АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Мифологический эпос Гомера и Гесиода

Читайте также:
  1. I.2.3 Мир, человек, боги в поэмах Гомера и Гесиода
  2. Принцип Гомера
  3. Тема III- Социально-экономическое развитие ар-хаическои Греции по данным поэмы Гесиода «Труды и дни»

Жизнелюбивые, вечно юные боги-олимпийцы с их несокрушимой энергией вызывают у греков не только чувство почтения, но и человеческой жалости. Их жизнь протекала по тем же природным и коллективистским законам, что и жизнь людей. Как и люди они чередовали веселье со страданием, что вполне укладывалось в принцип мирового равновесия. Боги могут смеяться, плакать, гневаться, воевать, спорить, мириться, изменять женам и мужьям, доставлять страдания близким. Девять дней оплакивала Деметра свою дочь Персефону, украденную не без пособничества Зевса подземным богом Аидом. Вместе с нею страдают земля, реки, горы, солнце и все живое. Миф проникнут печалью, скорбь Деметры близка и понятна, ведь из царства Аида никто не возвращается на землю, туда уходят навек. Но и невозможно осудить Аида, страстно полюбившего Персефону, и Зевса, помогающего Аиду. Боги совершают множество "безнравственных" поступков, но не по злостному умыслу, а в силу своей безудержной, стихийно-деятельной природы, которая постоянно подталкивает их к поиску объекта, на который они могли бы перенести свою энергию. И наконец, их беспокойный нрав побудил их к созданию рода людей. Свое видение древних событий излагает древнегреческий поэт Гесиод (VI в. до н.э.) в поэме "Труды и дни".

Первые созданные богами люди были красивы и счастливы. Они сами были "как боги", со спокойной и ясной душой, не зная горести и печали, не ведая старости, умирая молодыми и сильными, когда приходил их час. И смерть была прекрасна, она была тихой и безболезненной. Люди не знали трудов, земля давала сама обильные урожаи и людям оставалось проводить свои дни в пирах и забавах. Это был "золотой век" человечества. После своей смерти это поколение, сообщает Гесиод, превратилось в демонов, покровителей человечества, имеющих право судить о правильных и неправильных поступках живущих. Вероятнее всего, что придание демонам такой роли свидетельствует об остаточном культе предков, имевшем место в верованиях древних племен.

На смену "золотому веку" пришел век "серебряный". Боги сотворили новое поколение, которое оказалось недостойным своих предшественников. Люди сохраняли детство чуть ли не до ста лет, но, возмужав, не становились умнее. Главная их глупость состояла в том, что они не почитали олимпийских богов, за что и были наказаны Зевсом. После смерти они отправились под Землю.

Следующее поколение оказалось еще хуже. Люди этого поколения не ели хлеба, обладали огромной силой, любили войну, выделывали медное оружие, не знали железа. Они сами перебили друг друга и отправились в царство Аида. Эти события происходили в "медном веке".

Четвертое поколение, созданное Зевсом, – род полубогов, людей, обитавших до Троянской войны. Они погибли в войнах и сражениях. Одни из них после гибели обитают на Блаженных островах в океане, не ведая по воле Зевса смерти, питаясь плодами земли; другие живут поближе к земле, но отдельно от людей.

Поколения мифологического прошлого заканчиваются этим четвертым родом, так как пятое поколение начинает отсчет по гесиодовскому летоисчислению с VIII в. до н.э. Он относит себя к поколению, живущему непосредственно за четвертым, о чем неизмеримо сожалеет. В этом "железном" веке все отвратительно. Люди изнывают от труда, несчастий, болезней, злобы, семейных раздоров, жадности и корыстолюбия и т.д. Поэтому в назидание современникам Гесиод, а ранее и Гомер воспевают подвиги великих умерших героев, прославляют их жизнь и ставят ее в пример. По мнению Гесиода, среди его современников почти нет порядочных людей. Скоро на Олимп и вовсе отлетят

Совесть и Стыд. Лишь одни жесточайшие, тяжкие беды

Людям останутся в жизни. От зла избавленья не будет.

История, как считает Гесиод, это история нравственного падения людей, последовавшая за "недостойным" поступком Прометея, укравшего огонь и отдавшего его людям. Зевс

В гневе на то, что его обманул Прометей хитроумный.

Этого ради жестокой заботой людей поразил он...

Нарушение нравственных норм, как их толкует Гесиод, это нарушение коллективистских требований морали, в рамках которой современникам Гомера и Гесиода уже становилось тесно. Отсюда ряд парадоксов, характеризующих поведение героев, действующих в гомеровском эпосе "Илиада".

С одной стороны, они выражают коллективистское начало, они принадлежат своему народу и борьба за благо народа является реальным смыслом их существования. С другой – герои соперничают друг с другом в личных подвигах, изобретая собственные мотивы для битв, поединков, которые не связаны с интересами рода. Дух соревнования говорит о том, что воля индивида хоть и не знает еще моральной мотивации в полном смысле слова, она не рождается в муках, сомнениях, но и не полностью подчинена коллективу.

Воспевание подвигов великих мужей полубогов является основной темой гомеровского эпоса. Они все индивидуальны, каждый по-своему храбр и мужественен. Так, мужество Аякса, сына Теламона, – воплощение воинской стойкости, мужество Диомеда неистово, в его руках "копье становится безумным". Он вступает в бой даже с самим богом войны Аресом. Героизм понимается и как стремление к славе (Ахиллес). Это стремление проистекает не из простого честолюбия, а из жажды любви к року, из жажды жизни вопреки фатальным пророчествам. Все герои понимают быстротечность времени и желают продлить его и обрести бессмертие, если не на Олимпе, то в памяти потомков своими громкими деяниями.

Герои призваны выполнять волю олимпийцев на Земле среди людей, упорядочивая жизнь и внося в нее справедливость (основная их нравственная установка – быть защитниками своего народа), меру, закон. Поэтому они наделяются обычно непомерной силой и сверхчеловеческими возможностями. Однако они лишены бессмертия, остающегося божественной привилегией. Отсюда несоответствие и противоречие между ограниченностью смертного существования и стремлением героев к бессмертию. Личность героев всегда драматична. Одной их жизни не хватает на то, чтобы выполнить предначертания богов. В связи с этим в мифах укрепляется идея страдания героической личности и бесконечного преодоления испытаний и трудов. Герой часто гоним враждебным божеством, – например, Геракла преследует Гера, – и зависит от слабого, ничтожного человека, через которого действует божество. Так, Геракл подчинен царю Еврисфею, Ясон зависит от царя Пелия.

Но гомеровские герои не смиренные, покорные року личности. Зная свою судьбу чаще всего заранее, они идут ей навстречу, часто даже ускоряя собственную гибель. Ахиллес осознает необходимость действовать независимо от веления судьбы, обрекающей его на гибель, и вместе с тем и в сознании единства с судьбой. Ахиллес активно включается в осуществление судьбы, в то, что ему предначертано свыше. Судьба – одно из важнейших понятий греческой мифологии и затем философии. Судьба изначально выступает одновременно и как неотвратимая высшая сила, безличная мировая закономерность, и как живое божественное существо в образах сестер-мойр.

Величие героя – в его подвиге. И подвиг его состоит в том, что он, зная свою участь идет навстречу ей, не страшится своего удела, мужественно принимает удары судьбы. Герой не раб, он господин своей судьбы.

Античное понимание героической судьбы совмещает противоположные начала: обреченность и свобода, внешняя необходимость и внутренняя свобода. Если бы судьба механически господствовала над героем и определяла его поступки, то он не стал бы героем. Но все дело в том, что любой гомеровский герой – Ахилл, Гектор, Агамемнон, Одиссей и др. преисполнены сознанием своего назначения. В этом проявляется их свобода.

Можно отметить разные типы героев, сложившихся исторически. В догомеровской мифологии действуют герои, наделенные огромной физической силой, уничтожающие чудовищ. Таков Персей, сражающийся с медузой Горгоной, Беллерофонт, побеждающий Химеру, Геракл, свершивший ряд подвигов. Поздний героизм, уже встречающийся у Гомера, связан с интеллектуализацией героев, с их культурными функциями, как например, у искусного мастера Дедала или строителей фиванских стен Зета и Амфиона. Среди героев – певцы и музыканты, своим магическим словом и пением укрощающие стихии (Орфей), прорицатели (Тиресий, Трофоний), хитроумные путешественники (Одиссей). Гомеровские герои совмещают в себе и интеллект, и физическую силу. Каждому герою помогает советами и делами его божественный родитель или божество, своими качествами похожее на героя (хитроумному Одиссею помогает мудрая Афина). Однако герои Гомера готовы уже к тому, чтобы не только воспользоваться советами богов, но и размышлять вполне самостоятельно. Чаще всего Одиссей самостоятельно находит пути из тупиковых ситуаций.

Гомеровский эпос ценен не только осмыслением места и роли человека в истории, но и некоторым предфилософским видением мира. Прежде всего Гомер предпринимает попытку выявить "скры­тый порядок" жизни и внутреннюю сущность вещей. Она еще не абстрагирована от конкретных проявлений жизни, но уже и не сводит порядок мира к ним. Свое понимание мира и "философию жизни" Гомер изобразил на "щите Ахиллеса". По преданию щит был изготовлен самим богом Гефестом. На нем изображены Земля, Небо, Море, Солнце и небесные светила. Тут же выкованы два города: в одном протекает веселая жизнь со свадьбами, пирами, шумными базарами, в другом – идет война, В сражениях предводительствует сам бог Арес, рыщут Злоба, Смута и Смерть.

Далее на щите изображено широкое поле, вспашка, жатва; мальчик собирающий колосья; виноградный сад, лозы с виноградом; тропинка, по которой юноши и девушки несут корзины с виноградом; мальчик, играющий на флейте.

И тут же иная картина: стадо волов, бегущее к реке; нападение львов на стадо; пастухи, натравливающие собак на львов.

Изображен на щите хоровод юношей и девушек, танцующих в селении; толпа зрителей, певец, играющий на музыкальном инструменте.

Сцены реальных дел греков, воспроизведенные на щите, изображение основных форм бытия упорядочены у Гомера по принципу противоположности. Они не взаимоисключают друг друга, а при своей внутренней полярности взаимно обусловлены и являют одно целое. Небо, Земля, Солнце, Океан как бы обрамляют жизнь, протекающую внутри ее. Жизнь определяется неизменными великими силами природы. Город и деревня, мир и война, труд и отдых, жизнь и смерть – таков порядок вселенной. И человек един с нею.

Порядок вселенной наиболее масштабно виден в устройстве Космоса. Гомер делит его на три части: Небо, Землю и Тартар.

Олимпийские боги живут на высокой, доходящей до неба горе Олимп. Поэтому небо также та сфера, в которой живут боги. Тартар – область тьмы, местопребывание низвергнутых Зевсом титанов. Светлые олимпийские боги противоположны мрачным силам Тартара, но они один мир – богов, сверхъестественных сил. Земля мыслится Гомером наподобие диска или круга, плавающего в воде. Земля сверху покрыта небесным сводом, сделанным из меди. Свод представляет собою полушарие. Второе полушарие проходит под землей. Это и есть Тартар. До Неба и до Тартара от Земли расстояние одинаково.

Противоположности светлого и темного начал одинаково влияют на Землю благодаря их равноудаленности от нее. Из этого следует, что земное бытие относительно: оно включает в себя элементы и небесного, и подземного. Поэтому в жизни людей и чередуются радости и печали, жизнь и смерть, война и мир и т.д. Человек смертен. Бессмертны и беспечальны лишь боги. Умершие души направляются в Аид, находящийся внутри Земли, на крайнем западе, около реки Океан, где Солнце никогда на восходит и не заходит. Солнце совершает свой путь по окружности: по верхнему своду (Небу) и нижнему (Тартару).

Мир представляется Гомеру как огромная сфера, имеющая границы. Но что находится за пределами мирового шара – на этот вопрос Гомер не дает ответа. Однако то, что мир имеет пределы, это он знает точно. Вытекает это знание из отождествления Неба и Тартара с высшими богами – Зевсом и Титанами. И тот, и другие мыслятся как живые существа. Значит, и мир воспринимается Гомером как единое, живое, имеющее границы тело, в лоне которого пребывают такие же живые силы.

Гомер открыл новую картину мира, впервые увидел принцип порядка, гармонии противоборствующих космических сил. А мифу, отличающемуся смутными и расплывчатыми представлениями, принцип порядка и гармонии чужд. Открытая Гомером картина мира дана не в отвлеченных понятиях, а в художественно обработанных мифологических образах богов, в эпических изображениях жизни людей, пейзажей и т.д. Она была в дальнейшем всесторонне развита в греческой философии.

Заключение. Миф есть особый тип мироощущения, специфическое чувственное представление о явлениях действительности, возникшее в древнейшее времена. В мифологии отразились представления людей о мире и жизни. Познание присутствует в мифе, но не представляет его сущности. Сущность мифа состоит не в объяснении, а в выражении субъективных впечатлений и переживаний. Отождествляя воображаемое с реальным, субъективное с объективным, миф преодолевает действительность в образах фантазии. Чувство единства с силами природы и овладение ими в воображении сплачивало первобытный коллектив.

С возникновением эпоса мифологическое отождествление превратилось в художественное сравнение. В художественных образах эпос познает окружающий мир и самого человека. Из него возникли первые натурфилософские идеи.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)