АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Условные сокращения

Читайте также:
  1. А – фазы одиночного сокращения; Б – одиночное и тетанические сокращения
  2. Автоматические сокращения матки
  3. Английские сокращения
  4. Безусловные переходы
  5. БЕЗУСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ
  6. Биохимические механизмы сокращения и расслабления мышц
  7. Важнейшие рецептурные сокращения
  8. Вопрос № 3: «Принятые названия и сокращения и порядок их написания в боевых графических документах»
  9. Допуски формы и расположения и их условные знаки
  10. Иерархия структурных уровней материи (по Н. Ф. Реймерсу, с сокращениями)
  11. Кадровая стратегия сокращения
  12. Классификация и условные обозначения полупроводниковых диодов.
ПСС - Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений: в 90 т. М., 1928-1958. РМ - "Русская мысль", научный, политический и литературный журнал, изд. вМоскве ежемесячно с 1880 по 1918 г. Исповедь. Была написана Толстым в основном в конце 1879 г., переработана -к началу июля 1881 г., завершающий её раздел относится к 1882 г. Первая публикация "Исповеди" состоялась в журнале "Русская мысль" (1882,No 5) под заглавием "Вступление к ненапечатанному сочинению", с эпиграфом:"Немощного к вере принимайте без споров о мнениях (Ап<остол> Пав<ел>).Посл<ание> к Рим<лянам>, 14: 1" и предисловием редактора журнала С.А.Юрьева.Но журнал вышел в свет без трактата Толстого: духовная цензура запретилаиздание "Исповеди"; текст трактата был вырезан почти изо всего тиражажурнала и отправлен в главное управление по делам печати; читающая Россияпознакомилась с "Исповедью" по копиям с её корректурных оттисков. Под названием "Исповедь (Вступление к ненапечатанному сочинению)" трактатпоявился в первом отдельном издании: Женева, 1884. С мая 1885 г. этоназвание употребляется и самим Толстым (см.: ПСС. Т.63. С.242). В Россиипервое полное издание трактата "Исповедь" состоялось в 1906 г. ("Всемирныйвестник" (No 1)). В тексте трактата сохраняется толстовская система отсылок к Евангелию;толстовский перевод с греческого части извлечений из Евангелия специально неоговаривается. Заглавие "Исповедь" автобиографический трактат Толстого получил не сразу.Выделившийся из одной главы обширного изложения религиозно-философскихвоззрений, к которому Толстой приступил в октябре 1879 г.,трактат был назван"Вступление к ненапечатанному сочинению". Это "Вступление..." должно былопредварить знакомство читателя с работами "Исследование догматическогобогословия" и "Соединение и перевод четырёх Евангелий". "Исповедь" Толстого не укладывается в рамки устоявшихся канонов жанра.Как, впрочем, не укладывалась (в своё время и по-своему) в эти рамки и"Исповедь" Августина Блаженного (*). И так же, как эта последняя, отличаетсяярчайшим проявлением личности автора. (* См.: Питирим, архиепископ Волоколамский. О Блаженном Августине //Богословские труды. 1976. Сб.15. С.3-24. *) Вопрос о смысле жизни, не уничтожаемом неизбежностью смерти, становитсядля Толстого важнейшим задолго до создания трактата. Русло поисков ответа наэтот вопрос естественно обусловливалось идеей единения людей (стержневой внаследии писателя) и опорой Толстого на вечные начала нравственности: напервый план выдвигается проблема расхождения между идеалом нравственности ипрактической этикой людей. Историческая ретроспектива этой проблемы уходила в далёкие века. Еёрешение - и философской, и художественной мыслью разных времён и народов -связывалось всегда с исследованием существующих представлений о добродетели,поскольку именно ими определялись не только пути к общему благу, но и самоего осмысление. Понимание добродетели исторически менялось. Четырём основным добродетелямдревнегреческих этических концепций - мудрости, мужеству, справедливости иумеренности - христианская этика противопоставила веру, надежду, любовь,обусловливающие сущность всех остальных устремлений к добру. Тем не менее спонятием добродетель и в древнем, и в новом мире неизменно связывалисьположительные нравственные качества личности. Столь же неизменной оставаласьи проблема извращённых представлений о добродетели, внешне противостоящихпороку, но внутренне тождественных ему. Длительная традиция исключительнопристального внимания к этой проблеме была Толстому, разумеется, хорошоизвестна (Сократ, Монтень, Руссо, Гоголь и т.д.). Извращение представлений о добродетели связывалось Толстым с тойсоциальной общностью людей, которая именовалась им сословием образованным;бытиё истинной добродетели - с миром крестьянским, с русским трудовымнародом. Эта социально-нравственная антитеза, оформившаяся в начале творческогопути Толстого, и предопределила собою последующее уяснение писателемисточников духовного самосозидания и осмысления им "истинного" христианствакак гуманистического учения, общечеловеческого по своей нравственнойпервооснове. Устранение расхождений между существующим и должным Толстой ставил (сначал творческого пути) в прямую зависимость от внутреннего усилия личностии тем самым утверждал нравственное совершенствование в качестве главногоначала в движении от зла к добру. В 1891 г., возвращаясь к этой проблеме,Толстой писал: "Свободы не может быть в конечном, свобода только вбесконечном. Есть в человеке бесконечное - он свободен, нет - он вещь. Впроцессе движения духа совершенствование есть бесконечно малое движение -оно-то и свободно, - и оно-то бесконечно велико по своим последствиям,потому что не умирает" (ПСС. Т.52. С.12). Идея "подвижности личности" по отношению к истине обусловливала веруписателя в возможность преодоления извращённых представлений о добродетели.А самый процесс этого преодоления (не только в его этапных стадиях, но идвижении внутристадиальном) рассматривался им как изменение жизнепониманиячеловека (*), его отношения к миру. (* О толстовской концепции жизнепониманий см.: Галаган Г.Я. Л.Н.Толстой.Художественно-этические искания. Л., 1981. С.126-164. *) Путь к новому жизнепониманию показан в "Исповеди" как ряд сменяющих другдруга состояний, завершающихся обретением веры (1*). Вера определяетсяТолстым как сила жизни, как знание её смысла. Период, который предшествуетеё обретению, в духовном отношении неоднозначен. Исходное состояние этогопериода покоится на признании всего существующего разумным, управляетсясоблазнами (то есть подобием добра) (2*), мотивируется желанием извращённопонимаемого общего блага и оправдывается общепринятым мнением. Начиная с1860-х гг., это мнение Толстой последовательно называет "царствующим", "такназываемым", "извращённым" и "лжехристианским" (ПСС. Т.13. С.205; Т.17.С.360; Т.28. С.202;). В тексте "Исповеди" с этим начальным периодом связаны"выходы" эпикурейства и неведения. В трактате "О жизни" он определяется какпериод "непробудившегося сознания" (ПСС. Т.26. С.344). (1* О понятии "вера" в творческом сознании Толстого см.: Купреянова Е.Н.Эстетика Л.Н.Толстого. М.; Л., 1966. С.242-272. *) (2* В трактате "Христианское учение" (1894-1896) Толстой писал:"Соблазн... означает западню, ловушку. И действительно, соблазн естьловушка, в которую заманивается человек подобием добра и, попав в неё,погибает в ней. Поэтому и сказано в Евангелии, что соблазны должны войти вмир, но горе миру от соблазнов и горе тому, чрез кого они входят" (ПСС.Т.39. С.143). *) Состояние, к описанию которого писатель переходит далее, начинается свозмущений не разума, а сердца, ощущения духовной болезни и рождениявнутренних противоречий. Отсюда - резкое ослабление власти соблазнов.Движение на этом отрезке пути сопровождается "остановками" жизни,чередованием "оживлений" и "умираний", раздвоенностью. Кризисная остановка,связанная с отрицанием жизни, объясняется в "Исповеди" признаниемнеразумности всего существующего, утверждением в тщете соблазнов иосмыслением жизни как обмана, зла и бессмыслицы. Именно на этой стадии ипроисходит осмысление уже отвергнутого жизнепонимания (или "подобия жизни")и символическое уподобление его соблазну "сладости". В тексте "Исповеди" сэтим периодом движения личности от одного жизнепонимания к другому (вварианте трагического исхода этого движения) связан выход силы и энергии. Сознание трудностей не только перехода от одного жизнепонимания к другому,но и поступательного движения внутри каждого из них и обусловилососредоточенность Толстого (и художника, и публициста) в 60-70-е годы наисследовании той стадии духовной эволюции человека, которая предшествуетобретению веры. Жанр исповеди не явился в творческом движении Толстого чем-то неожиданным.Неодолимую потребность в самоанализе и исповеди он испытывал всегда. И то идругое - в его дневнике, который вёлся (с незначительными перерывами) напротяжении шестидесяти лет, в письмах, в незавершённых философских набросках1860-1870-х гг. Наконец - во всём его художественном творчестве. "Исповедь" Толстого стоит в одном духовно-психологическом ряду с"Исповедями" Августина Блаженного и Руссо....к ненапечатанному сочинению... - Имеются в виду религиознофилософскийтрактат "Исследование догматического богословия" (1879-1880, 1884) и работа"Соединение и перевод четырёх Евангелий" (1880-1881). В первой редакции"Заключения" к "Исповеди" (1882) Толстой писал: "Это было написано мною тригода тому назад. После этого я написал исследование догматическогохристианского богословия и изложение христианского учения, как я егопонимаю. Эти части ненапечатанного сочинения, если они кому-нибудь нужны,будут напечатаны когда-нибудь, когда это будет возможно" (Государственныймузей Л.Н.Толстого. А II. Оп. 10. С.1). "Исследование догматическогобогословия" было впервые опубликовано под заглавием "Критика догматическогобогословия" М.К.Элпидиным в Женеве: первая часть в 1891 г., вторая - в 1896г. В России этот трактат вышел лишь в 1908 г. Книга "Соединение и переводчетырёх Евангелий" была издана впервые также Элпидиным в Женеве: первый том- в 1892 г., второй - в 1893 г., третий - в 1894 г. (издание вышло сомножеством опечаток). В России эта книга (без последней, заключительнойглавы) была опубликована лишь в 1906 г. в приложении к журналу "Всемирныйвестник". В том же году книга была полностью издана Е.В.Герциком....18-ти лет... университета. - В 1844 г. Толстой поступил на Восточныйфакультет Казанского университета. Через год - перешёл на юридическийфакультет. Из университета вышел в 1847 г. Володенька М. - Речь идёт о Владимире Алексеевиче Милютине (1826- 1855),впоследствии - профессоре государственного, а затем - полицейского права вПетербургском университете, брате военного министра Д.А.Милютина. Дружескиеотношения между братьями Толстыми и Милютиными установились во времяпребывания семьи Толстых в Москве, в 1837-1841 гг., когда у детей был общийучитель французского языка и латыни - Сен-Тома (см.: Русская литература.1969. No 1. С.117-118). Исследовательскую деятельность В.А.Милютин начал,ещё будучи студентом, и сразу заявил о себе как о талантливом литераторе иучёном. Печатался, в частности, в "Отечественных записках", "Современнике".На двадцать девятом году жизни В.А.Милютин (вследствие личных причин)покончил с собой....это было в 1838 г.... - Описанный Толстым случай произошёл в 1839 г....старшие братья... - У Толстого было три старших брата - Николай(1823-1860), Сергей (1826-1904) и Дмитрий (1827-1856)....прозвали почему-то Ноем. - Ной - в преданиях иудаизма и христианствагерой повествования о всемирном потопе, спасённый праведник и строительковчега; спаситель мира зверей и птиц, через своих сыновей родоначальниквсего послепотопного человечества (см.: Бытие, 5: 29, 6: 9-19). Мусин-Пушкин. - Речь идёт о Михаиле Николаевиче Мусине-Пушкине(1795-1862), попечителе Казанского учебного округа в 1829-1845 гг.,впоследствии, с 1845 г. - попечителе С.-Петербургского учебного округа, с1849 г. - сенаторе....Давид плясал перед ковчегом. - Давид - царь Израильско-Иудейскогогосударства (X в. до н.э.); ветхозаветное повествование о котором (Перваякнига Царств, 16; Третья книга Царств, 2, 11; Первая книга Паралипоменон,10-29) придало ему черты эпического героя, царя-воителя. Согласноветхозаветному преданию, Давид в юности был пастухом, искусным поэтом имузыкантом; по одной из версий, он успокаивал царя Саула игрой на гуслях.Ковчег Завета, о котором идёт речь, - ковчег откровения; в нём хранилисьскрижали или десятословие, данное Богом и служившее выражением его воли,Заветом между Богом и народом израильским. Став царём и завоевав Иерусалим,Давид перенёс туда свою резиденцию и Ковчег Завета. О плясках Давида передКовчегом во время перевозки последнего в Иерусалим см.: Вторая книга Царств,6: 16, 21....читал Вольтера... веселили меня. - Вольтер (наст. имя - Франсуа МариАруэ; 1694-1778) - французский писатель, философ, историк. Противофициальной церкви направлены очень многие его сочинения ("Эдип", "Фанатизм,или Магомет-пророк", "Заира", "Генриада", "Век Людовика XIV", "Опыт о нравахи духе народов" и др.). Одну из едких насмешек Вольтера над церковнымидогматами Толстой вспоминает в работе "Что такое религия и в чём сущностьеё?" (1901-1902). В своём осмыслении "ополчения" философии XVIII века нацерковь и духовенство Толстой был близок к точке зрения известногофранцузского историка А.Токвиля. В работе "Старый порядок и революция",прочтённой Толстым в 1856 г., Токвиль, в частности, писал: "Философия XVIIIвека <...> была проникнута безверием. Но в ней необходимо тщательноразличать две совершенно разнородные и независимые части <...> ФилософыXVIII века принялись с какою-то яростью на церковь <...> Христианство зажглоэту страстную ненависть к себе не столько в качестве религиозной доктрины,сколько в качестве политического учреждения" (Старый порядок и революция.СПб., 1860. С.14-15)....учат катехизису... - Катехизис (греч.; буквально - устное наставление,оглашение) - книга, содержащая краткое изложение христианского вероучения,обычно в форме ответов и вопросов, предназначенная для начальногорелигиозного обучения верующих....в бытии у причастия. - Причащение - главнейшее из христианских таинств.К причастию в православной церкви допускаются все её члены, после должногоприготовления исповедью и покаянием....рассказывал С.... - брат Толстого Сергей Николаевич. "Старший брат",упоминаемый далее, - Н.Н.Толстой. Точные слова, сказанные старшим братом,были: "А ты ещё всё делаешь этот намаз?" (ПСС. Т.23. С.489)....вера моя... я считал совершенствованием. - Значимость проблемынравственного самосовершенствования для молодого Толстогозасвидетельствована его дневником, начатым в 1847 г. (и с 1850 г. ведшимсясистематически до конца жизни), философскими набросками, "Журналомежедневных занятий" и многочисленными "Правилами": для развития воли(телесной и чувственной), для подчинения воле чувств самолюбия икорыстолюбия, для развития деятельности (умственной и чувственной), дляразвития способности "приводить выводы в порядок" и т.д., и т.д. (см.: ПСС.Т.1. С.245-249; Т.46). В центре внимания молодого Толстого - проблемавсестороннего развития человека, который бы способствовал всестороннемуразвитию человечества (см.: Бурсов Б.И. Лев Толстой: Идейные искания итворческий метод. 1847-1862. М., 1960). Добрая тётушка моя... - Имеется в виду Татьяна Александровна Ергольская(1792-1874). Отмечая её благотворное влияние, Толстой писал в посвящённойТ.А.Ергольской главе "Воспоминаний": "Она научила меня духовному наслаждениюлюбви" (ПСС. Т.34. С.366). Я убивал людей на войне... - Толстой участвовал в военных действиях наКавказе в 1851-1853 гг., в 1854 г. служил в Дунайской армии, с ноября 1854г. по август 1855 г. защищал осаждённый Севастополь....вызывал на дуэли... - Известны два таких случая. Первый - вызов надуэль 19 марта 1856 г. М.Н.Лонгинова, в то время сотрудника "Современника",позднее - начальника Главного управления по делам печати. Толстой былоскорблён содержанием письма Лонгинова к Н.А.Некрасову, в котором выражалосьсомнение в свободомыслии Толстого. Некрасов показал ему письмо, не прочтяего. Инцидент был улажен Некрасовым (см.: ПСС. Т.60. С.75-76). Второй раз надуэль был вызван И.С.Тургенев после ссоры Толстого с ним в имении А.А.Фета(27 мая 1861 г.): на критическое замечание Толстого, связанное с воспитаниемдочери Тургенева, реакция последнего была неадекватно несдержанной. Дуэль несостоялась (см.: Там же. С.391-395)....проигрывал в карты... которого бы я не совершал... - Здесь и ниже -пристрастно-самокритичные оценки Толстым малейших отступлений отнравственного идеала. Аналогичное отношение к собственным слабостям на путисовершенствования зафиксировано в раннем дневнике писателя, где сцеленаправленным вниманием к собственным отступлениям от идеала связываетсярезультативность движения на пути самосовершенствования. Такое восприятиенегативных сторон поступков совершенствующей себя личностью находилось врусле общемировой духовной традиции, Толстому известной (Руссо, Жан деЛабрюйер, В.Франклин, К.Цшокке и т.д.). В это время... смысл моей жизни. - Это суждение во многом предваряет тотсвоеобразный обвинительный приговор нерезультативности (в максимальномсмысле) воздействия культуры на нравственный мир человека, который былвынесен Толстым в трактате "Что такое искусство?" (1898). Размышляя озадачах искусства ещё до завершения повести "Детство", Толстой отмечал водном из философских набросков 1851 г.: "Для чего пишут люди? Для того чтобыприобресть кто денег, а кто славы, а кто и то и другое; некоторые жеговорят, что для того, чтобы учить добродетели людей <...> Единственныйспособ, чтобы быть счастливым, есть добродетель, следовательно благоразумнотолько читать <...> те книги, которые учат добродетели" (ПСС. Т.1. С.246).Первое опубликованное произведение Толстого - повесть "Детство"; онапоявилась в No 9 "Современника" за 1852 г. Двадцати шести лет я приехал после войны в Петербург... - Толстой приехалв Петербург 19 ноября 1855 г., после Крымской войны, в возрасте двадцатисеми лет....я стал замечать... друг против друга. - Имеются в виду, в частности,разногласия между революционно-демократическим крылом журнала "Современник"(Некрасов, Чернышевский) и так называемым "бесценным триумвиратом",писателями В.П.Боткиным, А.В.Дружининым, П.В.Анненковым, сторонниками"чистого искусства" (см.: Эйхенбаум Б.М. Лев Толстой. Кн. первая. 50-е годы.Л., 1928. С.220-235)....всё, что существует, то разумно. - Осмысление личностью этогофилософского положения (в истоках своих восходящего к Гегелю - см.предисловие к "Философии права", 1821) ложится в основание толстовскойконцепции жизнепониманий, получившей наиболее полное логическое освещение втрактате "Царство Божие внутри вас" (1893) и статье "Религия инравственность" (1893). Признание этого положения, опора на него,объединяет, по мысли Толстого, два низших жизнепонимания - личное (илиживотное) и общественное (или языческое). Первое из них преследует цельудовлетворения воли отдельной личности, второе - воли избранной совокупностилюдей. Высшее (или божеское, всемирное) жизнепонимание покоится, поТолстому, на убеждении в неразумности и несовершенстве всего существующего иодновременном утверждении неизбежности движения от неразумности кразумности. Цель этого жизнепонимания - исполнение нравственного закона,вложенного в душу каждого человека. "Двигатель" жизни - бескорыстная любовь....до моей женитьбы. - До 23 сентября 1862 г., когда Толстой женился наСофье Андреевне Берс....я поехал за границу. - Первая заграничная поездка Толстого состоялась в1857 г. Он выехал из Москвы 29 января и вернулся в Петербург 30 июля. Вовремя поездки посетил Францию, Швейцарию, Германию. Только изредка... в наше время суеверия... - Наиболее ярко это"возмущение" чувства проявилось в этот период в рассказе "Люцерн" (1857)....вид смертной казни... а я своим сердцем. - 25 марта (6 апреля) 1857 г.в Париже Толстой присутствовал при гильотинировании убийцы. Вечером втолстовском дневнике появилась запись: "Больной встал в 7 час<ов> и поехалсмотреть экзекуцию. Толстая, белая, здоровая шея и грудь. Целовал Евангелиеи потом - смерть, что за бессмыслица! - Сильное и недаром прошедшеевпечатление. Я не политический человек. Мораль и искусство. Я знаю, люблю имогу... Гильотина долго не давала спать и заставляла оглядываться" (ПСС.Т.47. С.121-122). О впечатлении, произведённом на него "видом" смертнойказни, Толстой в тот же день писал В.П.Боткину (см.: ПСС. Т.60. С.167-169);позднее - в трактате "Так что же нам делать?" (1882-1886): "Тридцать леттому назад я видел в Париже, как в присутствии тысячи зрителей отрубилиголову человеку гильотиной. Я знал, что человек этот был ужасный злодей; язнал все те рассуждения, которые столько веков пишут люди, чтобы оправдатьтакого рода поступки <...>, но в тот момент, когда голова и тело разделилисьи упали в ящик, я ахнул и понял не умом, не сердцем, а всем существом моим,что все рассуждения, которые я слышал о смертной казни, есть злая чепуха,что сколько бы людей не собралось вместе, чтобы совершить убийство, как быони себя ни называли, убийство худший грех в мире" (ПСС. Т.25. С.190)....смерть моего брата. - Николай Николаевич Толстой скончался 20 сентября1860 г. в Гиере от туберкулёза. Л.Толстой писал в "Воспоминаниях": "Он былудивительный мальчик и потом удивительный человек. Тургенев говорил про негоочень верно, что он не имел только тех недостатков, которые нужны для того,чтобы быть писателем. Он не имел главного нужного для этого недостатка: унего не было тщеславия, ему совершенно не интересно было, что о нём думаютлюди. Качества же писателя, которые у него были, было прежде всего тонкоехудожественное чутьё, крайнее чувство меры, добродушный, весёлый юмор,необыкновенное, неистощимое воображение и правдивое, высоконравственноемировоззрение, и всё это без малейшего самодовольства" (ПСС. Т.34. С.386).Потрясённый смертью брата, Толстой писал в дневнике 13 октября 1860 г.:"Скоро месяц, что Николенька умер. Страшно оторвало меня от жизни этособытие... Николенькина смерть - самое сильное впечатление в моей жизни"(ПСС. Т.48. С.29-30)....занятие крестьянскими школами... они хотят. - Толстой занималсяпедагогической деятельностью в течении 1859-1862 гг. Первая его попыткаорганизовать школу для крестьянских детей относится, однако, ещё к 1849 г.Решение крестьянского вопроса рассматривалось Толстым как составная частьпроблемы совершенства человеческой личности. Толстой стремился не толькоприобщить крестьянских детей к общечеловеческой культуре, но хотел увидеть вих общении между собой и учителем те чисто человеческие отношения, которые,по его мысли, должны порождать общность духовного мира людей разныхсоциальных положений. Основным принципом педагогической системы Толстогобыло отсутствие всякого принуждения по отношению к учащимся со стороныучителя (см.: Бурсов Б.И. Лев Толстой: Идейные искания и творческий метод.С.305-335)....я другой раз поехал за границу... - Вторично Толстой выехал за границу2 июля 1860 г., вернулся - 12 апреля 1861 г., побывав в Германии, Франции,Англии, Бельгии....заняв место посредника... - Толстой был назначен мировым посредником4-го участка Крапивенского уезда Тульской губернии 16 мая 1861 г. Институтмировых посредников был введён после отмены крепостного права для разрешенияспорных вопросов между помещиками и крестьянами. Исполняя посредническиеобязанности, Толстой всегда вставал на сторону крестьян, чем вызвалозлобление всего крапивенского дворянства....стал учить... начал издавать. - В 1862 г. Толстой издавал журнал подназванием "Ясная Поляна. Школа. Журнал педагогический" (No 1-12). Толстойопубликовал в нём одиннадцать статей. В центре его внимания были преждевсего две проблемы: постановка дела народного образования в разных странах ив разные эпохи; методы обучения в Яснополянской школе (см.: Купреянова Е.Н.Публицистика Л.Н.Толстого начала 60-х гг. (Педагогические статьи) /Яснополянский сборник. Тула, 1955. С.85-125)....поехал в степь к башкирам... - Речь идёт о поездке в Самарскую губерниюна кумыс. Толстой выехал 14 мая 1862 г., вернулся - 31 июля. Около двухмесяцев он жил в башкирском кочевье на Каралыке в Николаевском уездеСамарской губернии (см.: Морозов В.С. Воспоминания о Л.Н.Толстом ученикаЯснополянской школы. М., 1917. С.89-123). Так я жил... Зачем? ну а потом? - Первый мучительный приступ тоски былпережит Толстым вскоре после окончания "Войны и мира", в сентябре 1869 г.,по дороге в Пензенскую губернию и описан впоследствии в рассказе "Запискисумасшедшего" (1884-1886). Мотивы "Исповеди" ясно ощутимы в дневникеТолстого 1870-х гг. Так, к февралю 1874 г. относится следующая дневниковаязапись: "Проживя под 50 лет, я убедился, что земная жизнь ничего не даёт, итот умный человек, который вглядится в земную жизнь серьёзно, труды, страх,упрёки, борьба - зачем? - ради сумасшествия, тот сейчас застрелится, иГартман и Шопенгауэр прав. Но Шопенгауэр давал чувствовать, что есть что-то,отчего он не застрелился. Вот это что-то есть задача моей книги. Чем мыживём?" (ПСС. Т.48. С.347). Психологически этапным в движении к "Исповеди"является письмо Толстого к Н.Н.Страхову от 30 ноября 1875 г., гдестягиваются в единый узел ряд важнейших проблем будущего "Вступления кненапечатанному сочинению": "Я вам посылаю то, что я написал вродепредисловия к задуманному мною философскому сочинению. Вы увидите из этого,что из 3-х вопросов Канта [1. Что могу я знать? 2. Что должен я делать? 3.На что я имею право надеяться? - в "Критике чистого разума". - ред.] меня<...> занимает только, и с детства занимал, один последний вопрос - на чтомы можем надеяться? <...> Для всякого мыслящего человека все три вопросанераздельно связаны в один - что такое моя жизнь, что я такое? Но каждомучеловеку инстинкт предчувствия, опыт ума - что хотите - указывает на то,какой из этих трёх замков этих дверей легче отпирается, для какого у негоесть ключ, или, может быть, к какой из дверей он приткнут жизнью; нонесомненно то, что достаточно отворить одну из дверей, чтобы проникнуть вто, что заключается за всеми <...> Я знаю, что это очень дерзко и можетпоказаться странным и легкомысленным - отвечать на такой вопрос на 2-хпочтовых листиках бумаги, но я имею причины, по которым считаю, что нетолько могу, но должен это сделать. И сделал бы это, если бы я писал неписьмо вам, близкому человеку, но если бы я писал свою profession de foi,зная, что меня слушает всё человечество. Вот какие это причины..." (Там же.Т.62. С.219-220). Мотивы "Исповеди" внутренне организуют и ряд философскихнабросков Толстого середины 1870-х гг. - "О будущей жизни вне времени ипространства" (1875), "О душе и жизни её..." (1875), "О значениихристианской религии" (1875-1876), "Определение религии - веры" (1875-1876),"Христианский катехизис" (1877). Жизнь моя остановилась... Если бы пришла волшебница... настоящей смерти -полного уничтожения. - ср. в письме к Н.Н.Страхову от 30 ноября 1875 г.:"Мне 47 лет <...> Я чувствую, что для меня наступила старость. Я называюстаростью то внутреннее, душевное состояние, при котором все внешние явлениямира потеряли для меня свой интерес <...> Если бы пришла волшебница испросила у меня, чего я хочу, я бы не мог выразить не одного желания. Если иесть у меня желания, как например: вывести ту породу лошадей, которых ямечтаю вывести, затравить 10 лисиц в одно поле и т.п., огромного успехасвоей книге, приобрести миллион состояния, выучиться по-арабски и монгольскии т.п., то я знаю, что это - желания не настоящие, не постоянные, но что этотолько остатки привычек желаний и появляющиеся в дурные минуты моегодушевного состояния. В те минуты, когда я имею эти желания, внутренний голосговорит уже мне, что желания эти не удовлетворят меня. Итак, я дожил достарости, до такого внутреннего душевного состояния <...>, в котором нетжеланий и впереди себя не видишь ничего, кроме смерти" (Там же. Т.62.С.226)....жизнь моя есть... глупая и злая шутка. - Перефразировка заключительныхстрок стихотворения М.Ю.Лермонтова "И скучно и грустно..." (1840): И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, - Такая пустая и глупая шутка... Ср. в письме Н.Н.Страхову от 30 ноября 1875 г.: "...первое испытанное мноючувство, когда я вступал в старость, было недоумение, потом ужас, тяжёлоечувство отчаяния и в том, что бойкая фраза поэта не есть фраза, а чтодействительно жизнь есть пустая и глупая шутка, которую кто-то подшутил наднами" (ПСС. Т.62. С.227). Ср. в письме к А.А.Фету от 10-15 октября 1880 г.:"Как же мне не любить, не верить и не следовать тому свету, при котором<...> то, вследствие чего весь мир живых людей является не какой-то злойшуткой кого-то, а той средой, в которой осуществляется вместе и разумение, ивысшее благо. Такой свет мне даёт Евангелие" (Там же. Т.63. С.29). Мотивуподобления жизни глупой шутке, разыгранной чужою волей, присутствует уже вчерновой разработке монолога Андрея Болконского в канун Бородинскогосражения в "Войне и мире" (1863-1869): "Глупо, когда не понимаешь, мерзко,когда понимаешь всю эту шутку" (Там же. Т.14. С.105)....придут болезни, смерть (и приходили уже) на любимых людей... - Ковремени написания "Исповеди" Толстой пережил смерть отца, Николая Ильича(1794-1837); бабушки, Пелагеи Николаевны Толстой (1762-1838); тётушекАлександры Ильиничны Остен-Сакен (1797-1841), Татьяны АлександровныЕргольской (1792-1874) и Пелагеи Ильиничны Юшковой (1801-1875); братьевДмитрия и Николая; зятя Валериана Петровича Толстого (1813-1865); сыновей -Петра (1872-1873) и Николая (1874-1875). Давно уже рассказана восточная басня... - Притча о путнике входит в составсанскритского сборника повестей, басен и назидательных сентенций, известногопод названием "Панчатантры" (Пятикнижия), относящегося предположительно кпериоду между II в. до н.э. и VI в. В VI в. сборник был переведён насирийский, позднее - на арабский язык. Арабский перевод послужил источникомдля распространения притчи с Востока на Запад (см.: Буслаев Ф.И. Перехожиеповести // Мои досуги. М., 1886. Т.2). Под заглавием "Притча святогоВарлаама о временном сем веце" она была помещена в "Прологе" - под 19ноября. Эта притча была широко известна и в стихотворном переложенииВ.А.Жуковского ("Две повести. Подарок на Новый год издателю "Москвитянина",1844). И я пытаюсь сосать тот мёд... - На "сцеплении" реального ощущения "зла ибессмыслицы" жизни и условно-символического уподобления её физиологическойпотребности в "сладости" покоится художественное решение предсмертноговнутреннего монолога Анны Карениной. Один из ведущих мотивов её монолога:"Всё неправда, всё ложь, всё обман, всё зло" (ПСС. Т.19. С.347). Второй -"Всем нам хочется сладкого, вкусного" (Там же. С.340). Соблазн "сладости"осознаётся как символ всеобщего смысла жизни, ведущей к человеческомуразъединению. Ужас тьмы... - здесь: ужас смерти. Метафизика - (греч., буквально - после физики) - наука о сверхчувственныхпринципах и началах бытия....человечество идёт к высшему благу... в чём состоят идеалычеловечества... - В "Опытах" Монтеня, с которыми Толстой, познакомившись в1860 г., не расставался до конца жизни, отмечалось, например (с прямойотсылкой на труд Цицерона "О высшем благе и высшем зле"): "Философы ни о чёмне спорят так страстно и так ожесточённо, как по поводу того, в чём состоитвысшее благо человека; по подсчётам Варрона существовало двести восемьдесятвосемь школ, занимавшихся этим вопросом <...> Одни говорят, что наше высшееблаго состоит в добродетели; другие - что в наслаждении, третьи - вследовании природе; кто находит его в науке, кто - в отсутствии страданий, акто в том, чтобы не поддаваться видимостям..." (Монтень М. Опыты. М., 1979.Кн.2. С.510). Самим Толстым высшее благо мыслилось как единение людей....это таинственное человечество... - Ещё в 1865 г. в наброске "О религии"Толстой писал: "Человечество есть одно из тех понятий, которые мы можем себетолько выразить, но владеть которым мы не можем: человечество есть ничто, ипотому-то, как скоро в наших мысленных формулах мы введём понятиечеловечества, мы точно так же, как в математике, введя бесконечно малое ивеликое, получаем произвольные и ложные выводы" (ПСС. Т.7. С.126).Специальное внимание этой проблеме Толстой уделяет в трактате "Царство Божиевнутри вас": "Есть государство, народ, есть отвлечённое понятие: человек, ночеловечества, как реального понятия, нет и не может быть <...> Где пределчеловечества? Где оно кончается или начинается? Кончается ли человечестводикарём, идиотом, алкоголиком, сумасшедшим включительно <...> Любовь кчеловечеству, логически вытекая из любви к личности, не имеет смысла, потомучто человечество - фикция" (ПСС. Т.28. С.83, 296). Ср. близкие к этомусуждению высказывания А.И.Герцена в главе "Роберт Оуэн" шестой главы "Былогои дум": "Слово "человечество" препротивное: оно не выражает ничегоопределённого <...> Какое единство разумеется под словом "человечество"?Разве то, которое мы понимаем под всяким суммовым названием, вроде икры ит.п." (Герцен А.И. Собр. Соч. М., 1957. Т.11. С.251; см. также: М., 1955.Т.6. С.84) и Ф.М.Достоевского в "Записной тетради" 1872-1875 гг.: "Ктослишком любит человечество вообще, тот, большею частию, мало способен любитьчеловека в частности" (Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л., 1980.Т.21. С.264)....в истинной философии, не в той, которую Шопенгауэр называлпрофессорской философией... - А.Шопенгауэр (1788-1860) - немецкийфилософ-идеалист. Имеется в виду его суждение в предисловии ко второмуизданию книги "Мир как воля и представление" (1844) (см.: Шопенгауэр А. Миркак воля и представление / Пер. А.А.Фета. СПб., [Б. д.] Изд. 4-е.С.XXV-XXVIII). Касаясь сходных проблем в письме к Н.Н.Страхову 30 ноября1875 г., Толстой подчёркивал: "Самые предметы, которыми занимаетсяфилософия, - жизнь, душа, воля, разум, не подлежат рассечению, устранениюизвестных сторон <...> При философском изложении невозможно переопределятьтех понятий, из которых слагается философское знание, невозможно урезыватьэти понятия, а нужно оставлять их во всей их цельности, так как это понятия,приобретаемые непосредственно, и потому невозможно из этих понятий строитьцепь какой бы то ни было необходимости. Все эти понятия не подчиняются ниодному из выставленных Шопенгауэром положений о достаточном основании. Всеэти понятия не подлежат логическим выводам, все они равны между собой и неимеют логической связи; и вследствие того убедительность философского ученияникогда не достигается логическими выводами, а достигается толькогармоничностью соединения в одно целое всех этих нелогических понятий, тоесть достигается мгновенно, без выводов и доказательств <...> Вподтверждение этого положения я прошу вас вспомнить недействительностьфилософских научных теорий и действительность и силу религий не на однигрубые и невежественные умы, как вы сами знаете <...> Философия, в личномсмысле, есть знание, дающее наилучшие возможные ответы на вопросы о значениичеловеческой жизни и смерти" (ПСС. Т.62. С.223-225)....ответ, данный Сократом... - (ок. 470 - 399 до н.э.) - древнегреческийфилософ. Приводимые ниже его суждения - свободный и сокращённый перевод двухвыдержек из глав XI и XII диалога Платона "Федон". Выдержки из диалогаПлатона "Федон" о Сократе были включены Толстым в "Круг чтения" (1904-1908).Подробнее об отношении Толстого к Сократу см.: Галаган Г.Я. Л.Н.Толстой:Художественно-этические искания. Л., 1981. С.32-34....ответ, данный... Шопенгауэром... - Приводимая ниже выдержка -толстовский перевод части заключительного, 71-го параграфа книги Шопенгауэра"Die Welt als Wille und Vorstellung" ("Мир как воля и представление"),прочтённой писателем в оригинале....ответ, данный... Соломоном... - Соломон (евр. - мирный, благодатный) -третий царь Израильско-Иудейского государства (ок. 965 - 928 до н.э.),изображённый в ветхозаветных книгах величайшим мудрецом всех времён. Емуприписывается авторство книг Притчей Соломоновых, Екклесиаста, Песни Песней.Ниже приведены выдержки из "Книги Екклезиаста, или Проповедника". Сакиа-Муни... уничтожить жизнь совсем, в корне. - Шакьямуни, индийскийпринц Сиддхарта Гаутама (сер. 1-го тыс. до н.э.), получивший впоследствииимя Будды, то есть пробуждённого, просветлённого, основатель буддизма, однойиз трёх мировых религий наряду с христианством и исламом. Характернойособенностью буддизма является его этико-практическая направленность; вкачестве центральной проблемы буддизм выдвигает проблему бытия личности;стержнем содержания буддизма является проповедь Будды о "четырёх благородныхистинах": страдание как факт, причина страдания, освобождение от страданий,путь, ведущий к освобождению от страданий. Личность Будды интересовалаТолстого до конца жизни. Так, в частности, к концу 1885-1886 гг. относитсяего незавершённый замысел "Сиддарта, прозванный Буддой, то есть святым.Жизнь и учение его"; позднее - для "Круга чтения" (1904-1908) им пишетсястатья "Будда". Издательство "Посредник" выпускает в 1911 г. книгуП.А.Буланже "Жизнь и учение Сиддарты Готамы, прозванного Буддой". См. также:Шифман А.И. Лев Толстой и Восток. М., 1971. С.113-225. "И похвалил я веселье... ни знания, ни мудрости". - Приведена выдержка изветхозаветной "Книги Екклезиаста, или Проповедника"....философия, которую они называют позитивной... - Позитивизм (фр.positivisme, от лат. positivus - положительный), философское направление,основанное на признании подлинным (позитивным) знанием лишь результатаотдельных специальных наук и их синтетического объединения. В письме кН.Н.Страхову от 30 ноября 1875 г. Толстой писал: "...стоит только почитатьвсе те книги, на обёртках которых написано "философия", для того чтобы найтиво всех этих книгах именно то свойство, которое, по моим словам, чуждофилософии. Это происходит, во-первых, оттого, что многие из этих книг вовсене философия, как все позитивистические сочинения такого рода <...>,которые, ставя низко и потому неверно цель философии, с полной строгостьюприменяют к философии общий научный метод и вполне достигают своей цели; нопо существу своей цели остаются вне философии" (ПСС. Т.62. С.221-222). Это Бог 1 и 3... - Толстой имеет в виду троичность Божества....то знание, которое, как это сделал Декарт... во всём... - Декарт Ренё(1596-1650) - французский философ и математик, представитель классическогорационализма. Речь идёт о его труде "Начала философии" (1644). С этим трудомТолстой знакомится по статье Н.Н.Страхова "Об основных понятиях психологии"(Журнал министерства народного просвещения. 1878. No 5. С.31-35). В письмеН.Н.Страхову от 30 ноября 1875 г. Толстой писал: "...Сознание того, что мояжизнь не может быть шутка, то сознание, из которого Декарт пришёл кдоказательству существования Бога, выразил убеждение в том, что не мог Богподшутить над нами, это сознание воспротивилось во мне, как оновоспротивится и во всяком человеке в признании бессмысленности жизниразумного существа. Сознание это заставило меня усумниться в том, что яразумно понимал смысл жизни" (ПСС. Т.62. С.227). Брамины - жреческая и с древних пор первенствующая каста в Индии.Ортодоксальное учение браминов ставит целью достижение конечной свободы иблаженства в зависимость от полного познания природы Божества,приобретаемого путём полного отвлечения ума от всего земного исосредоточения его на размышлении о Божестве, что, в свою очередь,предполагает полное подавление всех чувственных стремлений путём умерщвленияплоти...."обличение вещей невидимых"... - См.: Послание апостола Павла к евреям(11:1). Магометанство - Магомет - устаревшая транскрипция имени Мухаммеда (570? -632), основателя ислама (араб., букв. - покорность, предание себя воле(Бога)), одной из наиболее распространённых религий мира, почти не знающейстремления преодолеть или преобразить человеческую природу, направленной наупорядочение и освещение житейских данностей....к православным богословам нового оттенка... - Имеются в виду трудыславянофилов А.С.Хомякова и Ю.Ф.Самарина. После знакомства с работойЮ.Ф.Самарина "Два письма об основных истинах религии. По поводу сочиненийМакса Мюллера: "Введение в сравнительно изучение религий" и "Опыты поистории религий"" Толстой писал Н.Н.Страхову 17-18 мая 1876 г.: "В нейхорошо доказательство, основанное на воздействии Бога на человека (хотягегелиянское) и на важности, которую человек приписывает своей личности"(ПСС. Т.62. С.276). О впечатлении, произведённом на него богословскимитрудами А.С.Хомякова и Ю.Ф.Самарина, см. в трактатах "Исследованиедогматического богословия" (гл. XIII) и "Царство Божие внутри вас" (гл.III)....к так называемым новым христианам, исповедующим спасение верою вискупление - В 1874 г. в Петербурге неоднократно выступал с проповедямианглийский проповедник оправдания верой Гренвил Редсток. Отрицая значимостьдобрых дел для прощения грехов, он развивал идею о том, что грехи могут бытьсмыты лишь святою кровью, уже пролитой и очищающей всякого, кто принимаетХриста как единого Спасителя и ходатая между Богом и человечеством. Толстойбыл знаком и состоял в 1876 г. в переписке с одним из последователейРедстока - гр. А.П.Бобринским, в 1871-1874 гг. - министром путей сообщения.Сведения о лорде Редстоке сообщила Толстому и А.А.Толстая, фрейлина двора, вписьме от 28 марта 1876 г., где отмечала, что проповедник "природучеловеческую вовсе не знает и даже не обращает на неё внимания" (ПерепискаЛ.Н.Толстого с гр. А.А.Толстой. СПб., 1911. С.267). В седьмой части "АнныКарениной" (гл. XXI-XXII) исповедующие спасение верою изображаются вкомическом виде....люди более возлюбили тьму... не обличились дела его. - См. Евангелие отИоанна (3: 19-20)....вытекало не из моего хода мыслей... но оно вытекало из сердца. - Первыесомнения Толстого в "пути мысли" относятся ещё к середине 1850-х гг. В марте1856 г. он записывает в дневнике: "Главная моя ошибка в жизни состояла втом, что я позволял уму становиться на место чувства, и то, что совестьназывала дурным, гибким умом, переводить на то, что совесть называлахорошим" (ПСС. Т.47. С.68). В незавершённом философском наброске начала1860-х гг. "О характере мышления в молодости и в старости" Толстой говорит онеизбежности встречи на "пути мысли" с "непонятным, неразрешимым,необъятным" (Там же. Т.7. С.12). А в наброске "О религии" (1865) всё это"неразрешимое" и "непонятное" (Там же. Т.17. С.374, 376, 379) ставит впрямую связь с главным вопросом человечества: "Что я? Зачем я живу? Чтобудет после смерти?" (Там же. Т.7. С.124). "Путь мысли", "ход мысли" находитэстетическое осмысление в "Войне и мире" (Безухов, Болконский), в "АннеКарениной" (Левин). Чувство, "вытекающее" из сердца, Толстой называет всередине 1870-х гг. "знанием сердечным", а десятилетием позднее главнымначалом постижения высшей формы нравственного называет "разумение" или"разумное сознание", которое мыслится им как синтез знаний "сердечного" и"разумного" (Там же. Т.26. С.367; Т.27. С.535)....я вполне был убеждён... (Кант доказал мне... что доказать этогонельзя)... - И.Кант (1724-1804) - немецкий философ и учёный, родоначальникнемецкой классической философии. В его труде "Критика чистого разума" (1.Трансцендентальное учение об элементах. Гл. III. Секции 4-6) говорится оневозможности онтологического, космологического и физико-биологическогодоказательства существования Бога....доводы... Шопенгауэра... - Доказательство бытия Божия рассматриваетсяА.Шопенгауэром в работе "О четвёртом корне закона достаточного основания"(гл.2 7,8; гл.4 20)....нужно жить по-Божьи... трудиться, смиряться, терпеть и быть милостивым.- Ориентацией на самосозидающие ценности народного сознания ознаменован весьтворческий путь Толстого, начиная с повести "Детство" (1852), где, выявляяисточник духовного самотворчества личности, писатель утверждает в высокомнравственном содержании людей труда (бескорыстная любовь, терпение,отсутствие страха смерти). Слова "жизнь для души, по правде, по-Божьи"мужика Фёдора раскрывают Левину ("Анна Каренина", 1873-1877) главнуюособенность народного сознания: отсутствие расхождений между идеаломнравственности и практической этикой. Смысл этот народ черпает... в легендах, пословицах, рассказах. - Фактзависимости нравственных воззрений народа от хранимого и чтимого им"предания" подчёркивается в черновиках "Исповеди": "Я понял, что верованиянарода питались и питаются двумя источниками: одним - чисто христианским,выраженным в излюбленных народом местах из Евангелия, переходящих из уст вуста иногда в внешне искажённом виде, в житиях подвижников и мучеников, влегендах, пословицах, рассказах и, главное, в самом предании жизни, примеромподвигов жизни людей народа" (ПСС. Т.23. С.508)....наши русские богословские сочинения... софизма, находящегося в этомрассуждении. - В трактате "Царство Божие внутри вас" (1893) Толстой писал:"Хомяков утверждает, что церковь есть собрание людей (всех без различия -клира и паствы), соединённых любовью, что только людям, соединённым любовью,открывается истина (Возлюбим друг друга да единомыслием и т.д.) и чтотаковая церковь есть церковь, во-первых, признающая Никейский символ, аво-вторых, та, которая после разделения церквей не признаёт папы и новыхдогматов. Но при таком определении церкви является ещё большее затруднениеприравнять, как того хочет Хомяков, церковь, соединённую любовью, сцерковью, признающею Никейский символ и правоту Фотия. Так что утверждениеХомякова о том, что эта соединённая любовью и, следовательно, святая церковьи есть самая, исповедуемая греческой иерархией церковь, ещё болеепроизвольно, чем утверждение католиков и старых православных. Если допуститьпонятие церкви в том значении, которое даёт ему Хомяков, то есть каксобрание людей, соединённых любовью и истиной, то всё, что может сказатьвсякий человек по отношению этого собрания, - это то, что весьма желательнобыть членом такого собрания, если таковое существует, то есть быть в любви иистине; но нет никаких внешних признаков, по которым можно бы было себя илидругого причислить к этому святому собранию или отвергнуть от него, так какникакое внешнее утверждение не может отвечать этому понятию" (ПСС. Т.28.С.46-47). См. также следующее примеч....в Никейском символе... выражение истины обязательным для единения. -Никейский (правильнее - Никео-Цареградский) Символ веры - сконцентрированноеизложение христианского вероучения, принятое церковью на двух Вселенскихсоборах: первом - в Никее в 325 г. и втором - в Константинополе в 381 г.Символ веры был включён Толстым в третью часть "Азбуки" (1872).Комментируемый текст сопровождался в первой публикации "Исповеди" следующимредакционным примечанием: "Совершенно основательно, что "любовь никак неможет сделать известное выражение истины обязательным для единения". Любовьименно и исключает обязательность; известное выражение истины принимаетсяверою, по любви, следовательно в том и другом случае свободно и в этомсмысле не обязательно. Символ веры никому себя не навязывает, а еслипринимается, то свободно: если же не свободно, то это уже не вера, и вместене любовь. Кто отвергает Символ, тот добровольно исключает себя из союза иобщения любви христианской" (РМ. 1882. No 5. С.323)...."Возлюбим друг друга да единомыслием"... "...и весь живот нашХристу-Богу предадим"... - Толстой цитирует текст ектеньи, молитвенногопрошения, возглашаемого священником или дьяконом во время богослужения. Дальнейшие слова... не мог понять их. - Этот текст в первой публикации"Исповеди" сопровождается следующим редакционным примечанием: "Автор крайнезаблуждается, если в выражении догмата троичности видит выражениематематическое. Не только сущность и образ бытия абсолютного и бесконечногоневыразимы вполне на языке человеческом; но даже эмпирическая наука, имеющаядело с чувственными, конечными телами и явлениями, утверждая понеобходимости существование атомов, вынуждена сообщить им такое определение,которое для рассудка и на языке математическом есть нелепость. И, несмотряна это, существование атомов принимается и не может не приниматься; ибоиначе нельзя объяснить ни физических, ни химических явлений" (РМ. 1882. No5. С.324)....молитвы о покорении под нози врага и супостата... - Речь идёт об ещёодном отрывке из ектеньи....Херувимская... - название одного из церковных песнопений, исполняемогово время литургии....таинство проскомидии... - Проскомидия - священнодействие, совершаемоево время первой части литургии, когда приготовляются святые дары - хлеб ивино для Евхаристии (см. ниже)...."избранный воеводе"... - первые слова кондака из акафиста Богородице....таинство Евхаристии... - Евхаристия, или причащение - название одногоиз церковных таинств, признаваемого всеми христианскими вероисповеданиями.Оно совершается во время христианского богослужения - литургии. По учениюцеркви в Евхаристии святые дары - хлеб и вино - пресуществляются в тело икровь Христа. Остальные все двенадцать праздников... Покров и т.д. - Имеются в видудвунадесятые праздники, среди которых русская православная церковь числитследующие: Рождество Богородицы - 8 (21) сент., Воздвижение Честного иЖивотворящего Креста - 14 (27) сент., Введение во храм Богородицы - 21 нояб.(4 дек.), Рождество Христово - 25 дек. (7 янв.), Крещение (Богоявление) - 6(19) янв., Сретение - 2 (15) февр., Благовещание - 25 марта (7 апр.),Преображение - 19 (26) авг., Успение Богородицы - 15 (28) авг., ВходГосподень в Иерусалим или Вербное Воскресенье, Вознесение; Праздник СвятойТроицы (Пятидесятница). День Покрова празднуется 1 (14) окт....я причащался в первый раз после многих лет. - Это было в апреле 1878 г.(см. письмо Толстого к Н.Н.Страхову от 17 апр. 1878 г. - ПСС. Т.62. С.413). Но когда я подошёл... было невыразимо больно. - Этот текст сопровождаетсяв первой публикации "Исповеди" следующим редакционным примечанием:"Отрешившись от рационалистических и материалистических принципов, авторстановится в противоречие с собою, когда в искании примирения с вероюприменяет к её истинам те же рационалистические и материалистическиеоснования. Ни догмат крещения, ни догмат воскресения, ни догмат Евхаристиине изъявляют притязаний на материалистическое основание. Автор, читавшийХомякова, может припомнить переданный последним отзыв сельского священникаотносительно католических объяснений Евхаристии: "И жаль, что онивоображают, что принимают мясо Христово, а не тело Христово!" Авторзаблуждается, если полагает, что Евхаристия предполагает материальное телоХристово" (РМ. 1882. No 5. С.326)....при чтении Четьи-Минеи... - Четьи-Минеи - сборник житий святыхправославной церкви; жития и поучения на весь год расположены в них по днямкаждого месяца. Четьи-Минеи складывались постепенно и неоднократноперерабатывались; в них включались сюжеты из "Прологов" (см. ниже). Толстойчитал жития святых в 12-томном издании 1864 г. (это издание, смногочисленными пометами Толстого, хранится в яснополянской библиотеке).Хорошо известны Толстому были издание "Великие Четьи-Минеи, собранныевсероссийским митрополитом Макарием" и труд В.Ключевского "Древнерусскиежития святых как исторический источник" (М., 1871). Эта последняя книга,испещрённая многочисленными пометами Толстого, сохранилась в яснополянскойбиблиотеке. В третьей части "Азбуки" (1872) помещены два сюжета изМакарьвских Четьих-Миней ("О Филагрии монахе" и "О дровосеке Мурине") и один- из Четьих-Миней св. Дмитрия Ростовского ("Житие преподобного Давида")....Прологов... - "Прологом" в древней Руси называлась книга, содержащаякраткие жития святых и поучения. Первое печатное издание относится к 1642-1644 г., позднее - многократно перепечатывалось. Упоминаемое Толстым житиеМакария Великого помещено в "Прологе" под 19 янв.; житие Иосафа-царевича(христианский пересказ легенды о Будде) - по 18 нояб.; "Слова ИоаннаЗлатоуста" рассеяны по всей книге; "Слово о путнике и колодце" ("Притчасвятого Варлаама о временном сем веце") - под 19 нояб.; "Слово о монахе,нашедшем золото" ("О Филагрии мнисе, иже найде тысящу златник и возвратипогубившему") - под 13 сент.; "Слово о Петре Мытаре" (Иоанна Милостивого) -под 22 сент. В яснополянской библиотеке хранится экземпляр "Пролога" виздании 1875-1876 гг. с многочисленными пометами Толстого. Проложный сюжетположен писателем в основу рассказа "Два брата и золото". Подробнее обиспользовании Толстым житийных сюжетов см.: Купреянова Е.Н. ЭстетикаЛ.Толстого. С.272-289. Исключая чудеса, смотря на них как на фабулу... - Этот текстсопровождается в первой публикации "Исповеди" следующим редакционнымпримечанием: "Здесь также попытка мирить веру с рационалистическим и опытнымзнанием" (РМ. 1882. No 5. С.326)....отношение церкви православной... к католичеству... - Начало разделенияцерквей на православную и католическую было положено разрывом около 867 г.между папой Николаем I и константинопольским патриархом Фотием (главнымобразом из-за претензий обоих на главенство над церковью в Болгарии, а вобласти догматики - из-за добавления к Символу веры слов "filioque").Созрело разделение православной и католической церквей к 1054 г. (конфликтвизантийской теологии священной державы и латинской теологии универсальногопапства). Попытки воссоединения православной и католической церкви,предпринимавшиеся в XIII-XV вв., оказались безуспешными. Основу вероученияправославия, сформулированного в Символе веры, составляют Святое писание(Библия) и святое предание (традиция). Оно исходит из признания ТриединогоБога, творца и управителя Вселенной, загробного мира, посмертного воздаяния,искупительной миссии Христа, открывшего возможность для спасениячеловечества, на котором лежит печать первородного греха. Церкви отводитсяроль посредника между Богом и людьми. Молокане.... - Русская рационалистическая секта, образовавшаяся из сектыдухоборцев. Название дано ей в 1765 г. на том основании, что сектанты в постпьют молоко. Молокане совершенно отрицали православную церковь, её таинстваи обряды, почитание святых, мощей и икон. Единственным источником вероученияпризнают Священное писание Ветхого и Нового Завета....отношение... пашковца... - Пашковцы - последователи религиозныхвоззрений В.А.Пашкова, разделявшего учение лорда Редстока....отношение... шекера... - Шекеры - религиозная секта в Северной Америке.Шекеры выделились из квакеров в Манчестере, объединились и, переселившись вСеверную Америку, обрели многих приверженцев. Основные правила их жизни -безбрачие, общее имущество и постоянный труд. Я ездил к... схимникам... - Схимник - монах, принявший схиму, высшуюмонашескую степень в православной церкви, требующую от посвящённого в неёвыполнения суровых аскетических правил. Мы соединились с ними тем, что поставили существенное в вере вышенесущественного. - Имеется в виду так называемое "единоверие", то естьсоединение старообрядцев с господствующей церковью при условии подчинения ихправославному духовенству и принятия церковнослужителей от православныхархиереев. Богослужение же и таинства единоверцы совершают по старопечатнымкнигам и по старым обрядам. Единоверие возникло в конце XVIII в. поинициативе старообрядцев....filioque... (лат., буквально - "и сына", прибавление к восьмому членуСимвола веры) - догматическое расхождение католической церкви с православной(См.: Православный катехизис. Гл. "О восьмом члене". Православный церковныйкалендарь. М., 1991. С.91-92). Собеседник мой... веру, переданную ей от предков. - Этот текст в первойпубликации "Исповеди" сопровождался редакционным примечанием: "И совершенносправедлив ответ высокопоставленного духовного лица. Духовная власть неимеет права идти на уступки в исповедании. Такие уступки вызовутсправедливые нарекания на представителей этой власти; ибо не в последнихцерковь, а во всех верующих..." (РМ. 1882. No 5. С.329). При Алексее Михайловиче сжигали на костре... - Алексей Михайлович(1629-1676) - второй царь из дома Романовых. Имеются в виду смертные казни(сожжение на костре) старообрядцев за религиозные убеждения. Именно так былказнён великий писатель протопоп Аввакум....война в России. - Имеется в виду русско-турецкая война 1877-1878 гг....убийство... юношей. - Речь идёт о казнях революционеров-террористов,членов партии "Народная воля", особенно участившихся с 1879 г....я на днях увидал сон. - По свидетельству самого Толстого, этот сон ондействительно видел (см.: Гусев Н.Н. Два года с Л.Н.Толстым. М., 1973.С.102). Г.Галаган

 


1 | 2 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)