АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

TIME PERCEPTION INDIVIDUAL AND AGE CHARACTERISTICS (BY THE EXAMPLE OF CHILDREN'S, ADOLESCENT AND JUVENILE SAMPLES)

V. P. Lisenkova*, N. G. Shpagonova**

* PhD, St. Petersburg

** PhD, senior lecturer, senior research assistant, IP RAS, Moscow

The results of the experimental research of individual and age time perception characteristics in children's, adolescent and juvenile groups are presented. Such procedure as estimation, measuring and reproduction of time intervals were used. It's shown that different subjects perceive equal time intervals with different degree of accuracy, tending to underestimate or to overestimate, to undermeasure or to overmesure the same time intervals. Sex differences in adolescent's time perception adequacy are revealed.

Key words: time perception, orientation in time, duration, succession, simultaneity, estimation, measuring, reproduction.

стр. 57

 

 

 

 

Этническая психология. СМЫСЛООБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ ЭМИГРАЦИОННЫХ НАМЕРЕНИЙ СТУДЕНТОВ Автор: С. В. ФРОЛОВА © 2006 г. С. В. Фролова Кандидат философских наук, доцент кафедры психологии Саратовского госуниверситета, Саратов Рассмотрены такие смыслообразующие факторы эмиграционных намерений, как мотивы, ценности, система отношений личности к социокультурным и климато-географическим признакам этничности; значимые переживания, связанные с восприятием сказочно-мифологических образов культуры своего народа; устойчивые индивидуальные способы смысловой регуляции в трудных жизненных ситуациях. Приведены результаты эмпирического исследования смыслообразующих факторов эмиграционных намерений студентов в современной культурно-исторической ситуации. Ключевые слова: эмиграционные намерения, смыслообразующие факторы, мотивы, ценности, отношения личности к этническим признакам, совладающее поведение. Современная культурно-историческая ситуация, характеризующаяся состоянием системного кризиса [13, 17, 30], ставит человека перед необходимостью адаптации в сложнейших условиях социальной нестабильности, снижения уровня жизни, разрушения прежних отношений и чувства собственной целостности и идентичности [38]. Кризис в той или иной степени затрагивает все возрастные и социальные группы, среди которых оказывается и студенчество. Порой одним из способов совладания с трудностями, вызванными последствиями системного кризиса, становится построение жизненной стратегии через эмиграцию в другую страну. По статистическим данным, с 1989 по 2002 год из России выехало примерно 5.4 млн. человек, причем возрастная структура эмигрантов "сдвинута" в сторону более молодых возрастов [14]. В настоящее время можно говорить о новой волне эмиграции российских граждан, обусловленной в связи с исчезновением искусственных ограничений не политическими, как прежде, а экономическими и социально-психологическими факторами. Целью данного исследования явилось изучение смыслообразующих факторов эмиграционных намерений студентов в современной культурно-исторической ситуации. Намерение формируется тогда, когда цель деятельности отдалена и ее достижение отсрочено [8]. В нем подчеркивается интеллектуальная сторона возникающего побуждения, приводящая к принятию решения, а также устремление человека в будущее, его замысел [16, с. 59]. Намерению соответствуют потенциальные мотивы [18, 21], которые могут со временем либо актуализироваться, либо разрушиться. Эмиграционное намерение, в нашем понимании, является сознательным построением жизненной стратегии через эмиграцию. Намерение еще не раскрывает первоначальную причину или источник образования смысла действия или поступка. Интерес к смысловой сфере личности неуклонно растет в отечественной психологии [1, 7, 10, 22 и др.]. Под смыслообразованием традиционно, с точки зрения мотивационно-деятельностной концепции смыслов, понимается придание содержаниям отдельных целей и действий личностного смысла, т.е. значения для самого субъекта [21, с. 449]. В широком понимании Д. А. Леонтьева смыслообразование является глобальным процессом подключения новых объектов, явлений к существующей системе смысловых связей, процессом распространения смысла от ведущих смысловых структур к производным в конкретной ситуации. Источником ситуативных смыслов развертывающейся деятельности могут выступать не только мотивы, но и другие смысловые структуры - смысловые диспозиции и смысловые конструкты [22]. Смыслообразующими факторами эмиграционных намерений, на наш взгляд, могут являться не только потенциальные мотивы предполагаемой эмиграции, но и система отношений и ценностей личности. Личностные ценности рассматриваются в психологии как преломления через призму индивидуальной жизни ценностей социальных. Б. Г. Ананьев выделял ценностные образования как первичные свойства личности, создающие жизненную направленность и основные тенденции развития [5]. В социальной психологии изучаются ценностные ориентации, чаще всего определяемые как фиксированные установки личности, характеризующиеся избирательным отношением к предметам стр. 58 и явлениям [15, 35]. Существует определение ценностей как системы личностных смыслов, задающей дифференциацию объектов индивидом по их значимости [7, 21]. Определяющим в большинстве пониманий ценностей является соотнесение их со значимостью предметов и явлений реальной действительности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям личности, а также их иерархические взаимосвязи, направляющие поведение и деятельность человека. Эмиграционное намерение в современных условиях, не носящее вынужденного характера, понимается как принятие решения в ситуации выбора, которое может определяться особенностями строения личностной системы ценностей. Личностный выбор тесно связан и с системой отношений личности, называемой в теории В. Н. Мясищева индивидуально-целостной системой ее субъективно-оценочных, сознательно-избирательных отношений к действительности [24]. Личностные отношения не сводятся только к когнитивной оценке положительной значимости, доминирующей в ценностях. Они интегрируют когнитивные, эмоциональные и поведенческие стороны разнообразных по содержанию и качеству связей личности с объектами и явлениями. Личностное отношение к эмиграции так или иначе будет вступать во взаимосвязь с системой отношений личности к этничности. Именно отношения к особенностям жизни народа, к языку, культуре, согласно Г. Г. Шпету, являются истинно психологическими образованиями, центральными для изучения в этнической психологии [33, с. 341, 363]. А. В. Сухаревым разрабатывается подход, согласно которому система отношений личности к этничности (или ее признакам) выполняет интегрирующую или дифференцирующую функцию с тем или иным этносом или этнической системой, отражаясь на адаптационных усилиях человека [27, с. 6 - 7]. Этничность, по мнению многих исследователей, может характеризоваться не только социокультурными, но и опосредствованными влиянием культуры климато-географическими и антропобиологическими признаками [9, 12, 36, 37 и др.]. Социокультурные параметры включают язык, укладность, традиции, верования, социальные установки, нормы, ценности; антропобиологические - связаны с морфофункциональными особенностями; климато-географические - с территориально-географическими и климатическими условиями жизни народа. В качестве особой деятельности смыслопорождения Ф. Е. Василюк предлагает рассматривать значимое переживание [10]. Развитие личности, согласно Л. С. Выготскому, может быть представлено как история переживаний, ядром которых выступает эмоционально испытываемое постижение смыслов и ценностей культуры [11, с. 383]. Традиции, предания, сказки, мифы, являясь воплощением "духовной коллективности" народа, вызывают у его представителей похожие переживания [33, с. 361]. Дефицит позитивно окрашенного эмоционального восприятия сказок своего народа, как и недостаточность приобщения к его культурным ценностям, может сказываться на проблемах идентичности в юношеском возрасте [31, с. 71]. Поэтому особый интерес представляет изучение эмоционально-когнитивного следа, оставленного детскими переживаниями сказочно-мифологических образов культурного опыта своего народа, и его взаимосвязь с построением жизненной стратегии через эмиграцию. Проблемы волшебной сказки и ее значения в психическом развитии человека являются предметом специального научного анализа [2, 3, 20, 26]. Е. Е. Сапогова рассматривает содержание народной сказки как архаическую социокультурную программу с необходимым минимумом информации о взаимодействии субъекта и мира, влияющую в дальнейшем на восприятие человеком жизненных реалий и самого себя [26]. Упорядоченные детские впечатления создают "канву" индивидуального опыта взрослого человека, задавая основу смысложизненных установок. Не исключена роль значимых детских переживаний, связанных с восприятием сказочных сюжетов, в образовании так называемых неосознаваемых смысловых установок взрослой личности [7]. Образование эмиграционного намерения в условиях современного системного кризиса может быть связано с устойчивыми индивидуальными способами совладания с трудными жизненными ситуациями. "Совладающее поведение", или "копинг", относится к осознаваемым формам смысловой регуляции личности и понимается многими авторами как индивидуальный способ преодоления личностью трудной, кризисной, стрессовой ситуации в соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями [6, 25, 39]. Психологическое предназначение совладающего поведения состоит в том, чтобы как можно лучше адаптировать человека к требованиям ситуации. Таким образом, смыслообразующими факторами эмиграционных намерений могут выступать мотивы предполагаемой эмиграции; система ценностей личности; отношение к этничности; этническая согласованность содержания когнитивно-эмоционального следа воспринятых в детстве сказок; устойчивые индивидуальные способы совладания с трудными жизненными ситуациями. Мы предположили, что в современной социальной ситуации основными внешне мотивирующими факторами становления намерения безвозвратной эмиграции являются экономические стр. 59 факторы, внутренне мотивирующими - отношения к социокультурным и климато-географическим признакам этничности; смыслообразование эмиграционных намерений связано с более индивидуалистически ориентированной системой ценностей личности и дефицитом когнитивно-эмоционального следа восприятия в детском возрасте сказок своего народа; существует взаимосвязь между эмиграционным намерением и устойчивыми низкоадаптивными способами совладания с трудными жизненными ситуациями. МЕТОДИКА Испытуемые. В исследовании, которое проводилось в течение 2004 - 2005 гг., приняли участие 152 студента (21 юноша и 131 девушка) в возрасте от 19 до 21 года, обучающиеся по специальностям "психология", "история", "математика", "сервис и туризм". Процедура исследования. Применялся следующий инструментарий: анкетный опрос, направленный на выявление мотивообразующих факторов эмиграционных намерений; модифицированный метод структурированного психологического этнофункционального интервью А. В. Сухарева; копинг-тест WCQ (Опросник о способах копинга) Р. Лазаруса и С. Фолькман; методика Е. Б. Фанталовой "Ценность-доступность". 1. Для исследования субъективно осознаваемых и переживаемых мотивообразующих причин образования эмиграционных намерений студентов использовался специализированный анкетный опрос. Опираясь на опыт А. Г. Аллахвердян и В. А. Аллахвердян, исследовавших эмиграционные намерения ученых и студентов-психологов в 1990 - 1995 гг. [4], мы составили анкету, вопросы которой содержательно отражали следующие факторы мотивообразующих причин эмиграционных намерений: экономический, познавательный, социальный, культурный, трудовой, образовательный, политический, климатический, семейный. Для определения степени интенсивности влияния того или иного фактора на становление эмиграционного намерения в формулировку вопросов включалась 10-балльная шкала оценок (чем больше субъективная значимость рассматриваемого фактора, тем выше значение). 2. Этнофункциональные особенности психического развития определялись при помощи модификации метода структурированного психологического этнофункционального интервью А. В. Сухарева [27, с. 56 - 64]: выявлялся когнитивно-эмоциональный след в психике испытуемого от восприятия образов и элементов культуры своего народа. Задавались вопросы о том, каковы были по своему характеру и содержанию первые воспринятые в детстве сказки, любимые персонажи, герои. По своим задачам и основным характеристикам данный метод является одной из форм психологического анамнеза, позволяющего обратиться к истории индивидуальных переживаний, на особую роль которого в понимании личности указывал В. Н. Мясищев. Неполнота фактического материала, собранного при помощи данного метода, становится "средством необходимой реализации принципа избирательности" [24, с. 283 - 312]. Личностью запечатлевается и воспроизводится наиболее отчетливо то, что явилось наиболее существенным в прошлом. 3. Копинг-тест WCQ (Опросник о способах копинга) Р. Лазаруса и С. Фолькман (адаптация коллективом исследователей под руководством Л. И. Вассермана, СПбПНИ им. В. М. Бехтерева). Данный опросник опирается на концепцию копинг-поведения Р. Лазаруса [39] и содержит 8 субшкал: 1 - конфронтационный копинг; 2 - дистанцирование; 3 - самоконтроль; 4 - поиск социальной поддержки; 5 - принятие ответственности; 6 - бегство-избегание; 7 - планирование решения проблемы; 8 - положительная переоценка. 4. Исследование системы ценностей студентов осуществлялось при помощи методики Е. Б. Фанталовой "Ценность-доступность" [29], использующей понятия, означающие в основном "терминальные ценности", выделенные М. Рокичем, и технику их попарного сравнения. Ранжировать ценности и строить их иерархию испытуемому не требуется. Это делает экспериментатор в ходе обработки данных по косвенным характеристикам - числу предпочтений каждой ценности. Задача исследования для испытуемого, таким образом, превращается из личностной в интеллектуальную, что позволяет снизить сознательный контроль за вариантами ответов и открыть доступ влиянию со стороны эмоциональных и неосознаваемых компонентов поведения. Обработка данных. Для осуществления математико-статистического анализа полученных данных применялись следующие методы: U -критерий Манна-Уитни; φ*-критерий углового преобразования Фишера; χ2 -критерий Пирсона; t -критерий Стьюдента. РЕЗУЛЬТАТЫ 1. Выраженность эмиграционных намерений в студенческой среде. Все исследуемые были распределены по трем группам: 1-я группа - студенты, которые хотят постоянно жить и работать за рубежом; 2-я группа - студенты, которые хотят постоянно жить и работать в России; 3-я группа - студенты, которые хотят постоянно жить в России с возможностью учиться или работать за рубежом. Наиболее многочисленной группой оказалась группа с эмиграционными намерениями стр. 60 постоянного проживания за рубежом. Наименьшую по численности группу составили студенты с отрицательным отношением к эмиграции (см. табл. 1). Для многих студентов, желающих уехать за рубеж, эмиграционные намерения носят оттенок мечты, поскольку лишь немногие из них предпринимают конкретные шаги для реализации своих намерений. Так, только 52% потенциальных эмигрантов владеют иностранным языком выбранной страны, остальные же 48% не владеют им в достаточной мере и не пытаются его изучать. В качестве потенциальных стран-реципиентов для постоянного жительства указаны 20 стран. Шестерку лидеров представляют следующие: Франция (23%), США (16%), Германия (16%), Испания (16%), Англия (12%), Италия (12%). Большинство принявших в исследовании студентов составляли девушки. Для того, чтобы проверить, не имеет ли образование эмиграционного намерения тендерной специфики, дополнительно анализировалась представленность юношей и девушек во всех трех выделенных группах. При помощи математической обработки удалось установить, что не существует достоверных тендерных различий в отношении к эмиграции. 2. Субъективно оцениваемые причины эмиграции. Данные анкетного опроса с использованием 10-балльной шкалы оценок позволили составить профили мотивообразующих причин эмиграционных намерений в группах "временной" и "постоянной" эмиграции (см. рисунок), которые обнаружили похожую динамику и тенденцию к более высокой оценке значимости большинства факторов в группе с постоянными эмиграционными намерениями. Вместе с тем математический анализ (с помощью U -критерия Манна-Уитни и t -критерия Стьюдента) различий в оценках причин эмиграционных намерений показал, что для студентов, планирующих безвозвратную эмиграцию, наиболее мотивирующими оказываются факторы экономического характера ("выше жизненный уровень", "удовлетворение социально-бытовых потребностей") (p < 0.05). Для студентов с намерением временной эмиграции на первых местах значатся познавательные факторы ("выучить язык", "посмотреть мир", "приобрести новый жизненный опыт", "узнать культуру другой страны"). В планировании безвозвратной эмиграции более мотивирующими оказались социокультурные факторы ("больше устраивает нравственно-психологическая атмосфера в обществе" и "политическая стабильность" другой страны) (p < 0.05); семейный фактор ("создание своей семьи за границей") (p < 0.05). Наиболее значимо различающимся в группах является отношение к климато-географическому фактору: в группе с постоянными эмиграционными намерениями более предпочтительными оказываются климат и природные условия страны желаемой эмиграции (p < 0.01). 3. Характер избирательно отмечаемых воспринятых в детстве сказок у студентов с различным отношением к эмиграции. При помощи модифицированного этнофункционального психодиагностического интервью и математической обработки (с применением φ*-критерия Фишера и χ2 -критерия Пирсона) удалось установить, что существуют достоверные различия группы с эмиграционными намерениями постоянного жительства за рубежом и группы без эмиграционных намерений по характеру и содержанию избирательно Таблица 1. Соотношение групп студентов с различным отношением к эмиграции
Выделенные группы 100%
1. Хотят постоянно жить и работать за рубежом 52%
2. Хотят постоянно жить и работать в России 22.3%
3. Хотят постоянно жить в России с возможностью учиться/работать за рубежом 25.7%

Рисунок. Профили мотивообразующих причин эмиграции.

По оси ординат отмечены средние значения по группе, по оси абсцисс - номер оцениваемой причины: 1 - выучить язык, 2 - получить возможность узнать культуру и особенности другой страны, 3 - попробовать жить самостоятельно, 4 - посмотреть мир, 5 - приобрести новый жизненный опыт, 6 - выше жизненный уровень, 7 - заработать денег, 8 - перспектива лучшего трудоустройства, 9 - социальная защищенность, 10 - удовлетворение социально-бытовых потребностей, 11 - больше устраивает климат, природная среда, 12 - интереснее проводить досуг, 13 - живут родственники, 14 - живут друзья, 15 - создать семью, 16 - лучше система образования, 17 - получить возможность ознакомиться с новой системой образования, 18 - политическая стабильность, 19 - нравственно-психологическая атмосфера в обществе.

стр. 61

Таблица 2. Характер воспринятых сказок в раннем детстве

Выделенные группы испытуемых Первые воспринятые сказки
русские народные других народов авторские
1. Хотят постоянно жить и работать за рубежом 51%**2, *3 22% 62% *2
2. Хотят постоянно жить и работать в России 89%**1, *3 29.6% 44.4% *1
3. Хотят постоянно жить в России с возможностью учиться/работать за рубежом 74.2%*1, *2 22.6% 61.3%

Примечание. * Показатели, достоверно значимо различающиеся, уровень статистической значимости p ≤ 0.05; ** показатели, различающиеся с уровнем достоверности p ≤ 0.01; 1, 2, 3 - номера выделенных групп, в которых получены достоверные различия: 1 - студенты, которые хотят постоянно жить и работать за рубежом; 2 - студенты, которые хотят постоянно жить и работать в России; 3 - студенты, которые хотят постоянно жить в России с возможностью учиться или работать за рубежом.

Таблица 3. Значимость ценностей для студентов с различным отношением к эмиграции

Ценности Без эмиграционных намерений Постоянные эмиграционные намерения Временные эмиграционные намерения
среднее значение по группе значение ранга среднее значение по группе значение ранга среднее значение по группе значение ранга
1. Активная деятельная жизнь 4.1   3.2      
2. Здоровье 4.8   5.7   6.2  
3. Интересная работа 5.6   5.7   4.4 8.5
4. Красота природы и искусства     3.5 10.5 3.6 10.5
5. Любовь 8.3   7.5      
6. Материально обеспеченная жизнь 4.4   5.7   3.2  
7. Наличие хороших и верных друзей 8*   5.3*   7.2  
8. Уверенность в себе 3.4   4.8   5.6  
9. Познание 5.8   3.5 10.5 3.6 10.5
10. Свобода как независимость в поступках и действиях 8.6   6.7   6.4  
11. Счастливая семейная жизнь 6.8   7.8      
12. Творчество 1.4*   4.5*   4.4 8.5

Примечание. * Показатели, достоверно значимо различающиеся, уровень статистической значимости p ≤ 0.05. Приводимые значения рангов получены после дополнительной обработки данных по косвенным признакам - числу предпочтений каждой ценности в их попарном сравнении испытуемыми.

отмечаемых в качестве первых воспринятых в детстве сказок.

Значимые различия получены по выбору русских народных сказок (см. табл. 2). В группе студентов, у которых отсутствуют эмиграционные намерения, в качестве первых воспринятых в детстве сказок достоверно чаще, чем в группах с эмиграционными намерениями, выбираются русские народные сказки (p = 0.00). Реже всего русские народные сказки выбираются в группе студентов, которые хотят постоянно жить за рубежом (p ≤ 0.01). В группе с "временными" эмиграционными намерениями русские народные сказки выбираются также реже по сравнению с группой отрицательного отношения к эмиграции, хотя уже с меньшим уровнем статистической значимости (p ≤ 0.05). Студенты с намерениями постоянной эмиграции в качестве первых воспринятых в детстве сказок наиболее часто отмечают авторские сказки, что достоверно отличает их от студентов с отсутствием эмиграционных намерений (p ≤ 0.05).

Различия обнаружены и в характере выбираемого эмоционально притягательного сказочного персонажа. Представители группы с постоянными эмиграционными намерениями значительно чаще, чем представители группы без эмиграционных намерений, идентифицировали себя в дошкольном возрасте с героями зарубежных авторских сказок (p ≤ 0.03).

4. Ценностная сфера и эмиграционные намерения студентов. Общая картина иерархии ценностей студентов с различным отношением к эмиграции представлена в табл. 3.

стр. 62

Таблица 4. Выбор стратегий совладания с трудностями у студентов с различным отношением к эмиграции

Стратегии совладания Средние значения по группе
без эмиграционных намерений постоянные эмиграционные намерения временные эмиграционные намерения
1. Конфронтация 53.1* 60.3* 59.4
2. Дистанцирование 53.6 48.5  
3. Самоконтроль 59.4 63.1 61.7
4. Поиск социальной поддержки 61.3 61.5 66.2
5. Принятие ответственности 59.5 61.2 63.3
6. Бегство-избегание 48.8* 54.5*  
7. Планирование решения проблемы 67.7 67.6 71.6
8. Положительная переоценка 61.4 57.1 60.2

Примечание. * Показатели, достоверно значимо различающиеся.

Анализ ценностной сферы выявил наибольший "вес" ценности "наличие хороших и верных друзей" в группе с отсутствием эмиграционных намерений по сравнению с группой желающих жить постоянно за рубежом (p < 0.05). У студентов с намерениями постоянной эмиграции наряду с уменьшением значимости ценности "наличие хороших друзей" наблюдается возрастание значимости ценности "творчество" по сравнению с группой желающих постоянно жить в России (p < 0.05).

Ценность материально обеспеченной жизни, осознаваемая значительной частью представителей группы с постоянными эмиграционными намерениями как одна из главных мотивообразующих причин эмиграции (см. данные анкетного опроса выше), в действительности оказывается менее значимой по сравнению с ценностями "любви" и "счастливой семейной жизни", получившими одинаковый "вес" во всех трех выделенных группах студентов. Ценность "материально обеспеченная жизнь" занимает 6-е место в группе с "постоянными эмиграционными намерениями", в группе "без эмиграционных намерений" лишь 8-е место, а в группе с "временными эмиграционными намерениями" - последнее место.

5. Смысловая регуляция личности в совладании с трудными жизненными ситуациями при формировании эмиграционных намерений. Математический анализ достоверности различий (U -критерий Манна-Уитни и t -критерий Стьюдента) в выборе стратегий совладания между группами "с намерениями постоянной эмиграции" и "без эмиграционных намерений" показал следующее.

У студентов с "постоянными" эмиграционными намерениями значимо чаще встречается стратегия конфронтационного совладания (см. табл. 4), включающего агрессивные усилия по изменению ситуации и предполагающего определенную степень враждебности и готовности к риску (p < 0.01 - по U -критерию Манна-Уитни; p < 0.05 - по t -критерию Стьюдента), и стратегия бегства-избегания, при которой когнитивные и поведенческие усилия направлены на избегание проблемы (p < 0.05). Две данные стратегии совладания с трудностями являются низкоадаптивными. Такие результаты дают возможность предполагать, что для части студентов с эмиграционными намерениями возможность уехать жить в другую страну представляется способом "не решать" возникающие трудные жизненные ситуации в существующей реальности.

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

1. Эмиграционные намерения значительно часто присутствуют в жизненных стратегиях студентов, что приближается, по всей видимости, к некой типичной ситуации, с которой сталкивается общество.

Только четверть студентов, принявших участие в исследовании, имеют желание постоянно жить и работать в своей стране. Большинство же в той или иной мере хотели бы решать свою судьбу за ее пределами. При этом лишь немногие считают, что эмигранты фактически оставляют страну в трудный для нее момент, чаще относясь к эмиграции как к естественному явлению. Отношение к эмиграции в студенческой среде не имеет тендерной специфики. Юноши и девушки в равной степени подвержены формированию эмиграционных намерений. Во многих случаях эмиграционное намерение лишь модель поведения или просто "мечта", которую реализуют далеко не все. Однако такое настроение сегодня особенно распространено среди студенческой молодежи. Такая тенденция в устремлениях молодого поколения может быть обусловлена социально-экономическими сложностями на пути самореализации, невостребованностью профессиональной подготовки по ряду специальностей российским рынком труда, разочарованиями родительского поколения, переживанием безразличия со сторо-

стр. 63

ны общества к собственной судьбе, пропагандой западного "беспроблемного" образа жизни.

Почти половина потенциальных эмигрантов не владеют языком выбранной страны эмиграции и не предпринимают попыток к его изучению. Для многих желание эмигрировать не подкрепляется реальными возможностями или конкретными шагами для его реализации. Это дает основания предполагать о существовании низкой степени удовлетворенности своим настоящим положением данной группы студенчества, что усиливает риск ее социально-психологической дезадаптации.

2. Основными внешне мотивирующими факторами становления намерения безвозвратной эмиграции оказываются экономические трудности. Внутренне мотивирующими факторами являются отношения к социокультурным и климато-географическим признакам этничности. Предпочтение климата и природных условий другой страны с наиболее высокой степенью достоверности сопутствует принятию решения о постоянной эмиграции.

Студенты, склонные планировать безвозвратную эмиграцию, субъективно оценивают как наиболее значимую причину своих намерений большие экономические возможности выбранной страны для эмиграции. Желание жить в другой стране подкрепляется представлением о возможностях зарабатывать больше денег и наилучшем удовлетворении своих социально-бытовых потребностей. Наряду с такими прагматическими ожиданиями студентов нередко привлекает возможность получения новых впечатлений ("посмотреть мир").

Для студентов, задумывающихся о временной эмиграции в целях продолжения своего образования, первое место занимают познавательные мотивы: "выучить язык", "посмотреть мир", "приобрести новый жизненный опыт", "получить возможность узнать культуру и особенности другой страны".

Обнаружены достоверные различия в отношениях к социокультурным факторам в группах студентов с временными и постоянными эмиграционными намерениями. Если "временным эмигрантам" свойственен лишь интерес к культуре другой страны, то для студентов, планирующих безвозвратную эмиграцию, характерны более позитивная оценка нравственно-психологической атмосферы страны желаемой эмиграции и ожидание более высокой политической стабильности. Намерения безвозвратной эмиграции чаще сопровождаются образами создания своей семьи в другой стране, что неминуемо предполагает принятие иных культурных традиций и ценностей и иных способов социализации последующего поколения семьи. Решению о намерении безвозвратной эмиграции с высокой степенью достоверности чаще сопутствует предпочтительное отношение к климату и природным условиям страны желаемой эмиграции.

Таким образом, смыслообразование эмиграционных намерений в современной социальной ситуации связано с системой отношений к этническим факторам, в частности отношением к социокультурным и климато-географическим этническим признакам. Действие экономического фактора является внешним объективным условием и становится порой только мотивировкой в принятии решения об эмиграции, мотивы которого лежат глубже.

3. Смыслопорождение эмиграционного намерения связано с когнитивно-эмоциональным следом воспринятых в детском возрасте образов сказочно-мифологического аспекта культуры, в частности, с преобладанием в субъективном анамнезе образов авторских сказок и дефицитом сказок своего народа. Народные сказки по своему характеру архетипичны и содержательно согласованы с культурным опытом народа. Эмиграционным намерениям в юности часто предшествовали идентификации в детстве с героями зарубежных авторских сказок, не имеющих преемственности и связи с историей и культурой своего народа и более открытых для этнически рассогласованного содержания.

Включение человека в родную культуру, усвоение присущих ей традиций, мировоззрения и мирочувствования способствует оптимальной степени этнокультурной идентичности. Полученные нами данные согласуются с теоретическими и эмпирическими исследованиями влияния сказок на психическое развитие человека [2, 3, 20, 26, 28] и позволяют заключить, что когнитивно-эмоциональный след от содержания этнофункционально согласованных народных сказок, воспринятых в раннем детстве, связан с отсутствием эмиграционных намерений в юношеском возрасте. В группе студентов, у которых отсутствуют эмиграционные намерения, в качестве первых воспринятых в детстве сказок достоверно чаще выбираются сказки своего народа. В группе студентов, которые хотят постоянно жить за рубежом, реже всего выбираются сказки своего народа, отдается предпочтение авторским сказкам, менее соотнесенным с культурным опытом своего народа и, как показывает Н. В. Чудова, иначе, чем народные, влияющим на картину мира ребенка [32]. Экспериментальные данные В. В. Тимохина показывают взаимосвязь когнитивно-эмоционального следа от содержания авторских и этнофункционально рассогласованных сказок, воспринятых в раннем возрасте, с проявлением проблем психической адаптации в более позднем возрасте [28].

Частота выбора русских народных сказок в группе с временными эмиграционными намере-

стр. 64

ниями занимает промежуточное положение между группой с отсутствием эмиграционных намерений и группой с намерениями безвозвратной эмиграции, причем разница между всеми тремя группами статистически значимая. В связи с этим можно говорить, используя понятие, введенное А. В. Сухаревым, о меньшей степени выраженности этнофункциональной психической рассогласованности [27] людей с временными эмиграционными намерениями по сравнению с теми, у кого образуются намерения постоянной эмиграции.

Различное отношение к эмиграции связано также с характером выбираемого в детстве эмоционально притягательного сказочного персонажа. Представители группы с постоянными эмиграционными намерениями значительно чаще, чем представители группы без эмиграционных намерений, идентифицировали себя в дошкольном возрасте с героями зарубежных авторских сказок. Как показывает Э. Эриксон, на ранних стадиях развития дети идентифицируют себя с теми аспектами окружающей среды, которые производят на них наибольшее впечатление [34, с. 169]. Необратимые идентификации детства могут препятствовать развитию идентичности индивида в юношеском возрасте. В. Ю. Хотинец в результате своих исследований показывает, что успешное развитие идентичности в раннем юношеском возрасте зависит от приобщенности к культурным ценностям своего народа [31, с. 71]. Проблемы идентичности могут проявляться в устойчивом состоянии тревоги, ожидании чего-то неопределенного, в пренебрежительном отношении ко всему своему, отечественному, и иррациональном предпочтении всего чужого, иностранного.

4. Построение эмиграционных стратегий происходит во взаимной связи с ценностной структурой личности, особенностями которой являются снижение ценности наличия хороших и верных друзей и возрастание ценности творческой самореализации.

Анализ ценностной сферы выявляет наибольший "вес" ценности "наличие хороших и верных друзей" в группе с отсутствием эмиграционных намерений по сравнению с группой желающих жить постоянно за рубежом. У студентов с намерениями постоянной эмиграции наряду с уменьшением значимости ценности "наличие хороших друзей" наблюдается возрастание значимости ценности "творчество" по сравнению с группой желающих постоянно жить в России.

Отечественный философ В. А. Кутырев выделяет две альтернативные мировоззренческие установки: деятельностную установку и установку на общение. Общение рассматривается в широком смысле как "чувственная активность" в противоположность "рациональной активности" [19, с. 123]. Мировоззренческая установка на деятельность, творчество наиболее присуща западной цивилизации. Альтернативная деятельностной установке система отношений, построенных на категории общения, характерна для русской культуры. Интересно заметить, что различные независимые исследователи находят аналогичные особенности русского менталитета. Как показывает О. И. Маховская, сценарии образования и воспитания в российской и американской традициях социализации не совпадают именно в том, что в российском варианте преобладает преимущественно ориентация на содружество, отношения эмоциональной близости и сопереживания, в американском же варианте социализации культивируются ценности индивидуализма, конкурентности, независимости [23, с. 108, 112]. Таким образом, можно говорить, что ценностная ориентация студентов, желающих постоянно жить за рубежом, является в большей степени индивидуалистически ориентированной и согласованной с западным менталитетом.

Декларируемая ценность материально обеспеченной жизни в группе с постоянными эмиграционными намерениями, оцениваемая значительной частью представителей этой группы как одна из главных внешних мотивировок принятия решения об эмиграции (данные анкетного опроса), в реальности оказывается не столь значимой ценностью по сравнению с ценностями "любви" и "счастливой семейной жизни". Это свидетельствует о приобретении ценности "материально обеспеченной жизни" статуса инструментария достижения более значимых для студентов ценностей "любви" и "счастливой семейной жизни". Однако такая дифференциация на ценности-цели и ценности-средства далеко не всегда осознается личностью, порой оттесняя истинные ценности из "зоны" актуальных смыслообразующих факторов.

5. Формирование эмиграционного намерения может выступать в качестве формы стратегии "бегство-избегание" в совладании с трудной жизненной ситуацией или способа конфронтации с возникающими проблемами.

В группе лиц с постоянными эмиграционными намерениями значительно чаще, чем в группе с отсутствием эмиграционных намерений, выбирается неадаптивная стратегия бегства-избегания, при которой когнитивные и поведенческие усилия направлены на избегание проблемы. Это дает возможность предполагать, что для части студентов с эмиграционными намерениями возможность уехать жить в другую страну представляется способом "не решать" возникающие трудные жизненные ситуации в существующей реальности. Подкреплением такого отношения к эмиграции как способу избавления от некоторых трудностей может являться довольно интенсивная в последние годы на российских телеэкранах и в

стр. 65

других СМИ "реклама" легкого западноевропейского и американского образа жизни. Вместе с тем мнимость легкости разрешения жизненных трудностей путем бегства от проблемы в реальности вызывает еще большее напряжение адаптационных механизмов, не являясь продуктивной стратегий.

Достоверно установлено, что в группе с "постоянными" эмиграционными намерениями значимо чаще встречается стратегия конфронтационного копинга, включающего агрессивные усилия по изменению ситуации и предполагающего определенную степень враждебности и готовности к риску. Можно предположить, что для части студентов данной группы эмиграционные намерения являются способом конфронтационного совладания с возникающими жизненными проблемами психической адаптации в исходной социокультурной среде.

ВЫВОДЫ

В ходе предпринятого исследования подтвердилось предположение о том, что основными внешне мотивирующими факторами становления намерения безвозвратной эмиграции являются экономические факторы, внутренне мотивирующими - отношения к социокультурным и климато-географическим признакам этничности. Смысло-образование эмиграционных намерений в современной социальной ситуации связано с более индивидуалистически ориентированной системой ценностей личности и дефицитом когнитивно-эмоционального следа от восприятия сказок своего народа в детском возрасте. Существует взаимосвязь между эмиграционным намерением и устойчивыми низкоадаптивными способами совладания с трудными жизненными ситуациями.

Эмиграционные намерения довольно часто присутствуют в жизненных стратегиях студентов. В качестве основных внешних мотивировок в становлении намерения безвозвратной эмиграции в современной социальной ситуации студентами отмечаются экономические факторы. При этом смыслообразование эмиграционных намерений связано с системой отношений к этничности, в частности отношением к социокультурным и климато-географическим этническим признакам. Для студентов, планирующих безвозвратную эмиграцию, характерно более предпочтительное отношение к нравственно-психологической атмосфере в обществе и уровню политической стабильности, а также климату и природным условиям страны желаемой эмиграции.

Смыслопорождение эмиграционного намерения связано с дефицитом когнитивно-эмоциональных "следов" восприятия в детском возрасте образов сказочно-мифологического аспекта культуры своего народа. Юношескому желанию решать свою судьбу за пределами родной страны часто предшествуют идентификации в дошкольном возрасте с героями зарубежных авторских сказок, не содержащих преемственности и связи с культурным опытом своего народа.

Построение эмиграционных стратегий происходит во взаимной связи с ценностной структурой личности, особенностями которой являются снижение ценности наличия хороших и верных друзей и возрастание ценности творчества.

Образование эмиграционного намерения может происходить в тесной связи со смысловой регуляцией личности в трудных жизненных ситуациях. Для части студентов с эмиграционными намерениями возможность уехать жить в другую страну представляется способом "не решать" возникающие жизненные проблемы. Эмиграционное намерение может быть и формой конфронтации с исходной этнокультурной средой, снижающей общий адаптивный потенциал личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абульханова К. А. Психология и сознание личности: Избранные психологические труды. М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 1999.

2. Адоньева С. Б. Сказочный текст и традиционная культура. СПб.: СПбГУ, 2000.

3. Аксенова Ю. А. Символы мироустройства в сознании детей. Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

4. Аллахвердян А. Г., Аллахвердян В. А. Эмиграционные намерения ученых и студентов-психологов // Вопросы психологии. 2003. N 3. С. 101 - 109.

5. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.

6. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психол. журн. 1994. Т. 15. N 1. С. 3 - 18.

7. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд-во МГУ, 1984.

8. Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.: Просвещение, 1972.

9. Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983.

10. Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М.: Изд-во МГУ, 1984.

11. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 тт. М.: Педагогика, 1984. Т. 4.

12. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. Л.: Гидрометеоиздат, 1990.

13. Давыдов Ю. Н. Кризисное сознание // Современная западная социология. М., 1990. С. 143 - 144.

14. Зайончковская Ж. А. Эмиграция в дальнее зарубежье // Мир России. 2003. N 2. С. 145 - 150.

15. Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986.

стр. 66

16. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2003.

17. Иноземцев В. Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М.: ЛОГОС, 2000.

18. Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности. М.: Наука, 1988.

19. Кутырев В. А. Естественное и искусственное: борьба миров. Н. Новгород: Нижний Новгород, 1994.

20. Ленц Ф. Образный язык народных сказок. М.: Evidentis, 2000.

21. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2000.

22. Леонтьев Д. А. Динамика смысловых процессов // Психол. журн. 1997. Т. 18. N 6. С. 13 - 27.

23. Маховская О. И. Формирование идентичности у детей постсоветских эмигрантов в США // Психол. журн. 2005. Т. 26. N 3. С. 102 - 113.

24. Мясищев В. Н. Психология отношений / Под ред. А. А. Бодалева. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО "МОДЭК", 2003.

25. Нартова-Бочавер С. К. "Coping behavior" в системе понятий психологии личности // Психол. журн. 1997. Т. 18. N 5. С. 20 - 30.

26. Сапогова Е. Е. Культурный социогенез и мир детства: Лекции по историографии и культурной истории детства. М.: Академ, проект, 2004.

27. Сухарев А. В. Этнофункциональная психология в воспитании, психотерапии и психопрофилактике. М.: Изд-во "ЭКО", 2004.

28. Тимохин В. В. Этнофункциональный аспект процесса психического развития: Автореф. дисс.... канд. психол. наук. М.: ПИ РАО, 2005.

29. Фанталова Е. Б. Об одном методическом подходе к исследованию мотивации и внутренних конфликтов //Психол. журн. 1992. Т. 13. N 1. С. 107 - 117.

30. Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. М.: Прогресс-Академия, 1992.

31. Хотинец В. Ю. Психологические характеристики этнокультурного развития человека // Вопросы психологии. 2001. N 5. С. 60 - 72.

32. Чудова Н. В. Модели мира авторских сказок // Модели мира / Сост. Н. В. Чудова. М.: Российская Ассоциация искусственного интеллекта, 1997. С. 147 - 157.

33. Шпет Г. Г. Психология социального бытия / Под ред. Т. Д. Марцинковской. М.: Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996.

34. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. М.: Издательская группа "Прогресс", 1996.

35. Ядов В. А. Личность как предмет изучения // Социальная психология / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. Л.: ЛГУ, 1979. С. 75 - 80.

36. Babiker I.E., Cox J.L., Miller P.M.S. The measurment of culture distance // Social Psychiatry. 1980. V. 15. P. 101 - 116.

37. Claval P. Geographie et psychologie des peuples // Rev. de psych, des peuples. Le Havre, 1966. N 4. P. 386 - 407.

38. Erikson E. Life history and the historical moment. N. Y.: Harper and Row, 1975.

39. Lazarus R.S. Psycological Stress and Coping Process. N.Y.: McGraw-Hill, 1966.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.025 сек.)