АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные направления в исламе

Читайте также:
  1. B. Основные принципы исследования истории этических учений
  2. I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ (ТЕРМИНЫ) ЭКОЛОГИИ. ЕЕ СИСТЕМНОСТЬ
  3. I. Порядок медицинского отбора и направления на санаторно-курортное лечение взрослых больных (кроме больных туберкулезом)
  4. I.3. Основные этапы исторического развития римского права
  5. II Съезд Советов, его основные решения. Первые шаги новой государственной власти в России (октябрь 1917 - первая половина 1918 гг.)
  6. II. Основные задачи и функции
  7. II. Основные показатели деятельности лечебно-профилактических учреждений
  8. II. Основные проблемы, вызовы и риски. SWOT-анализ Республики Карелия
  9. IV. Механизмы и основные меры реализации государственной политики в области развития инновационной системы
  10. IV. Приоритетные направления деятельности Правительства Республики Карелия на период до 2017 года
  11. SCАDA-системы: основные блоки. Архивирование в SCADA-системах. Архитектура системы архивирования.
  12. VI.3. Наследственное право: основные институты

В результате внутренних противоречий в исламе во второй половине VII в. возникли три направления: хариджиты (араб, "хараджа" - выступать, самая ранняя в исламе религиозно-политическая группировка), сунниты и шииты (ар. "шиа" -приверженцы, партия; по-другому "Шиат-Али" - партия Али). Хариджитские общины, действовавшие в разное время и в разных краях Халифата в средние века, потеряли былую силу (азракиты, ибадиты, суфиты и др.). В настоящее время существует одна хариджитская община - ибадиты (в Омане и в некоторых районах

Африки). Суннизм является самым крупным направлением в исламе, почти 90% мусульман мира относятся к суннитам. В отличие от других направлений, в суннизме не возникали особые, течения или секты. Только в новое время как религиозно-политическое движение появились ваххабиты. Разделение ислама на суннизм и шиизм произошло в результате политической борьбы за престол халифата. Суннизм, который опирается на Коран и Сунну, был официальной религией Арабского Халифата. Последователи суннизма признавали законность власти первых четырех халифов, а шииты считали единственным законным главой мусульман четвертого халифа Али (ум. 661) -двоюродного брата и зятя Мухаммеда. Лозунгом шиитов был принцип наследственной духовной власти, т. е. предоставление трона халифов вначале Али, а после его смерти - его потомкам(так возникло учение об имамате). Последователи шиизма имамиты признают 12 имамов из числа прямых потомков Али. Согласно учению имамитов, в конце IX в. двенадцатый по счету имам - Мухаммед бен аль-Хасан - таинственно исчез ("ал-Ка'им" - скрытый). Шииты поклоняются этому имаму и верят, что перед Страшным Судом явится махди для установления на земле равенства и справедливости. Шииты, как и сунниты, признают святость Корана, а в Сунне признают лишь те хадисы, авторами которых являются четвертый халиф Али и его последователи. Вместе с тем шииты имеют собственные "священные писания" - ахбары, куда входят хадисы, связанные с именем Али. Местами поклонения у шиитов кроме Мекки являются Неджеф, Кербела (Ирак), Кум и Мешхед (Иран). Наиболее влиятельными духовными лицами у шиитов считаются крупные муллы(муджтахиды). Среди мулл самые авторитетные и почитаемые ученые-теологи удостаиваются звания аятолла ("божественное знамение"), а высшим рангом в шиитской ветви ислама считается "великий аятолла" ("отражение Аллаха"). В отличие от суннитского ислама у шиитов широко распространен культ мучеников. Имеется праздник "ашура", который известен и как "шахсей-вахсей". По учению шиитских богословов, в этот день был убит сын халифа Али имам Хусайн. Сунниты и шииты придерживаются различных юридических школ, в суннизме приняты возникшие в VIII - XI вв.: ханифитская, маликитская, шафиитская, ханбалитская. В мире более третьей части мусульман-суннитов являются приверженцами ханифитского толка. Они проживают в Афганистане, Индии, Пакистане, Китае, Турции, Египте, России. Сторонники маликитской школы преобладают в Северной и Западной Африке, Судане. Влияние шафиитского толка распространяется на население Сирии, Индонезии, частично в Африке и Пакистане. Ханбалитская школа получила распространение в Аравии. В шиизме влиянием пользуется юридическая школа джафаритского толка. В настоящее время шииты живут в основном в Иране, Ираке, Ливане, Йемене и Бахрейне, есть приверженцы шиизма в Афганистане, Пакистане, Индии, Сирии. Шиитами являются многие мусульмане Азербайджана и некоторые мусульмане Таджикистана.

 

??Исламский фактор и его роль в современном мире.

Современное западное исламоведение стремится рассматривать исламские страны как единое целое, в основе которого лежит общность религии. Причины широкого распространения и усиления влияния мусульманской религии на все сферы жизни этих стран они объясняют спецификой ислама как религиозной системы. Согласно концепциям ряда европейских и американских ученых, "мусульманское возрождение", резкое усиление роли ислама в экономической, политической, духовной жизни восточных народов объясняется следующими причинами:

1. Молодость ислама. Мусульманская религия возникла значительно позже других религиозных систем и в отличие от них не исчерпала своих возможностей. Ислам находится в расцвете своих сил, играя активную роль в современном мире.

2. Жизненность и гибкость мусульманской религии. Жизнеспособность ислама, по мнению некоторых западных специалистов, проявляется в том, что он выстоял, не сдал своих позиций, несмотря на, длительный период колонизации восточных стран. Его гибкость связывается ими и с отсутствием централизованной организации духовенства, мешающей оперативному и своевременному решению назревших проблем.

3. Тотальность ислама. Под тотальностью ислама западные ученые понимают широкий охват исламской религией всех сфер жизнедеятельности верующих. Это не только вера, но и экономическое и социальное устройство, и управление, и семья, и быт. Шариат определяет как правовые, так и нравственные отношения. Все это в совокупности приводит к тому, что ислам выступает как образ жизни, всецело определяющий мировоззрение и поведение людей.

4. Простота и доступность этой религии. Простота ислама проявляется в его догматах и культе, которые менее сложны, чем в других религиях. Доступность мусульманской религии исследователи объясняют тем, что ислам максимально учитывает местные условия, не запятнал себя колониальной политикой и т.д. По их мнению, в силу этих причин ислам широко распространился в последнее время в Африке и других местах.

5. Фанатизм и воинственный характер ислама, его стремление к мировому господству. Именно этими свойствами мусульманской религии западные авторы пытаются объяснить борьбу восточных народов против колониализма за свое национальное освобождение.

6. Идея "завершения пророчества". В трактовке мусульманских теологов эта идея означает, что пророк Мухаммед был последним посланником Бога на земле и принес человечеству окончательную истину. Это свидетельствует об исключительности мусульман как избранного народа и особом положении ислама сравнительно с другими религиями.

7. Аутентичность ислама личности мусульманина. Аутентичность, по мнению западных исламоведов, - это полное выражение мусульманской религии в личности верующего. Мусульмане всех стран одинаковы. Это люди, сформированные исламом, составляющие единую общность - "умму". Поэтому мусульмане независимо от страны, в которой они проживают, тянутся друг к другу как братья по вере. Отсюда различные панисламистские концепции, пропагандирующие объединение всех мусульман мира в единое государство. Оценивая современную ситуацию и процессы в исламе, следует учитывать, что обретение мусульманскими народами независимости поставило перед ними принципиально новые проблемы, связанные с выбором путей социально-экономического и политического развития. В исламском мире появились многочисленные концепции так называемого "третьего пути". Апеллируя к традиции и практике раннеисламской государственности, общественные деятели светской и духовной ориентации выдвигают тезис об "исламском пути" развития как единственно приемлемом для стран распространения третьей мировой религии. На его основе создаются разнообразные концепции "исламского государства", "исламской экономики", "исламского социализма" и т. д., которые в целом представляют собой модернизацию политических и социально-экономических доктрин классического ислама с учетом специфики конкретных стран. Концепции "исламского государства", получившие распространение в конце 70-х годов, подразумевают воплощение в современных условиях традиционной исламской модели политической организации общества, в рамках которой в разной степени сочетается светская и религиозная власть. Эти теории предполагают практическую реализацию государственно-правовых норм ислама. Эволюция исламской теории хозяйственного развития выразилась в создании концепции "исламской экономики", провозглашающей в качестве условия "нового экономического порядка" осуществление зафиксированных в Коране принципов социальной справедливости, обеспечение защиты интересов собственников и государства в целом, признание роли государства как важного фактора в регулировании хозяйственной жизни. Теоретики "исламской экономики" считают, что установлению социальной справедливости способствуют такие исламские нормы, как закят, садака (добровольная милостыня), запрещение ростовщичества, осуждение чрезмерного накопительства. Конкретно эти идеи воплотились в создании исламских беспроцентных банков и страховых компаний, в программах образования "мусульманского общего рынка", "исламской валютной зоны". Отдельные положения теории "исламской экономики" находят отражение в законодательствах Ирана, Ливии и других стран. Идеи и лозунги "исламского социализма", разрабатывавшиеся наиболее активно в 50 - 70-е годы, являлись компонентом политических движении различной социальной направленности. "Исламский социализм" предполагает синтез традиционных исламских постулатов и демократических принципов Запада, основывается на положении о том, что социалистические идеалы заложены в Коране и осуществлялись на практике еще во времена пророка Мухаммеда и его преемников. Современное состояние религиозной активности в мусульманском мире отражает преемственность идей панисламизма колониальных времен с движением "исламской солидарности". Концепция "исламской солидарности" как наиболее гибкая форма осуществления идей межгосударственного единства на религиозной основе обрела свое практическое воплощение в деятельности мусульманских международных организаций. Первая организация такого типа - "Всемирный исламский конгресс" - возникла в 1926 г. В настоящее время значительным влиянием обладают сформированная в 1962 г. "Лига исламского мира" и наиболее представительное международное объединение на правительственном уровне - "Организация исламской конференции" (основана в 1969 г.). Модернизм является характерной чертой современного ислама. Во всех направлениях ислама в догматике, социальной доктрине, культе, шариате происходит "очищение" от различного рода архаичных элементов, чрезмерных ограничении и излишних запретов. К модернистам относятся сторонники эволюции ислама путем его реформ, "обновления", переосмысления Корана и Сунны, предписаний шариата и фикха. Модернисты выступают за примирение науки и религии, смелое использование достижений науки и техники. Усиление модернистских тенденций наблюдается в странах, ставших на самостоятельный путь развития, от них не отстают и многие мусульманские теологи в нашей стране. Современные модернисты преподносят Коран как кладезь науки, квинтэссенцию мудрости и знания, утверждают, что в нем можно найти указания и на то, что было открыто наукой, и на то, что предстоит открыть ей в дальнейшем. Модернисты утверждают, что достижения в области науки и техники представляют собой проявление мудрости Аллаха и подтверждают истинность Корана. Традиционализм - другая тенденция в современном исламе, К защитникам традиционализма (по-другому их называют ортодоксами) относятся, как правило, приверженцы средневекового ортодоксального ислама. Они упорно отстаивают неприкосновенность всех взглядов, обрядов и догм в их первозданном виде, не признают нововведении, осуждают приспособление к духу времени. Еще одной тенденцией в современном исламе является возрожденчество, или исламский фундаментализм. Сторонники этого направления провозглашают в качестве цели восстановление в современной жизни мусульман институтов и норм раннего ислама и на этой основе - равенства и справедливости. Они предлагают очистить ислам от позднейших наслоений, восстановить его в первозданной чистоте. Идейные истоки фундаменталистского учения следует искать в ваххабизме, основателем которого является Мухаммед Ибн Абд аль-Ваххаб (1703- 1787). В основе его религиозной доктрины лежит мысль о необходимости возврата к "Истинной вере" и признание авторитета исключительно Корана и Сунны. Большое внимание уделяется очищению ислама от несвойственных Корану наслоений, самым страшным из которых считалось отступление от принципов единобожия. Ваххабиты непримиримо относились к идолопоклонству, анимизму, культу святых, объявили серьезным нарушением не только паломничество к мазарам (гробницам святых), но и само упоминание имени пророка, святого или ангела во время молитвы, запретили взывать о помощи, просить заступничества у кого-либо, кроме Аллаха, считали греховным поклоняться пророку и строить мечети в тех местах, которые связаны с его жизнью. Эта доктрина еще при жизни основателя была использована феодальными правителями г. Недджа в качестве идейного знамени мощного движения, приведшего к объединению арабов и образованию Саудовского государства.

Ислам в нашей стране. Районы традиционного распространения ислама в нашей стране охватывают значительную территорию - Среднюю Азию, Казахстан, Северный Кавказ, Поволжье, Урал, часть центра. В нашей стране проживает более 47 млн. представителей восточных народов. В регионах распространения ислама тесно переплелись религиозное и национальное, значительная часть неверующих людей исполняет религиозные требования, считая их своими национальными традициями. Мусульманское духовенство стремится внести в религиозную идеологию и культ необходимые изменения, "согласовать" религиозные догматы с требованиями сегодняшнего дня. В модернизации ислама в нашей стране наблюдаются две линии: 1. Отказ от наиболее архаичных требований. Мусульманское духовенство освобождает верующих от целого ряда обязанностей, узаконенных исламом: от принесения обязательной жертвы в праздник курбан-байрам, от соблюдения поста уразы людьми, для которых это затруднительно в силу ряда обстоятельств, и т.д. 2. Сближение ислама с наукой, акцент на общечеловеческих нравственных ценностях. В настоящее время мусульманское духовенство особенно акцентирует внимание верующих на положительном нравственном значении ислама, утверждая, что мусульманская религия борется за сохранение мира и дружбы между народами, за взаимную поддержку людей, предупреждает человека от аморальных поступков. Проповедуются учение ислама о братстве всех мусульман, запрещение Кораном воровства, употребления вина, прелюбодеяния и т. д. Анализ проповеднической деятельности мусульманского духовенства за последние годы показывает, что служители ислама подчеркивают мысль, что религия - единственное средство воспитания, сохранения лучших нравственных качеств человека; В конце 80-х годов в регионах традиционного распространения ислама в нашей стране появились сторонники фундаментализма. В настоящее время созданы благоприятные условия для реализации принципа свободы совести и нормальной деятельности мусульманских организаций. Новые реальности общественной, политической и духовной жизни общества оказали большое влияние и на ислам. Растет число мечетей, расширяется сеть мусульманских школ, медресе, академий, институтов, увеличивается число изданий. Активизируется деятельность мусульманских организаций в различных сферах общественной жизни, создаются исламские партии и т. д.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)