АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Теоретические предпосылки социал-демократической доктрины

Читайте также:
  1. А. Теоретические взгляды Я.А. Пономарева
  2. Аграрная модернизация в начале ХХ в.: предпосылки, сущность, итоги.
  3. Аграрная реформа правительства П.А. Столыпина: предпосылки, сущность, историческое значение
  4. Антропогенез: биологические и социальные предпосылки эволюции человека, факторы и этапы его эволюции; расы, пути их формирования.
  5. Ареал и социокультурные предпосылки распространения ислама
  6. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ДЕТСТВА
  7. ВВЕДЕНИЕ И НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
  8. Ведущие идеи этической доктрины И. Канта
  9. Внутренние предпосылки личности, способствующие развитию ее виктимности.
  10. ВОЗМОЖНОСТИ ДОКТРИНЫ
  11. Вопрос первый. Теоретические и методологические основы постиндустриализма.
  12. Восточные славяне в древности. Предпосылки формирования русского государства

Тема 7. Политическая идеология социал-демократии

В течение более чем столетия одной из наиболее эффективных и жизнеспособных идеологий является социал-демократия. Он заро­дился в последней трети XIX в. внутри марксизма, но с течением времени обрел центристскую ориентацию.

Неортодоксальность и пластичность положений позволили со­циал-демократической идеологии трансформироваться в соответ­ствии с происходившими в мире переменами и интегрировать мно­гие достижения политической мысли разных направлений (в том числе марксизма и либерализма).

В настоящее время идеология социал-демократии выражает ин­тересы широких слоев западного общества - рабочих, интеллиген­ции предпринимателей. Это обстоятельство во многом объясняет интерес к ней во всем мире, включая Россию, где формируются партии социал-демократической ориентации. Знание основных принципов и эволюции социал-демократической идеологии является важным фактором подготовки высокоэрудированных специалистов.

Политическая идеология социал-демократии - продукт длитель­ной эволюции. Кроме марксизма существенную роль в ее возникно­вении сыграли и другие концепции социализма XIX - начала XXвв., прежде всего кооперативный социализм, гильдейский соци­ализм, фабианский социализм, государственный социализм, христи­анский социализм и катедер-социализм. Рассмотрим основные идеи этих концепций.

Кооперативный социализм своими корнями восходит к комму­нистическим утопиям рубежа XVIII-XIX вв. Кооперативное движе­ние зародилось, прежде всего, в Англии и в значительной степени являлось реакцией беднейших слоев населения на эксплуатацию со стороны крупного торгового капитала.

Поэтому первоначально внимание теоретиков кооперативного социализма было направлено исключительно на сферу потребления. Они считали, что основой создания кооперативных обществ и пред­приятий является общность членов кооператива как потребителей. Эта общность интересов и должна, в конечном счете, привести к со­дружеству широких слоев населения не только в сфере обмена, но и производства.

Основоположником кооперативного социализма был англий­ский экономист Уильям Кинг (1786-1865), который увидел в возни­кающих кооперативных обществах и предприятиях средство изме­нения общества. У. Кинг и его единомышленники считали, что на смену капитализму с его классовыми антагонизмами должно прий­ти общество, основывающееся на гармонии интересов и сотрудничестве трудящихся. По их мнению, социальная справедливость мо­жет быть достигнута благодаря развитию кооперативного движения и постепенному превращению собственности его участников в пре­обладающую. В результате исчезнут наемный труд и капиталисти­ческая эксплуатация, а кооператоры будут работать на себя.

У. Кинг ориентировался, прежде всего, на английский рабочий класс. Он полагал, что сами рабочие создадут кооперативные обще­ства, которые затем смогут накопить необходимый капитал для при­обретения средств производства. Исходным пунктом образования общественных фондов, по мнению У. Кинга могли стать коопера­тивные лавки, где члены кооперативов приобретали бы себе пред­меты потребления. У. Кинг и другие теоретики кооперативного социализма считали, что их цели достижимы без политической борьбы в процессе постепенной эволюции существующих обще­ственных отношений.

Идеи кооперативного социализма имели немало сторонников и в других странах особенно во Франции. Именно в этой стране еще под влиянием идей социалистов-утопистов начала XIX в. А. Сен-Симона и Ш. Фурье развивалась производственная кооперация.

Наиболее известным французским теоретиком кооперативного социализма был Луи Блан (1811-1882), предлагавший преобразо­вать капиталистический строй в социалистический с помощью производственных мастерских. Он считал, что по мере накопления капитала мастерские станут преобладающими во всех отраслях про­изводства, между ними установятся отношения солидарности и со­трудничества. В конечном счете, вся промышленность станет коопе­ративной и появится возможность преодолеть безработицу.

К. Маркс и Ф. Энгельс с их акцентом на революционном преоб­разовании общества оценивали планы теоретиков кооперации как утопические и фантастические. Однако кооперативное движение дало ощутимые практические результаты и сегодня остается важ­ным фактором экономической жизни многих стран мира.

В межвоенный и послевоенный периоды идеи кооперативного социализма развивались в Бельгийской социалистической партии, Лейбористской партии Великобритании, Партии труда Израиля.

В Англии зародилось и другое, близкое к кооперативному соци­ализму течение социалистической мысли - гильдейский социализм. Он возник в первой половине 20-х гг. XX в. в недрах организован­ного рабочего движения. Наиболее крупным теоретиком гильдей­ского социализма является Дж. Коул.

Теоретическими источниками гильдейского социализма были различные социалистические концепции, включая марксизм. Но в политическом плане сторонники гильдейского социализма были противниками марксистского направления в рабочем движении.

Само название - «гильдейский социализм» - свидетельствует о том, что свой общественный идеал создатели этой социалистической теории видели в средневековых гильдиях объединявших ремеслен­ников-производителей. По их мнению, гильдии способны контроли­ровать и регулировать производство, вернуть трудящимся возмож­ность участвовать в управлении производством, преодолеть их отчуждение от труда и его результатов. Предполагалось, что дея­тельность гильдий будет строиться на демократических основах (выборность снизу доверху всех функционеров, осуществление об­щественного контроля за их деятельностью).

Гильдейский социализм изначально был неоднородным течени­ем. Некоторые его идеологи были склонны немедленно отказаться от крупной промышленности в пользу возврата к простому ремес­ленному производству как наиболее подходящему для гильдейской организации. Большинство же сторонников этой теории считали крупное машинное производство данностью, но полагали, что бла­годаря утверждению гильдейского социализма машины будут по­степенно изъяты как не обеспечивающие индивидуальные потреб­ности людей и произойдет возврат к ремесленному производству.

Гильдейская организация общества предусматривала его условное разделение на две большие группы - производителей и потребителей. Верховным органом всех производителей должен стать Национальный совет гильдий, а интересы граждан должно пред­ставлять государство. Последнее рассматривалось приверженцами гильдейского социализма как номинальный владелец средств про­изводства, поскольку реальные экономические права будут переда­ны гильдиям.

Предполагалось, что в случае возникновения конфликта между гильдиями и обществом миссию посредника в целом возьмет на себя государство, которое через суд, опираясь на общественное мне­ние, будет стремиться к решению проблемы. Предусматривался и особый орган для разрешения наиболее острых ситуаций, в котором должны быть представлены как производители, так и потребители.

Ранний гильдейский социализм выступал за постепенную наци­онализацию средств производства, которая не вызвала бы экономи­ческий хаос. Решающая роль в трансформации капиталистических отношений отводилась профсоюзам (в Англии - тред-юнионам). Сторонники гильдейского социализма считали, что через привлече­ние в профсоюзы наиболее способных и активных рабочих к управ­лению производством можно оттеснить капиталистов от хозяй­ственного управления и вынудить их самих отказаться от прав на собственность. При этом предусматривалась полная компенсация стоимости предприятий их бывшим владельцам, которая могла быть осуществлена как через участие в прибылях, так и в форме единовременной выплаты.

Теоретики гильдейского социализма свою главную задачу виде­ли не только в защите материальных интересов рабочего класса, а шире - в преодолении бесправия человека на капиталистическом предприятии, его отчуждения от процесса и результатов труда. Это­го, по их мнению, можно было бы добиться путем ликвидации ста­туса наемного труда, превращения рабочих в хозяев производства, участвующих в управлении предприятиями. Преобразование капи­тализма мыслилось через создание системы промышленной демо­кратии на производстве и самоуправления во всех сферах жизни об­щества.

Положения гильдейского социализма об «экономической демо­кратии», «рабочем контроле», «самоуправленческом социализме» стали элементами социал-демократической идеологии. Некоторые идеи гильдейского социализма могут быть использованы и при ре­шении проблем модернизации российского общества.

Особое место в становлении социал-демократической теории и практики занимал фабианский социализм. Это - комплекс концеп­ций, разработанных социалистически настроенной интеллигенцией Великобритании, основавшей в январе 1884 г. Фабианское общество. Свое название оно получило от имени древнеримского полко­водца Фабия Максима, известного своей медлительностью и укло­нением от решительных боев в войне с Ганнибалом.

Среди учредителей и членов Фабианского общества были дра­матург Бернард Шоу, писатель-фантаст Герберт Уэллс, супруги Сид­ней и Беатрисса Вебб. Общество приняло активное участие в созда­нии Лейбористской партии Великобритании.

Фабианцы выступали за постепенную замену капиталистическо­го общества социалистическим путем реформ в сфере распределе­ния и обмена. Важнейшим инструментом этих реформ они считали государство, которое, по их мнению, должно выражать интересы беднейших слоев и активно вторгаться в экономические процессы с целью сглаживания имущественного неравенства, ликвидации или хотя бы сокращения безработицы. Подобные меры рассматривались ими как социалистические.

Прообраз будущей коллективистской организации фабианцы ви­дели в потребительской кооперации. Во взглядах членов Фабиан­ского общества впервые обозначились такие основные идеи муни­ципального социализма, как развитие социальной сферы в городах, обобществление коммунального хозяйства, расширение прав мест­ного самоуправления.

Фабианцы выступали за изменение форм функционирования частной собственности путем создания акционерных обществ и ча­стичной национализации. Предполагалось, что благодаря этим ме­рам частная собственность трансформируется в социалистическую.

Еще на рубеже XIX-XX вв. фабианцами была обоснована необ­ходимость вмешательства государства в отношения между трудом и капиталом, регулирования уровня зарплаты, выделения кредитов фермерам. Они предлагали поставить под государственный конт­роль монополии, транспорт, инфраструктуру в целом.

Фабианское общество существует и сегодня, оказывая влияние на формирование идеологии и политики Лейбористской партии Ве­ликобритании, у истоков которой стояло и коллективным членом которого является.

Создателем концепции государственного социализма был прус­ский экономист Карл Робертус (1805-1875). Он не пользовался этим термином, но уповал на «идеальное государство» как главное сред­ство социальных преобразований. По его мнению, используя «го­сударственные законы», следует постепенно отобрать у имущих классов собственность на землю и капитал и передать ее в руки государства. Государство должно взять на себя функцию регулиро­вания экономики, заменить законы буржуазного общества «свобод­ными, нравственными и жизненными законами».

Сходной позиции придерживался один из предшественников со­циал-демократии Фердинанд Лассаль. В отличие от К. Робертуса. который после 1848 г. не участвовал в политической жизни, Ф. Лас­саль был тесно связан с немецким рабочим движением и внес ре­альный вклад в его организацию.

Основным элементом социально-экономических воззрений Ф. Лассаля была идея «неурезанного трудового дохода». Он пола­гал, что распространение при помощи государства кооперативных принципов организации производства могло бы привести к созда­нию ассоциаций, которые открыли бы путь к социализму. Новый общественный строй, согласно Ф. Лассалю, и должен был обеспе­чить «неурезанный трудовой доход».

Особое место в лассальянских планах социального переустрой­ства отводилось «государственной помощи». Согласно его пред­ставлениям, идеальное «государство будущего» должно обеспечить расцвет человеческих качеств и прогрессивное развитие народов. Путь к такому государству виделся во введении всеобщего избира­тельного права, обеспечении рабочего большинства в парламенте, которое превратило бы государство в «большую ассоциацию бед­ных классов».

Определенный вклад в формирование идейно-теоретических ос­нов социал-демократии внесли катедер-социализм и христианский социализм.

Название катедер-социализм произошло от немецкой транс­крипции слова «кафедра», так как большинство представителей это­го направления были преподавателями высшей школы. Катедер-социалисты считали, что существующие социальные антагонизмы могут привести к революции и опасались ее разрушительных по­следствий. Поэтому они выступали за государственное вмешатель­ство в экономику, установление патерналистских отношений между капиталистами и рабочими, внесение «нравственности» в экономи­ческие отношения между этими классами. По их мнению, соци­альный вопрос можно было бы решить с помощью реформ, повы­шения зарплаты, упорядочения налогов.

Катедер-социалисты оказали сильное влияние на эволюцию гер­манской социал-демократии в ее отходе от марксизма. Их взгляды вполне могут рассматриваться как один из источников современной концепции демократического социализма.

Распространение идей социализма в XIX в. отразилось и на по­зиции церкви, в лоне которой в первой половине XIX в. сформиро­вался христианский социализм. Это течение стремилось доказать возможность совмещения идей христианства и социализма, апелли­руя к евангельским текстам.

Христианский социализм проповедовал классовый мир на осно­ве любви к ближнему, призывал к преобразованию общества путем нравственного совершенствования. Он поставил в центр своей доктрины не экономические и политические, а морально-этические проблемы, оказав тем самым существенное влияние на формирова­ние идейно-теоретических основ социал-демократии.

Все вышеизложенное дает основание для вывода о том, что к рубежу XIX и XX вв. сложился мощный пласт социалистических идей, которые способствовали появлению политической идеологии социал-демократизма.


1 | 2 | 3 | 4 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)