АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Этап. Постсоветская философия

Читайте также:
  1. I. Философия жизни.
  2. I.1.2.Философия: взгляд изнутри
  3. I.1.4. Философия в первом приближении
  4. I.1.5. Философия как теория и
  5. I.1.6. Философия и наука
  6. I.1.8. Философия и ценности.
  7. I.2.5.Предфилософия: Гесиод
  8. II. Философия Чаадаева.
  9. II.11. Русская философия XIX в.
  10. II.12.2.Советская философия
  11. II.2. Классическая греческая философия.
  12. II.4. Философия древней Индии и Китая.

Периодизация Введенского:

1. Подготовительный период. С 1755 года

2. Господство германского идеализма

3. «период вторичного развития» с 1863 года (назван благодаря просв. д-ти Алекс.2: вернули преподавание философии в университетах, т.к. до этого философы либо просто не преподавали, либо были сосланы).

 

Периодизация Н.Лосского:

1. 19 век – спор славянофилов и западников подготовил почву для возникновения и развития фил.сист. Соловьева, Бердяева и др.

 

С 860 обычно ведут русскую историю.

Процесс объединения России носил болезненный и противоречивый характер, то, что она находилась между Востоком и Западом, определило развитие ее культуры, национального характера.

В период становления Российской государственности с 1128 по 1462, русские пережили 160 внешних войн, в 16 веке Московская Русь воевала 43 года, в 17 веке – 48 лет, в 18 веке -56 лет. Т.е. особенность – ведя исключительно освободительные войны, Россия к 18 веку достигла своих конечных пределов

Основные черты русской философии:

1. Религиозность. Если рассматривать религию как элемент веры, то это действительно так. Это элемент Христианизации Руси. В Повести врем.лет приводятся причины, почему Владимир выбрал именно Восточное христианство:

А) т.к. задача – собирание земель, а в иудаизме присутств.мечта о земле обетованной, т.е. не соотв.задачам территориальной целостности страны

Б)почему не мусульманство? В суровом климате «запрет на питие вина» не подошел. Ну а вообще в 10 веке Исламские г-ва находились в более ослабленном положении, чем Византийские, поэтому выбирая религию, выбирал себе духовного покровителя

В) не зап.христианство, т.к. оно предполагает превосходство Папы Римского над светскими правителями, а Владимир стремился к единоличной власти.

2. Историософичность – повышенное значение придается историческому развитию, историческому пути, вовлеченность России во все исторические процессы.

3. антропоцентричность. В центре философии – человек, не как философская категория, а как конкретное лицо с его желаниями, проблемами

4. панморализм (этический х-р философии). У Толстого наиболее ярко, но и у других представлены. Любая этическая проблема не может рассматриваться обобщенно, она должна рассматриваться на уровне конкретного человека.

5. практицизм. Проблемы, исследуемые философами, берутся из фактической жизни, содержатся конкретные решения. Толстой, Бердяев, Иррозаев

6. иррациональность. Многие проблемы носят характер интуитивного постяжения. Что за категория «София»? противопоставление «правды» и «истины». Правда – моральная категория, истина – объективная.

7. Онтологизм. В противоположность Гегелю, Шеллингу, фил.кот. носит гносеолог. х-р, русская философия имеет онтологический х-р.

8. Публицистичность. Изложение сложных философских проблем в форме художественных произведений. Почему Достоевский, Толстой – философы, а Пушкин и Чехов – нет.

9. Органицизм, системность. Невозможно выделить отдельный раздел и раскрыть его вне связи с другими разделами учения.

10. Антибуржуазность. Маркс считал, что Россия одна из последних стран, в которых может свершиться революция. Но антибуржуазность – то, что объединяет и западников, и славянофилов.

11. правовой нигилизм, т.е. четкое отделение морали и закона, страны и государство, у гос-ва – свои законы, у страны – моральные предписания. Поэтому, тот, кто находил лазейки в законе, никогда не порицался

12. Женственность русской философии. Это означает, что за небольшой исторический период с конца 18 до середины 19 века, Россия сумела усвоить 3тыс.опыт развития фил.на Востоке и Западе и создать свое собственное учение. Это Сократ называл маефтикой – способность усвоения чужих идей.

 

 

1 ПЕРИОД – ДОМОНГОЛЬСКИЙ, ФИЛ.МЫСЛЬ КИЕВСКОЙ РУСИ.

Источники русской духовности:

1) Библейские тексты (знакомство с ВЗ произошло на 3 века позже, чем с НЗ)

2) Творения отцов церкви

Греческий язык с объединительной ф-цией не справился, потому службы начали вести на русском.

3) 1073 и 1076 – выход двух изборников – энц.сборники, вкл.в себя статьи многих авторов по основным фил.и повседневным вопросам.

4) «Слово о законе и благодати» старца Иллариона (в период с 1037 по 1050). Илларион – митрополит, основатель Киево-Печерского монастыря. Три основные части:

А) сопоставление закона и благодати, утверждается равенство всех народов перед божественной благодатью

Б) описание распространения Христианства на Руси, Русь прославляется, говорится о ее Богоизбранности

В) похвалы Владимиру Ярославовичу и его сыну Ярославу. Здесь князь Владимир впервые сравнивается с византийским императором

5) поучение Владимира Мономаха – великого князя Киевского. Говорит о необходимости прекращения междоусобных войн, спасти людей от зла и дурных поступков и стремиться к благодати.

 

С 1223 – «период тяжких испытаний», начало установления монгольского Ига. Период МИ «выпал» из истории русской философии, т.к. последствиями этого периода являются:

1) Отрицательное влияние:

1. Нарушено единство Руси

2. Уничтожены многие памятники культуры

3. Замедлились темпы культурного и экономического развития, что в дальнейшем спровоцировало отставание Руси от европейских г-в.

2) Положительное значение:

1. Русь знакомится с богатой восточной культурой

2. Русь открыла для себя огромные территории за Уралом, которые в дальнейшем вошли в состав РИ.

 

История периода изучена слабо из-за отс-я данных, письм.памятников. то, что сохр-лось:

«слово о погибели Русской земли»

«повесть о житии Александра Невского»

 

В конце 14 века объединительная политика московского кн-ва привела к победе на татаро-монголами в 1480. Поэтому, конец 15 века называют «вторым южно-славянским влянием», т.к. на русскую землю стали проникать идеи предвозрождения стали проникать на русскую землю (Лихачев). Идеи связаны с такими течениями как исихазм и поланизм

Исихазм. с греч.- покой, безмолвие; последнее оригинальное фил. мистическое учение, суть которого в том, что человек должен стремиться к очищению для достижения единения с Богом, очищение сердца возможно через слезы; необходимо сосредоточиться на самопознании. Разработано раннехр.отшельниками 4-16 веков: …Лествичник. В узком значении – основоп. – Григорий Полама, центр.понятие – погорский свет внутри человека.

 

Крупным мыслителем, применившим теорию к практической жизни – Нил Сорский (1433- 1508). Он основал Скит недалеко от Кирилло-Белозерского мон-ря, стал духовным вождем нистяжателей. Нистяжатели- поволжские старцы, проповед аскетизм, уход от мира, осуждены ена церк соборах в 1503 и 1531 годах.

По их учению монахи ждолжны довольствоваться только теми дарами и продуктами, которые получены благ собственному труду, они должны стремиться к моральной чистоте, должны стараться познать глубины человеческой психики для того, чтобы управлять ею. Цель – справиться с человеческими страстями.

 

«Большой устав» - крупнейшее произведение Нила Сорского. 4 возможности противостояния страстям:

1) Отсечение на начальном этапе («не соблазняйтесь»)

2) Внутренняя сосредоточенность духа, недопущение внешнего воздействия; замкнутость

3) Призвание на помощь Иисуса Христа при помощи пост.повторения защитительных молитв

4) «память смертную иметь», т.е. жить так, чтобы в каждый момент своей жизни быть которым ко встречи со спасителем.

7 пороков от дурных страстей: чревоугодие, зависть..

8 добродетелей..

 

 

Философская мысль московской Руси.

Начало 16 века – складывание доктрины «Москва – третий Рим». Эта концепция находит окончательную формулировку в работах старца Филофея, кот.был монахом Псковской области. Считается, что Русь приняла след.этап духовного развития вслед за Византией.

«Сказание о князьях Владимирский» сод.2 легенды:

1 легенда: история происхождения князей Рюриковичей от Римского императора Августа

2 легенда: о передаче царских регалий византийским имп Конст Мономахом, князю Владимиру Мономаху своему внуку, правителю Руси.

 

Переписка Ивана Грозного и Андрея Курского.

Курский нашел приют в Речи Посполитой, болтают о политике, морали.

Максим Греф (Триволис) – греческий философ, был библиотекарем племянника Мирандоллы. Оставил около 300 трудов, как своих, так и переводов чужих работ.

«Беседа души и ума», написанная в форме диалога разума и души.

3 наихудших греха человека, которых должен избегать правитель:

-Сластолюбие

- Сребролюбие

- славолюбие

 

Раскол в 17 веке. в 1680 Неистовый протопоп Аввакум и Патриарх Никон выступили главными действ.лицами раскола. Формальная причина раскола – непринятие троеперстия.

Церковь рассмативается как излишний элемент в общении с Богом.

В 1472 расторгнута Флорентийская уния русской церковью, заключенная в 1439, которая предполагала вост и зап церкви под предводительством Папы Римского.надеялись, что это поможет противостоять Туркам

Тезисы Лютера повлияли.

1680 – раскол внутри православия

 

17 век – остро встает вопрос об организации системы образовании, универов и школ еще не было. открывается Киевско-Мгилявская коллегия в 1633, которая в 1701 получает статус Акаедмии. Основатель – Петр Могила – вел курс, преппод фил

В 1687 откр Славяно-Греко-Латинская Академия, преподавание на греч и лат языках

1714 - преобр в Моск духовн академию, переведена в Троице –Сергиеву лавру

Петр постников, ее выпускник, первым получил степень доктора фил наук.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)