АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Свобода и необходимость

Читайте также:
  1. Абсурдная свобода
  2. Виды и структура волевого действия. Волевые качества человека и их развитие. Свобода воли. Нарушения воли. Методы изучения воли.
  3. Возможность, необходимость и проблематика антикризисного управления
  4. Воля, свобода, благодать
  5. Вопрос 1. Необходимость и сущность управления финансами
  6. Глава 1. Объективная необходимость и основные направления реформирования социально-экономической статистики
  7. Глава 13. Современный этап развития инженерной деятельности и проектированияи необходимость социальной оценки техники
  8. Глава 6. НЕОБХОДИМОСТЬ И ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ЗАЕМЩИКА
  9. Делегирование полномочий: понятие, необходимость и последствия. Процесс делегирования полномочий.
  10. Демократия, экономическая свобода и экономический порядок
  11. Детерминизм и свобода человека
  12. Детерминизм как фундаментальный онтологический и методологический принцип. Причина и следствие, случайность и необходимость.

Свобода и необходимость - философские категории, выражающие взаимоотношение между деятельностью людей и объективными законами природы и об-ва. Идеалисты в своем большинстве рассматривают С. и н.. как взаимоисключающие понятия понимают С. как самоопределение духа, как С. воли, как возможность поступать согласно волеизъявлению, к-рое не детерминировано внешними условиями. Они полагают, что идеи детерминизма, устанавливающая необходимость человеческих поступков, полностью снимает ответственность человека и делает невозможным нравственную оценку его действий. Только ничем не ограниченная и безусловная С. выступает, с их т. зр., единственной основой человеческой ответственности, а следовательно, и этики. Крайний субъективизм в объяснения С. допускают, напр., приверженцы экзистенциализма (Сартр, Ясперс др.). Диаметрально противоположного и тоже неверного взгляда придерживаются сторонники механистического детерминизма. Они отрицают С. воли, мотивируя это тем, что действия и поступки человека во всех случаях определены внешними, не зависящими от него обстоятельствами. Эта метафизическая концепция означает абсолютизацию объективной Н. и приводит к фатализму. Научное объяснение С. и н. основано на признании их органической взаимосвязи. Первая попытка обоснования этой т. зр. принадлежит Спинозе, к-рый определял С. как осознанную Н. Развернутая концепция диалектического единства С. и н. с идеалистических позиций была дана Гегелем. Научное, диалектико-материалистическое решение проблемы С. и н. исходит из признания объективной Н. как первичного, а воли и сознания человека как вторичного, производного. Н. существует в приводе и об-ве в форме объективных законов непознанные законы проявляются как «слепая» Н. В начале своей истории человек, будучи не в состоянии проникнуть в тайны природы, оставался рабом непознанной Н., был несвободен. Чем глубже человек постигал объективные законы, тем более осоэнанной и свободной становилась его деятельность. Помимо природы ограничение человеческой С. обусловлено еще зависимостью людей от господствующих над ними в определенных исторических условиях общественных сил. В об-ве, разделенном на антагонистические классы, социальные отношения враждебно проти-, постоят людям и господствуют над ними. Социалистическая революция уничтожает антагонизм классов и освобождает людей от социального гнета С обобществлением средств производства анархия производства сменяется плановой, сознательной его организацией. В ходе строительства социализма и коммунизма условия жизни людей, господствовавшие до сих пор над ними в виде чуждых, стихийных' сил, поступают под контроль человека. Происходит скачок из царства необходимости в царство свободы (Энгельс). Все это дает людям возможность сознательно использовать объективные законы в своей практической деятельности, целесообразно и планомерно направлять развитие об-ва, создавать все необходимые материальные и духовные предпосылки для всесторонне; го развития об-ва и каждой отдельной личности, т. е. для осуществления подлинной С. как идеала коммунистического об-ва.

Человечество, стоящее на пороге нового тысячелетия, более обостренно испытывает необходимость в новых концептуальных подходах к осмыслению сущности человеческого бытия. Время, в которое мы живем, можно назвать периодом мировоззренческого самоопределения, поиска долговременных, устойчивых ценностей человека. Сегодня философия переживает своеобразный «антропологический ренессанс» (П.С. Гуревич).

Проблема человека - одна из приоритетных тем философии. Античная философия обозначила ее знаменитым сократовским призывом к самопознанию и повороту философии от натурфилософской проблематики к антропологической. Таким образом, философская рефлексия приобрела антропологическую направленность уже на начальных этапах своего развития. В своей зрелой форме - в устах Канта - человек приобретает значение одной из самых трудных и недостижимых целей познания - «вещи в себе». В кантовском понимании в учении о человеке над физиологическим аспектом должен преобладать прагматический, т.е. анализ в ракурсе процессов самоосуществления человека. В ряду внутренних детерминант человеческой жизнедеятельности важное место занимает стремление человека к самоутверждению.

С развитием немецкой классической философии становится явной внутренняя дифференциация проблемы человека, в частности, в ней вычленяется самостоятельный аспект - человеческое самоутверждение. Проблема самоутверждения личности возникает как логическое следствие развития проблем самопознания, самоосуществления, самореализации. С этого момента появляется возможность теоретического оформления понятия «самоутверждения личности». Предыдущие этапы истории мысли подготовили необходимую феноменологическую базу для этой возможности. Однако сам феномен самоутверждения в силу своих незрелых форм еще не мог стать объектом философской рефлексии, да и сама рационалистическая традиция достигла своих высот лишь в рамках немецкой классической философии.

Современная социальная востребованность разработки данной проблемы связана с объективными тенденциями как исторического, так и природного развития, затрагивающими коренные основы бытия человека. Ситуация такова, что есть смысл говорить о планетарном, мировом масштабе действия «антропогенного» фактора. В XX веке, как отметил B.C. Библер, появляется ужас, а вовсе не соблазн от растущих сил самодетерминации.

В современной социальной практике, демонстрирующей широкий спектр форм и типов самоутверждения, поиск смысла данного феномена становится возможным благодаря тому, что все его исторические типы представлены во взаимосвязи и интенсивной динамике. Данное обстоятельство уже само по себе служит созданию определенной мыслительной ситуации.

В России в настоящее время обозначились новые, подчас нетрадиционные, возможности для самоутверждения. Однако нестабильность общества вызывает у людей настроение потерянности и тягу к безусловным началам человеческого бытия. В связи с этим особо остро встает проблема сохранения самотождественности и целостности личности. Стержень стабильности и гарант опоры ищется человеком прежде всего в самом себе как неотъемлемом составляющем социума. Общество с его потребностью в ярких, предприимчивых, инициативных людях приходит к осознанию значимости самобытности человека и его самоутверждения. Это ставит проблему самоутверждения личности в центр философской гуманистической проблематики. Недооценка творческого начала личности, изучение ее лишь со стороны организующих, формирующих факторов обусловила недостаточную разработку проблемы самоутверждения личности.

Новые реалии человеческого бытия поднимают данную проблему на всеобщий уровень: родовой, бытийный, сущностный. Выявить мировоззренческий характер проблемы самоутверждения личности можно, на наш взгляд, с позиции предельных оснований и обобщений. Поэтому ответ на вечный вопрос «Как человеку утвердить себя?» разворачивается в нашей работе на основе исследования человеческой сущности. Самоутверждение личности проявляется в различных формах, смысл которых един - осуществление родовой сущно-

сти человека. Именно с этих позиций и вскрывается мировоззренческая природа проблемы самоутверждения, ее «вечность» и укорененность в природе человеческого бытия. Разработка положительного смысла самоутверждения личности как осуществления родовой сущности человека послужит, по нашему убеждению, развитию концепции человека и позволит выявить смысложизнен-ное содержание проблемы в целом.

По сути, логическое обоснование мировоззренческого характера проблемы является одновременным доказательством ее «вечной», постоянной актуальности. Интерес к этой проблеме вызван ее социально-философской значимостью, необходимостью разрешения ряда антропологических, социально-философских и онтологических проблем. Философское постижение сути самоутверждения вызвано жизненной эмпирией и должно возвратиться к ней в форме мировоззренческих ориентиров личности. В целом работа выполнена в русле социально-философской онтологии (эта характеристика имеет определенную традицию; так, Д. Лукач писал об онтологии общественного бытия и обращался в связи с этим к родовой сущности человека).

Итак, реалии современного общества отражают высокую потребность в философской рефлексии всех возможных способов человеческого самоутверждения и поиска в них «человечности».

СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ. В философии проблема самоутверждения личности соприкасается со многими другими философскими проблемами. В то же время она практически только начинает выделяться в качестве особого объекта исследования, избавляясь от «масок» других проблем. Проблема стала впервые оформляться как отдельная, на наш взгляд, в немецкой классической философии и в классическом марксизме в контексте решения других философских проблем.

В рамках научно-теоретического знания проблема самоутверждения личности долгое время считалась сугубо психологической проблемой. Можно отметить работы таких западных и отечественных психологов, как А. Адлер, А.Маслоу, К. Левин, Г. Олпорт, К.А. Абульханова-Славская, В.А. Петровский и др. На основе данных психологии, в том числе ее экспериментальной части, в философии обозначились в некоторой степени новые подходы к проблеме.

Предметом специального исследования проблема самоутверждения личности становится лишь в начале XX века. В этой связи следует выделить концепцию протестантского теолога Пауля Тиллиха и психолого-философскую концепцию Альфреда Адлера, для которых данная проблема стала центральной в их учении.

С конца 60-х гг. начинается разработка проблемы самоутверждения личности в отечественной философии. Проблема самоутверждения личности рассматривалась в работах В.Д. Евстратова, И.И. Кузьминкова, С.Л. Березина, Л.Н. Когана, А.В. Грибакина, Ю.В. Гана, Н.Ф. Цыбры и др. В целом наблюдается различное понимание феномена самоутверждения, но подход в принципе был единым. Предпочтение отдавалось разработке деятельностного аспекта процесса самоутверждения. Самоутверждение личности рассматривалось как опредмечивание сущностных сил человека в общественно-полезной деятельности. Этим аспектом нередко и ограничивались в понимании самоутверждения личности.

В целом как в западной, так и в отечественной литературе можно выявить два подхода к самоутверждению личности. Во-первых, широко распространено понимание самоутверждения личности как утверждение себя за счет другой личности, как власть над ней (это представление находит широкое признание в современной публицистической и художественной литературе и является по сути подобием ницшеанской «воли к власти»). В данном случае наблюдается превалирование негативного аспекта в понимании самоутверждения личности. Во-вторых, в отечественной философской традиции советского периода самоутверждение личности понимается прежде всего как опредмечивание сущностных сил в общественно-полезной деятельности. Наша позиция исходит из учета двух этих основных представлений, однако, мы полагаем, что ни одна из них не отражает целостную и многогранную природу самоутверждения личности.

Несмотря на резко возросший в последнее время интерес к теоретическому исследованию проблемы самоутверждения личности, ощущается острый недостаток работ, специально посвященных этому вопросу. Можно отметить постановочный характер исследований, отсутствие целостного охвата феномена.

Сопряженность проблемы самоутверждения личности с комплексом других философских проблем, ее мировоззренческий характер обусловили обращение автора к широкому кругу литературы: философской, исторической, психологической, культурологической, художественной и др.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)