится перед лицом, или за левый угол, если она надета прямо.

По команде «Приветствуйте!» левой рукой снять шляпу с головы и отвести руку диагонально в сторону вверх, а правой поднести гар­ду к лицу. По команде «Поклон!» выполнить приветствие шпагой, слегка опустив шляпу. По команде «Выпрямиться!» приподнять го­лову, оставить шляпу возле левого бока, затем вложить шпагу в нож­ны и только потом надеть треуголку.

Методические указания. Готовя актеров к верному стилевому поведению в пьесе, отражающей быт и нравы XVIII столетия, надо создать упражнения, в которых действия оружием перемежались бы с этикетно-стилевыми приемами.

 

Упражнение № 272. Комплексное

Исходное положение: стойка, костюм — широкополая шляпа, плащ, портупея и шпага в ножнах.

Техника исполнения. Запахнувшись плащом, пройти вперед семь шагов, на предпоследнем шаге распахнуть плащ и, придерживая ножны левой рукой, вынуть шпагу. Далее, положив левую руку на поле шляпы и подняв оружие подвысь, снять шляпу с головы.

Отведя руку со шляпой в сторону влево, опустить шпагу наклон­но вниз и, одновременно согнув левую ногу в колене, склонить голо­ву (сделать поклон), затем выпрямиться, оставив шляпу в положении у ноги, приставить правую ногу к левой.

Далее вложить шпагу в ножны. Держа шляпу в левой руке, опус­тить шпагу в ножны, затем, взяв шляпу в правую руку, склониться в поклоне XVII столетия. Надеть шляпу и, взявшись правой рукой за полу плаща, запахнуться им, одновременно развернувшись на 180°, и уйти, сделав те же семь шагов.

Методические указания. В предмете «Сценическое фехтование» учебные часы на выполнение подобных упражнений не предусмот­рены. Но при работе с актерами, занятыми в исторических пьесах, есть смысл делать подобные упражнения. Важно, чтобы студенты понимали, что любые этикетно-стилевые упражнения — только схе­ма, которая будет видоизменяться в зависимости от жанра произве­дения и характера персонажа.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)