АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

На верную гибель

Читайте также:
  1. АРИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. ГИБЕЛЬ И ВОЗРОЖДЕНИЕ
  2. Гибель Гая Гракха
  3. Гибель Души
  4. ГИБЕЛЬ ИЗ БЕЗДНЫ
  5. Гибель империи
  6. ГИБЕЛЬ КОМАНДИРА.
  7. ГИБЕЛЬ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ
  8. Гибель Магомета
  9. ГИБЕЛЬ «КИНКЭДА»
  10. Для населения реклостера не будет иного пути, чем САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ исправление ошибок цивилизации Земли, - иначе просто вырождение под грузом генетического наследия и гибель.
  11. ИЗНАЧАЛЬНОЕ КАЗАЧЕСТВО И ЕГО ГИБЕЛЬ.
  12. Мир вверх ногами или гибель Арианы

 

Огонь.

Ночной Виссерин стал пристанищем пламени и тени. Бесконечный лабиринт сломленных стен, провалившихся крыш, выпирающих балок. Кошмар отдалённых рыданий, призрачных контуров, рыщущих в темноте. Возвышались здания, выпотрошенные оболочки, скрипели распахнутые безглазые провалы окон и дверей, наружу вырывался огонь и, облизываясь, щупал тьму. Обугленные брусья тыкались в пламя, и оно жалило в ответ. Белые искры били градом в чёрное небо, а оттуда мягко оседал чёрный снег пепла. В городе теперь появились новые башни, горбатые башни дыма, окуривая звёзды их подсвечивали породившие их пожары.

- Сколько мы взяли в крайний раз? - Глаза Коски светились жёлтым, отразив огонь с площади напротив. - Три, что ли?

- Три, - каркнул Дружелюбный. Они хранились в сундуке в его комнате: доспехи двух талинских солдат, один с квадратной дырой от арбалетного болта, и мундир молодого хрупкого лейтенанта, которого он отыскал под рухнувшей трубой. Не повезло тому, но с другой стороны, отметил Дружелюбный, это его люди повсюду швырялись огнём.

У них стояли катапульты за стенами, пять на западном берегу реки, и три на восточном. У них стояли катапульты на двадцати двух белопарусных кораблях в гавани. Первую ночь Дружелюбный провёл на ногах, пока не забрезжил рассвет. Они метнули через стены сто и ещё восемнадцать огненных снарядов, разнося пожар по всему городу. Очаги пламени перемещались и прогорали дотла, и разделялись, и сливались между собой - поэтому их было не сосчитать. Цифры покинули Дружелюбного, оставив его одиноким и напуганным. Потребовалось не более шести коротких дней, три тёмных времени суток по два, чтобы превратить мирный Виссерин во всё это.

Единственной нетронутой частью города остался остров, на котором стоял дворец герцога Сальера. Там, где, как сказала Муркатто, находились картины и другие чудные вещицы, которые Ганмарк, командир армии Орсо, человек, убить которого они сюда прибыли, стремился спасти. Он сжигает бессчётное множество домов, а них бессчётное множество людей, денно и нощно отдаёт приказы убивать, но должен сберечь эти мёртвые рисунки.

Дружелюбный подумал, что тот был человеком, которого стоило засадить в Безопасность, чтобы мир снаружи стал более безопасным местом. Но вместо этого ему внимают, ему подчиняются, и мир горит в огне. Похоже всё стало с ног на голову, всё стало не так. Но с другой стороны Дружелюбный не отличал хорошее от дурного, так ему сказали судьи.

- Готов?

- Да, - солгал Дружелюбный.

Коска засиял безумной улыбочкой. - Тогда вперёд, друг мой, в пролом! - И он рысью ринулся вниз по улице, рука на рукояти меча, другая прижимала к голове шляпу. Дружелюбный сглотнул, затем последовал за ним, беззвучно двигались губы, пока он считал пройденные шаги. Требовалось считать что-то ещё, помимо способов умереть.

Чем ближе они подбирались к западному краю города, тем становилось лишь хуже. В устрашающем величии взметались ввысь пожары - неистовые дьяволы, с рёвом и хрустом, грызущие ночь. Они жгли Дружелюбному глаза, и он плакал. Или, быть может, он всё равно бы заплакал при виде всего этого разорения. Если хочешь себе что-то взять, зачем его сжигать? А если не хочешь, зачем сражаться, чтобы забрать его у другого? В Безопасности люди умирали. Они умирали там постоянно. Но такого расточительства не было. Не так там много было всего, чтобы не бояться ломать то, что было. Каждая вещь имела ценность.

- Проклятый гуркский огонь! - Коска чертыхнулся, когда они избежали очередной ревущей вспышки. - Десять лет назад никому и не снилось применять это вещество как оружие. Затем им сделали кучу пепла из Дагоски, пробили дыры в стенах Агрионта. Теперь как только начинается осада, так кто-нибудь требует всё взорвать. В дни моей молодости мы любили поджечь дом-другой, просто чтобы пошла движуха, но такой хренью не занимались. Раньше войну затевали, чтобы заработать. Некоторая доля умеренных невзгод была прискорбным побочным эффектом. Сейчас её устраивают, чтобы разрушать, и чем основательней, тем лучше. Наука, друг мой, наука. Та что по идее должна была облегчить людям жизнь.

Мимо топали ряды вымазанных золой и сажей солдат, латы переливались оранжевым отражением пламени. Ряды вымазанных золой и сажей штатских передавали из рук в руки вёдра воды, потерянные лица наполовину освещены блеском неугасимого пламени. Голодные призраки, чёрные формы в душной ночи. Позади них на выщербленной стене мозаика - герцог Сальер в полном боевом облачении твёрдо указывает путь к победе. Он должен был держать знамя, сообразил Дружелюбный, но верхняя часть здания обрушилась и вместе с ним его воздетая рука. При пляшущем пламени казалось, будто его нарисованное лицо корчит рожи, будто двигаются его нарисованные губы, будто нарисованные рядом с ним солдаты устремились атаковать брешь.

Когда Дружелюбный был молод, в двенадцатой камере по его коридору сидел старик, что рассказывал преданья глубокой старины. Легенды о времени до начала Древних Времён, когда наш мир и нижний мир были единым целым и по земле бродили дьяволы. Сокамерники ржали над стариком, и Дружелюбный тоже насмехался, ведь в Безопасности разумно делать как все и не выступать. Но он вернулся, когда никого не было поблизости, чтобы поинтересоваться, сколько точно лет прошло с тех пор, как были запечатаны врата и Эус изгнал демонов из нашего мира. Старик был не в силах назвать нужное число. Теперь, похоже, нижний мир снова проломил врата и хлынул в Виссерин, неся повсюду хаос.

Они проскочили горящую башню, огонь мелькал в её окнах, венчал разбитую крышу как факел великана. Дружелюбный потел, кашлял, и потел ещё больше. В его рту навсегда пересохло, в глотке постоянно першило, пальцы стали гладкими от золы. Он увидел зубчатый силуэт городских стен в конце улицы, заваленной бутовым камнем.

- Мы уже рядом! Не отходи от меня!

- Я... я... - Голос Дружелюбного сошёл на нет в дымном воздухе. Теперь, когда они свернули в узкий переулок, с красными отблесками в конце, ему слышался шум. Лязг и грохот, наплыв потока яростных голосов. Так шумел бунт в Безопасности, вышедший из берегов, прежде чем шестеро наиболее внушавших страх заключённых, в их числе и Дружелюбный, согласились положить конец безумию. Кто остановит безумие здесь? Прогремел гулкий взрыв, заставивший содрогнуться землю, и красная зарница осветила ночное небо.

Коска припал к стволу безобразного обожжённого дерева, залёг и вжался в него. Шум рос всё громче пока Дружелюбный подползал рядом, до ужаса громко, но его почти заслонил стук сердца в его собственных ушах.

Пролом был на расстоянии не далее сотни шагов от них, чёрный рваный клок ночи, выдранный из городской стены и залатанный напирающим талинским войском. Они переползали как муравьи через кошмар рухнувшей кладки и сломанных брёвен, что искромсанным валом преграждали путь на выгоревшую площадь на краю города. Может быть, когда нахлынул первый натиск, сражение и было упорядоченным, но теперь оно расплылось в бесформенную, бешеную схватку, защитники грудились на набросанных перед распоротыми зданиями баррикадах, нападающие неловко торили свой путь, свой путь сквозь пролом, поставляя в бой свою безмозглую массу, и в бойню свои бездыханные тела.

Лезвия мечей и секир блестели и вспыхивали, пики и копья качались и скрещивались, над давкой криво свисала пара порванных флагов. Болты и стрелы взлетали и падали: со стороны толпящихся за стенами талинцев, от защитников на баррикадах, из покорёженных башен по бокам пролома. Пока Дружелюбный глядел, громадный кусок каменной кладки завертелся вниз с верха стены и попал в кипящее месиво под ней, пробив в нём зияющую дыру. Сотни людей, бьющихся и умирающих под адским блеском горящих факелов, горящих петард, горящих домов. Дружелюбному с трудом верилось, что всё это на самом деле. Всё выглядело насквозь фальшивым, притворным - постановкой для написания зловещей картины.

- Виссеринская брешь, - прошептал он про себя, заключая руками в рамку эту сцену, представив, что она висит на стене какого-нибудь богача.

Когда двое намерены убить друг друга, существует определённая структура. Если чуть больше двух, то всё то же самое. Даже если дюжина. В таких ситуациях Дружелюбному всё было привычно. Есть уклад, которому ты следуешь, и если окажешься быстрее, сильнее, жёстче - выходишь живым. Но здесь всё по-иному. Бездумная толкотня. Кто б сумел предугадать, когда тебя, лёгким движением тех, кто сзади толкнут прямо на пику? Чудовищная воля случая. Как бы ты вычислил стрелу, или болт, или брошенный сверху камень? Это одна колоссальная азартная игра, где на кону твоя жизнь. И как в азартных играх в Доме удовольствий Кардотти - при множестве партий подряд игроки всегда в проигрыше.

- На вид горяченько! - Прокричал под ухом Коска.

- Горяченько?

- Со мной бывало и пожарче! Пролом в Мурисе выглядел скотобойней, когда мы закончили!

Дружелюбный навряд ли был способен к беседе, так у него кружилась голова.

- С тобой бывало... такое?

Коска махнул рукой, мол, расслабься. - Пару раз. Но если только ты не псих, тебе скоро это надоест. На вид может быть и забавно, но джентльмену здесь не место.

- Откуда они знают, кто за кого? - выдохнул Дружелюбный.

Усмешка блеснула на перемазанном сажей лице Коски. - В основном, угадывают. Пытаешься держаться в нужном направлении и надеешься, что... ах.

От основной схватки отделился кусок и поплыл вперёд, ощетинившись оружием. Дружелюбный не ответил бы даже, были ли это осаждающие или осаждаемые. Они вовсе не выглядели людьми. Он развернулся, чтобы заметить стену копий, надвигающуюся вдоль улицы с противоположной стороны, изменчивые отблески высвечивали тусклый металл и каменные лица. Не отдельные люди, не личности, но слитная машина убийства.

- Сюда! - Дружелюбный почувствовал, как его хватают за руку, вталкивают сквозь полуразрушенный проём в завалившейся стене. Он поскользнулся и навернулся, стукнувшись боком. Полусбежал-полусъехал вниз по огромной куче обломков, сквозь облако пепла, и упал на живот рядом с Коской, всматриваясь в уличный бой над ними. Люди сталкивались, убивали и умирали. Бесформенное разъярённое месиво. Поверх их криков, их гневных воплей, ударов и скрежета металла, Дружелюбному послышалось что-то ещё. Он огляделся. Коска перегнулся через свои колени и трясся в плохо сдерживаемом веселье.

- Ты смеёшься?

Старый наёмник протёр глаза испачканным в золе пальцем. - А что ещё остаётся?

Они очутились в некой затемнённой ложбине, забитой обломками. Улица? Осушенный канал? Отстойник? Сквозь мусор продирались оборванцы. Невдалеке лицом вниз валялся мертвец. Над трупом склонилась женщина с ножом наголо, в самом разгаре отрезания пальцев со скрюченной руки - ради колец.

- Отойди от тела! - Шатаясь, выступил Коска, вытаскивая меч.

- Оно наше! - Тощий мужчина со спутанными волосами и дубинкой в руке.

- Нет, - Коска предъявил клинок. - Оно наше. - Он шагнул вперёд и помоечник, запнувшись, повалился в опалённые кусты. Женщина наконец-то одолела ножом кость, стянула кольцо и сунула в карман; а затем, с градом брани, швырнула палец в Коску и скрылась во тьме.

Старый наёмник поглядел им вслед, взвешивая в руке меч. - Талинец. Стало быть, его амуницию!

Дружелюбный оцепенело переполз туда и начал расстёгивать мертвецкие доспехи. Стащил спинную пластину и засунул в мешок.

- Шустрее, друг мой, пока не вернулись те помойные крысы.

Дружелюбный и не думал мешкать, но у него тряслись руки. Он не знал точно из-за чего. Обычно они не тряслись. Он стащил поножи воина и его нагрудник, всё это загремело в мешок. Будет четыре комплекта.

Три плюс один. Ещё три и у них хватило бы на каждого. Затем, наверно, они бы убили Ганмарка, и завязали, и он смог бы вернуться назад в Талинс и осесть в притоне Саджаама, считая деньги во время карточных игр. Какими счастливыми казались те, былые дни. Он потянулся и выдернул из шеи солдата арбалетный болт.

- Помогите. - Едва ли громче чем шепот. Дружелюбный не знал, не пригрезилось ли ему. Затем заметил широко открытые глаза солдата. - Помогите.

- Как? - прошептал Дружелюбный. Он расцепил крючки и застёжки на отороченной военной куртке и, стараясь как можно нежнее, освободил от неё раненого, осторожно продевая сквозь рукав сочащиеся обрубки отрезанных пальцев. Он уложил одежду в мешок, затем тихонько перекатил того обратно лицом вниз, в точности каким его и обнаружил.

- Отлично! - Коска указал на выгоревшую башню, опасно накренённую над сорванной крышей. - Может туда?

- Почему туда?

- Почему бы и не туда?

Дружелюбный разучился двигаться. Его колени дрожали. - Не хочу идти.

- Понимаю, но мы должны держаться вместе. - Старый наёмник повернулся и Дружелюбный вцепился ему в руку, из рта начали выплёскиваться слова.

- Я теряю счёт! Я не могу... я не в состоянии думать. Какое число у нас по плану? Какое... какое... я сошёл с ума?

- Ты? Отнюдь, мой друг. – Коска, улыбаясь, похлопал Дружелюбного по плечу. - Ты совершенно здоров. Вот оно. Всё это! - Он смахнул свою шляпу и обвёл ею вокруг. - Вот оно - безумие!

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)