АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенности развития русской культуры

Читайте также:
  1. AuamocTukaДиагностика психического развития детей 3—7 лет
  2. BRP открывает новый виток инновационного развития с выпуском платформы Ski-Doo REV
  3. F8 Нарушения психологического развития
  4. I. ГИМНАСТИКА, ЕЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
  5. I. Итоги социально-экономического развития Республики Карелия за 2007-2011 годы
  6. I. Рвота, причины рвоты. Особенности ухода при рвоте: пациент без сознания, в сознании, ослабленный. Возможные осложнения.
  7. I. ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ
  8. I.3. Основные этапы исторического развития римского права
  9. II. Цель и задачи государственной политики в области развития инновационной системы
  10. III. Материалистическое направление в русской философии
  11. III. Психические свойства личности – типичные для данного человека особенности его психики, особенности реализации его психических процессов.
  12. III. Характерные черты экономического развития страны

Влияние на культуру: Дума,партии, войны

Серебряный век в русской культуре – это своеобразное время, которое по-разному воспринимается различными деятелями культуры. Это время отказа от «социального» человека, эпоха тотального индивидуализма, интереса к тайнам подсознательного, к примату иррационального, время господства мистического в культуре. Это время создания нового менталитета, освобождения мышления от политики и социальности, время, породившее религиозно-философский Ренессанс. Эпоха серебряного века – это культ творчества как интегрирующего элемента в разломе «времени и личности художника». Богатейшее культурное наследие этого периода составляет золотой фонд не только нашей отечественной, но и мировой культуры.

Культурный ренессанс, подъем поэзии и философии, грядущие зори, предчувствие катастроф – в этих ключевых словах (символах) запечатлены характерные черты духовной жизни России конца XIX – начала XX в. Рождение нового века воспринималось многими как явление исключительное, знаменующее конец исторического цикла и начало совершенно иной эпохи. Повышенный и обостренный «идеологизм», несущий в себе обоснованно исторический опыт, или же, наоборот, мистифицированное представление о мире (от ницшеанских идей до обновленного религиозного «мессианства») – одно из важных отличительных свойств русской культуры 90-х годов. После безвременья, депрессии 80-х начался прилив творческой энергии во всех сферах жизни. 90-е годы XIX в. важны в плане не столько итогов, сколько начал. Поэты-восьмидесятники (С. Надсон, К. Случевский и др.) подготовили почву для декадентов* 90-х годов (или старшего поколения символистов). В 90-е годы заявляют о себе новые художественные течения, определяются механизмы их развития. Одним из течений этого периода был авангард. Тень невостребованности, неосуществленности, часто сопутствуя авангардистам, усиливает присущий им драматизм, изначальную дисгармонию с миром, которую они носят в себе: одиночество – внутреннее и внешнее, трагедию как жанр всей жизни и ее финал.

Данный период называют «серебряным веком» русской культуры», т. к. он характеризовался новым расцветом поэзии, музыки, театра, живописи и архитектуры. Наука. В. И. Вернадский создал учение о биосфере. В. М. Бехтерев сделал важнейшие открытия в области физиологии, биофизики, рефлексологии. Н. Е. Жуковский и И. И. Сикорский внесли огромный вклад в развитие самолетостроения. К. Э. Циолковский создает труды по космонавтике. Переживает расцвет философия. Результатом переосмысления революции 1905 г. талсборник«Вехи».Егоавторы(П. Б. Струве, Н. А. Бердяев, С. Л. Франк, С. Н. Булгаков) осуждали интеллигенцию за догматизм, оторванность от народа и подстрекательство к революции. Литература. Наступает новый расцвет русской поэзии. Возникли новые направления: символизм (А. А. Блок, В. Я. Брюсов, А. Белый), акмеизм (О. Э. Мандельштам, А. А. Ахматова, Н. С. Гумилёв), футуризм (В. В. Маяковский, Д. Д. Бурлюк, В. В. Хлебников). Всем им присуще внимание к форме стиха. Появляются новые имена в прозе — И. А. Бунин, А. И. Куприн, А. М. Горький, Л. Н. Андреев. Живопись. Традиции XIX в. продолжали Репин, Суриков, Васнецов. Представителями русского импрессионизма были — В. А. Серов, И. Э. Грабарь, С. А- Коровин. Вокруг журнала «Мир искусств» объединились Н. К. Рерих, Б. М. Кустодиев, А. А. Бенуа, Л. С. Бакст. В общество «Бубновый валет» входили Р. Р. Фальк, А. В. Лентулов, П. П. Кончаловский, в «Голубую розу» — К. С. Петров-Водкин, П. В. Кузнецов, М. С. Сарьян. Художники-новаторы — П. Н. Филонов, К. С. Малевич, В. В. Кандинский. Архитектура. Распространяется стиль модерн (здание Ярославского вокзала в Москве, дом Рябушинских — архитектор Ф. О. Шехтель). Театр. Появляются Московский художественный театр, Драматический театр в Петербурге. Возникает сценическая школа К. С. Станиславского. Крупнейшими артистами того времени были В. Ф. Комиссаржевская, И. М. Москвин, М. Н. Ермолова. Музыка. Крупнейшие композиторы начала XX в. — И. Ф. Стравинский, А. Н. Скрябин, С. В. Рахманинов, певцы — Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, А. В. Нежданова. Развитию искусства в России конца XIX — начала XX в. неоценимую помощь оказывали русские меценаты Мамонтов, Рябушинский, Морозов, Бахрушин, Нечаев-Мальцев, семейство фабрикантов Щукиных.

36. Живопись: Сложные процессы происходили в изобразительном искусстве. Товарищество передвижников оставалось одной из основных творческих организаций художников России. Некоторые из передвижников испытовали воздействие революционного движения (Н.А. Касаткин, Иванов, И.И. Бродский). Однако на рубеже веков передвижничество с его обостренным интересом к социальным проблемам, конкретно-историческим образам уже не могло служить художественным идеалом. Искания русской живописи, характерные для этого времени связаны с творчеством таких художников, как М.А. Врубель, К.А. Коровин, М.В. Нестеров, В.А. Серов. Поиски эти носили различный характер. Фантастический, сказочный мир, тяготевший к символике, открыл Врубель. Тема Демона, в течение многих лет волновавшая художника, воплощала неудовлетворенность, тоску и гнев мятущегося человека. Импрессионизм получил наибольшее развитие в творчестве Коровина («Зимой», "У балкона"). Религиозно-этические настроения свойственны картинам раннего Нестерова ("Видение отроку Варфоломею"). Поэтизацию прекрасной человеческой личности, "отрадное" мы чувствуем в полотнах Серова ("Девочка с персиками", "Девушка, освещенная солнцем"). Портреты Серова — важнейший итог развития портретного жанра, одно из достижений русского реалистического искусства (портреты Ф.И. Шаляпина, Николая II). Для творчества художников, композиторов этого времени характерен повышенный интерес к культуре Древней Руси (Васнецов, Н.К. Рерих, И.Я. Билибин, И.Ф. Стравинский). Присутствие модернизма(символизм, кубизм, супрематизм и т.д.) в изобразительном искусстве(Ларионов, Сарьян). Возникновение русского авангарда(искусство чистых форм, беспредметности) – Малевич, Кандинский, Петров-Водкин, Шагал(нетрадиционное понимание живописи).

 

37. Литература: Исключительно важную роль в культурной жизни страны продолжала играть литература. В эти годы еще жил и работал Л.Н. Толстой. В 1899г. был опубликован его последний роман "Воскресение", в котором протест против общественного зла и социальной несправедливости звучал остро и гневно. Толстой не принял и не поддержал модернизм в искусстве. Лучшие свои произведения создал в эти годы А.П.Чехов: повести и рассказы ("Моя жизнь", "Мужики", "Дом с мезонином", "Дама с собачкой", "Невеста"), драматические произведения ("Чайка", "Вишневый сад"), поставленные на сцене Художественного театра. В его творчестве отражалась "до ужаса простая" и сложная жизнь России. Чехов не был сторонником определенных общественно-политических воззрений, но его произведения несли в себе ожидание новой, лучшей жизни. В это время начался творческий путь А.М. Горького. В произведениях, написанных в это время ("Старуха Изергиль", "Песнь о Соколе", "Буревестник"), он воспевал гордого, свободного человека, любовь как источник жизни, бесстрашие тех, кто звал к борьбе. В эти годы в русскую литературу пришли молодые писатели. В начале 20 века вышла его книга "На край света и другие рассказы" о горькой участи крестьян-переселенцев. В это время появляются первые значительные произведения А.И. Куприна ("Олеся", "Молох"). И.А. Бунин и А.И. Куприн — крупнейшие писатели русской реалистической литературы XX в. Основные силы писателей-реалистов группировались вокруг книгоиздательского товарищества "Знание". В 1910г. в это издательство пришел Горький и стал одним из его руководителей. К участию в сборниках "Знания" он широко привлекал молодых и уже известных писателей. Одним из новых явлений литературы XX столетия была пролетарская поэзия, в которой зазвучала тема борьбы рабочего класса. Особенностью ее были социальный оптимизм и романтический пафос. Сами поэты рассматривали свою поэзию лишь как "предтечу" новой литературы будущего. Тема пролетариата входит в литературу. В 1906г. А.М. Горький пишет драму "Враги", роман "Мать", в которых формирует новые эстетические принципы воспроизведения жизни. В романе "Мать" впервые жизнь рабочих изображалась достоверно. В начале 20 века получил развитие и символизм, поэты воспевали индивидуализм, мир грез – Брюсов, Бальмонт, Блок, Белый. В творчестве Блока тема родины становиться ведущей с 1905г.(«Родина»). Акмеизм – Гумелев, Ахматова, Мандельштам(культ реального земного бытия). Так же такие направления как футуризм, эгофутуризм и др.(Пастернак, Маяковский). Кроме того в русскую поэзию приходит плеяда новокрестьянских поэтов(Есенин).

33. Архитектура. Творчество художников начала XX в. развивалось в тесном взаимодействии с архитектурой. Новый стиль модерн, ставший господствующим с первых лет 90-х гг., открыл широкую дорогу фреске, мозаике, витражу, керамике, скульптуре во всех их проявлениях. Сам этот стиль был характерен не только революционным неприятием внешних форм классицизма, но и стремлением более открыто подчеркнуть функциональное назначение жилых и общественных зданий, конструкций, фасадов и интерьеров. Модерн имел много разновидностей: «югендстиль» — тяжеловесный и угловатый, неоклассицизм, псевдорусский стиль, стиль «ириса» и т. д. В короткие сроки, за полтора десятилетия, строительство в стиле модерн преобразило многие города России. В Петербурге в стиле модерн застроена Петроградская сторона, которая и сегодня является заповедником этого стиля. Кроме того, постройки в городах: Москва, Рига, Одесса, Киев, Нижний Новгород, Саратов, места, где проживало множество купцов и богатых людей, дали возможность архитекторам построить сотни особняков и общественных зданий. Губернские и уездные города, промышленные центры были полем деятельности для изобретательности и талантов русских архитекторов. В декоративную мозаику фасадов, в скульптурную лепнину смело вторгались образы заводских труб и фабричных зданий, силуэты торговых судов и башенных кранов, аэропланы, аэростаты и автомобили. Изломанные линии ирисов и лилий соседствовали с женскими фигурами, кошками, львами, тиграми, медведями, оленями, слонами и даже китам. Широко использовались новые материалы — железобетон, сталь, стекло. Здания облицовывались гранитом разных пород, естественным камнем. Большинство жилых зданий были многоэтажными. Как правило, они снабжались лифтами, значительная часть зданий в столицах была уже газифицирована. Театры и вокзалы, университеты и академии, училища и школы преображали лицо большинства русских городов. Появляется стремление к комплексной застройке, к ансамблю. Так, разрабатывается план постройки района «Новый Петербург» на острове Голодай. Однако в условиях наличия частной собственности на городскую землю эти интересные замыслы так и не были осуществлены.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)