АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Анимизм. Символический смысл погребений

Читайте также:
  1. GO Часто II. Осмысление исследовательского интервью
  2. Hocmi» II. Осмысление исследовательского интервью
  3. II. Жизненная суета и требование смысла
  4. II. Общезначимый и сверхвременный смысл как искомое всякого сознания
  5. III. ИСТОЛКОВАНИЕ СМЫСЛА
  6. Адекватная данность вещи как идея в кантовском смысле
  7. Анимизм.
  8. Ассимптоты графика: вертика, гор, накл. Геом смысл накл ассимптоты.
  9. Аудиозаписи выкладывать нет смысла, т.к. на них слышно только мои некоторые реплики. Так же и со знакомством на улице.
  10. Бессмысленное повторение
  11. БЕССМЫСЛЕННОСТЬ ВСЕЙ МЕТАФИЗИКИ
 
Самыми ранними и многочисленными ископаемыми документами анимистических представлений считаются, в первую очередь, костные останки людей (например, найденные в Чжоу-Коу-Дяне черепа и нижние челюсти, относящиеся к более ранним временам, чем средний палеолит, — более 400–300 тыс. л. н. Поскольку речь о могильниках не идет, сохранение этих черепов можно объяснить религиозными причинами, особым отношением людей к этим черепам. А. Брейль и В. Шмидт предположили, что мы имеем дело с обычаем, зафиксированным у австралийцев и других первобытных народов, сохранять черепа умерших сородичей и носить их с собой во время кочевий племени. При всем ее правдоподобии, гипотеза не нашла поддержку. Те же факты интерпретировались как свидетельства о людоедстве, на ритуальной основе или без таковой. Именно так А. Бланк объяснил повреждение черепа неандертальца, найденного в одной из пещер в Монте Чирчео (Италия): человека убили, проткнув ему правый глаз, а затем расширили отверстие, чтобы извлечь мозг для ритуальной трапезы [Элиаде, 2002]. Можно предположить, что вера в загробную жизнь демонстрируется с древнейших времен употреблением красной охры как субститута крови, т. е. символа жизни. Обычай посыпать трупы охрой универсально во времени и пространстве — от Китая до западных берегов Европы, по всей Африке, в Австралии и на Тасмании, по всей Америке. Что касается религиозного смысла предания тела земле, то этот вопрос всегда вызывал ожесточенные споры. Никто не сомневается, что погребение должно иметь определенную философскую подоплеку — но какую? А. Леруа-Гуран считал, что «если тело просто-напросто бросали в чаще леса, расчленяли, отдавая на растерзание птицам, или если жилище покидали, оставляя там тело умершего, то это не свидетельствует об отсутствии представлений о загробной жизни» [Leroi Gourhan A., 1964. Р. 54]. Тем более в эту пользу свидетельствуют намеренно совершенные погребения: иначе как объяснить и понять, зачем люди прикладывали усилия по закапыванию тела в землю? Загробную жизнь могли понимать отвлеченно, т. е. как продолжение жизни души, что подтверждалось явлением умершего в снах. Однако некоторые виды захоронений (тело в согнутом положении и, возможно, связанное) получили толкование как принятие мер предосторожности против физического возвращения покойника, хотя согнутое положение мертвого тела могло выражать отнюдь не страх перед «живыми трупами» (зафиксированный у некоторых народов), а напротив, надежду на возрождение. Известен ряд случаев намеренного погребения в позе эмбриона [Элиаде, 2002]. Неутилитарное поведение гоминид нижнего и среднего палеолита довольно сомнительно, тем не менее костные останки нередко несут более или менее четкие следы работы каменными орудиями, что иногда истолковывается просто как свидетельство каннибализма, а иногда рассматривается как указание на выполнение людьми, начиная с ашеля, неких ритуалов, связанных со смертью. Более веские аргументы в пользу существования таких ритуалов дает изучение средне палеолитических мустьерских (неандертальских) погребений: в пещерах Ля Феррасси и Ля Шапель (Франция), Монте Чирчео (Италия), Шанидар (Ирак), Табун, Кебара и Амуд (Израиль) и многих других. В ряде случаев намеренный характер захоронений оспаривается, но в целом существование обычая хоронить умерших в эпоху среднего палеолита несомненно. Изредка скелеты в могильных ямах сопровождают специально положенные туда вещи — погребальный инвентарь, что сближает неандертальские погребения с верхнепалеолитическими. Наличие некоторых повторяющихся элементов в ориентации и положении костяков не позволяют принять гипотезу об исключительно гигиенических причинах захоронений (т. е. рассматривать их просто как стремление избавиться от разлагающегося тела) и заставляют искать более сложное объяснение. Среди известных примеров среднепалеолитических погребений с магико-религиозной подоплекой — погребение в пещере Тешик-Таш в Узбекистане (ребенок, обложенный рогами горных козлов) или Шапель-о-Сен в Коррезе (рядом с телом найдены кремневые орудия и куски красной охры), в пещере Ла Ферраси в Дордони (могильные холмики с хранилищами кремневых орудий), находка женского черепа из пещеры Мас-де-Азиль с искусственными глазами, с уложенным на нижнюю челюсть рогом северного оленя и др. Вокруг достоверности и смысла приношений или предметов, помещаемых в могилы, все еще идут дискуссии. Но А. Леруа-Гуран придерживается мнения, что вопрос о «похоронном имуществе», т. е. о личных вещах умершего — дело весьма спорное» [Leroi-Gourhan A., 1964. P. 57] В эпоху верхнего палеолита предание тела земле приобретает все общее распространение. В могилах найдены тела, посыпанные красной охрой, и предметы с функцией украшения (раковины, подвески, ожерелья). Раскопанные поблизости от могил черепа и кости животных, возможно, говорят о ритуальных трапезах или даже жертвоприношениях. Наличие этих вещей подразумевает веру не только в загробную жизнь, но и в то, что умерший продолжает свой род занятий в ином мире. Подобные идеи подтверждаются множеством находок в разных культурных слоях. A. Леруа-Гураном признается подлинность ориньякской могилы в Лигурии, где рядом со скелетом обнаружены четыре загадочных предмета, которые получили название «жезлы командования». Значит, часть могил, несомненно, указывает на веру в посмертное продолжение человеком личного рода занятий. Коллективные захоронения, могильники подтверждают веру в загробную жизнь (употребление красной охры) и дают дополнительные подробности: ориентирование захоронения (или лица) на восток, что свидетельствует о стремлении связать судьбу души с движением солнца, с надеждой на воскресение, т. е. на жизнь после смерти; при знаки веры в продолжение человеком своих занятий в ином мире; жертвоприношения в виде личных украшений и останков трапез, указывающие на существование погребальных обрядов [Элиаде, 2002]. Но при чисто археологическом подходе символика погребений и более позднего времени недоступна для нас точно также, как символика погребений палеолита. Специфическая модальность археологических материалов ограничивает и обедняет «послания», которые они передают. Погребальные обряды тесно связаны с формированием культа предков и такого сложного явления, как анимизм. Анимизм рассматривается и как учение о душе (теоретические представления первобытной философии, призванные объяснить явления, связанные со снами и сновидениями, экстазом и видениями, жизнью и смертью, здоровьем и болезнями), и как учение о духах (философия естествен ной религии — духи рассматриваются как личные причины явлений природы, отсюда почитание душ умерших, выделение добрых (хранители, домашние) и злых духов) [Тайлор, 1989].

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.002 сек.)