АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ГЛАВА II РАДОГОРА

Читайте также:
  1. I. ГЛАВА ПАРНЫХ СТРОФ
  2. II. Глава о духовной практике
  3. III. Глава о необычных способностях.
  4. IV. Глава об Освобождении.
  5. XI. ГЛАВА О СТАРОСТИ
  6. XIV. ГЛАВА О ПРОСВЕТЛЕННОМ
  7. XVIII. ГЛАВА О СКВЕРНЕ
  8. XXIV. ГЛАВА О ЖЕЛАНИИ
  9. XXV. ГЛАВА О БХИКШУ
  10. XXVI. ГЛАВА О БРАХМАНАХ
  11. Аб Глава II ,
  12. Апелляция в российском процессе (глава 39)

Под этим названием в настоящее время известна школа русского кулачного боя, практикуемая в славяно-горицкой борьбе.

Для начала уточним смысл, стоящий за этим названием. Первый слог — Pa — символизиру­ет собой стихию Огня, находящегося в непрес­танном Движении. Третий слог — Гор — сим­волизирует собой стихию Неба, воплощающего Идею (Смысл). Что касается слога "до", объе­диняющего первый и последний, то это части­ца, указывающая на полноту действия, напри­мер: вдосталь, достигать, доспеть (отсюда "дос­пехи") и, наконец, достоинство. Именно пол­нота действия, которую в русском языке при­нято обозначать словом Дело, ставит в зависи­мость друг от друга Движение и Смысл (Идею).

В философском объяснении Радогора — это сочетание Смысла с Движением, по­рождающее Дело. На языке древнерусского сим­волизма Радогора — это принцип соединения стихий Огня и Воздуха. Огонь не может гореть

без воздуха (движение невозможно без органи­зующей идеи), а воздух не может прийти в дви­жение без огня (идею невозможно воплотить без действия). Таким образом, Дело хотя и яв­ляется внешне самой малозаметной стихией триглава, однако в конечном счете успех зави­сит от нее.

Зооморфным символом Радогоры является сокол Рарог, известный биологической науке как сокол - балабан. Цветовым и фигурным символом Радогоры можно считать радугу (лук бога Ра), соединяющую в себе все цвета небесного огня. Кстати, Pa — это сакральное имя божественного первопредка славян Даждь-бога — бога, посылающего дождь. После дождя обычно сияет радуга. А как здесь не вспомнить имя священной для русов Ра-реки (Волги), с бере­гов которой они когда-то вышли! Неуди­вительно, что боевой клич русских воинов, способствующий сильнейшему выбросу адреналина в кровь, звучит как "Ра!".

В свою очередь Гор — древнеарийский бог небесного пространства — имеет свой гра­фический символ — круг (коло); астральным символом бога был солнечный диск.

Графическим символом Радогоры, таким образом, может стать круг со вписанной в него волной — символом Ра-реки; либо им может стать изображение огненного сокола в круге.

В любом случае у такого емкого понятия не может быть единственной трактовки, и по­этому любой символ или сочетание символов будут являться не более чем указателем на мно­гогранность смыслов, скрывающихся за ними.

Применительно к стезе противоборства Радогора соответствует пространственно орга­низованному наступательному кулачному бою.

Само название школы помогает расшиф­ровать систему ведения боя, стоящего за ним. Например, русский кулачный бой всегда стро­ился по круговым траекториям, только этот способ позволяет контролировать пространство вокруг себя во время боя. Более того, большин­ство ударов в Радогоре построены по круговым или дугообразным траекториям, а прямые уда­ры бьются в основном при одновременном вы­ходе к противнику в диагональ, что соответ­ствует принципу движения по дуге или в комби­нации с круговыми перемещениями.

Радогора делится на три группы техничес­ких элементов. Это жесткие удары стеношного боя, которые выводятся по относительно пря­мым траекториям из устойчивой стабильной позиции, а также удары засечного стиля, строящиеся по четким круговым траекториям. Третья группа элементов — это удары с крыла, то есть удары предплечьями и локтями.

В русской традиции существовали также удары плечами и головой. Кроме того, имеется большое количество защитных элементов, при­меняемых в Радогоре и пришедших из практи­ки стеношного боя. А если учесть, что вся сис­тема основана на различных видах свили, то становится совершенно понятным, почему Ра­догора так эффективна.

Рассмотрение основ современной русской школы кулачного боя мы начнем с выявления ее характерных отличий от известных читате­лю школ восточно-азиатского и европейского бокса.

Прежде всего, "русский бокс"1 — в тради­ционном своем виде — никогда не существовал в каком-либо одном своем проявлении — на­пример, только как вид состязательной культу­ры русского народа или только как вид при­кладного единоборства. Кроме того, виды рус­ского кулачного боя были насыщены обряднос­тью, что тоже нельзя не учитывать.

И состязательность, и прикладной навык,' и обряд — все вместе составляли то явление, которое называется русским кулачным боем.

По своему опыту преподавания славяно-горицкой борьбы замечу, что практиковать в наше время традиционные русские виды кулач­ного боя крайне сложно. За примером далеко ходить не надо. Судите сами: чтобы поставить полноценную стенку, хотя бы городским двух шереножным строем, нужно не менее 25—30 человек, а чтобы бои состоялись, нужна еще одна стенка...

Не знаю, как в других местах, а, напри­мер, в Саратове даже самая процветающая школа каратэ не имеет в своем составе такого количе­ства боеспособного контингента. Не говоря уже о славяно-горицкой борьбе, которой способны заниматься далеко не все, в отличие от бескон­тактного каратэ.

Раз нельзя поставить стенку, то всегда мож­но набрать народу на сцеплялку — скажет чи­татель. Можно-то, конечно, можно, только прежде чем у человека появится желание по­пробовать свои силы в сцеплялке, его нужно обучить.

Вот и получается, что традиционная рус­ская система воспитания воинского навыка раз­рушена, поэтому и появилась необходимость приспосабливать традиционный кулачный бой для сегодняшнего времени.

Теперь и в России, как когда-то на Восто­ке, носителями воинских знаний стали одиноч­ки-профессионалы. Сегодня пробелы традици­онного воспитания возмещают они. В силу из­менившихся обстоятельств в поборчестве при­жилась и схема обучения "учитель — ученик", что сильно отразилось на качестве обучения и его направленности. Сегодня занимающиеся стараются в первую очередь осваивать именно прикладную сторону кулачного боя, особо не углубляясь в историю и обрядность. Чисто спортивная сторона "русского стиля" тоже мало кого интересует.

Да и как развивать спортивный кулачный бой? Если вы наденете на кулачника боксерс­кие перчатки и обезопасите поединок "благо­родными правилами", то и техника, и манера ведения боя ничем не будут отличаться от анг­лийского бокса — по крайней мере, такой вы­вод сделают обыватели. Остается сделать акцент на прикладной стороне кулачного боя и привести систему в соответствие с требования­ми времени.

Итак, перечислим отличия русского кулач­ного боя:

1) Отсутствуют перчатки, бой ведется на голый кулак.

2) Отсутствуют запреты на удары в заты­лок, в спину, в пах, а также запрет на удары руками по ногам.

3) Отсутствуют запреты на удары локтями и предплечьями, а также на удары плечом и головой.

4) Отсутствуют запреты на проведение захва­тов с целью усиления удара свободной рукой, а также на проведение рывков и толчков.

Как видите, русский кулачный бой — это не спорт и не единоборство в чистом виде, так как его техника позволяет драться одному со многими. Это больше похоже на военно-при­кладную систему, где главное — умение нано­сить удары руками. Отсюда проистекают и вы­шеперечисленные свободы, лишившись кото­рых, кулачный бой исчезнет как явление.

Теперь перейдем к техническим отличиям:

1) Отсутствует способ защиты "блоком", — удар либо уводится в скольжение, либо от него уклоняются. Используется также способ вкли­нивания удара (перебивание своим ударом) и задавливание удара в начальной фазе развития.

2) Отсутствуют фиксированные зажатые стойки, бой ведется на основе высокой подвиж­ности.

3) Отсутствуют концентрированные зажа­тые удары. Все удары ведутся от плеча, через ход локтя с применением принципа клинооб­разной концентрации.

4) Отсутствуют формальные технические стереотипы, хотя и существует большое коли­чество различных ударов и технических пост­роений.

Помимо указанных отличий, русский ку­лачный бой имеет и свои собственные стилис­тические нормы:

1) Четкая направленность ударов. Удары в основном наносятся по конечностям против­ника, а затем в голову.

2) Характерны высокая скорость проведения технических элементов и их разнообразие, а также выраженная серийность действий.

3) Отмечается стремление бойцами исполь­зовать скоростной и пластический потенциал, а также рефлекторная четкость их действий.

4) Ярко выраженная агрессивность дей­ствий при поддержке мощного взрывного по­тенциала психики.

После того как читатель составил себе пред­ставление о традиционных и современных ви­дах кулачного боя, предлагаю перейти к подроб­ному рассмотрению технической базы Радогоры.

В кулачном бою, как и в любой другой дисциплине, целесообразно начинать трениров­ку с разминки. В данном случае я рекомендую вам упражнения из пластической гимнастики комплекса Русской Здравы.

После того как вы размялись, можно поиг­рать в различные подвижные игры, чтобы про­будить свой двигательный потенциал. И вооб­ще, чем более благоприятный настрой вы полу­чите, тем меньше вероятность случайных травм на тренировке, тем более эффективно пройдут занятия.

Разбор техники кулачного боя мы начнем с засечных ударов. Традиционно разбор начина­ется с удара, называемого "пощечина". Удар выполняется плотно собранной ладонью, по на­правлению снизу вверх, через локтевую пет­лю, под углом 45° к линии атаки. На фотогра­фиях показаны явь, правь, навь удара (рис. 1, 2,3).

Следующим ударом в процессе обучения следует поставить затрещину:

Фаза 1 — схождение руки в удар через подкрут предплечья в локтевом суставе.

Фаза 2 — момент контакта с телом против­ника.

Фаза 3 — инерционный выход из удара. Фаза 4 — распределение инерции в после­дующий удар.

После выполнения четвертой фазы удар может снова повториться через дополнитель­ный импульс от плеча или перейти в другую форму. Затрещина увеличивает свой разруши­тельный потенциал, если удар будет наносить­ся не ладонью, а кулаком (рис. 4, 5, 6).

Следующий удар засечного стиля называ­ется распалина, которая в отличие от затрещи­ны, выполняемой снаружи внутрь строго по горизонтали, выполняется сверху вниз по вер­тикали. На рисунках показана механика выведе­ния удара (рис. 7, 8, 9, 10).

Фаза 1 — формирование удара через инер­ционный ход руки за спину.

Фаза 2 — рука размашисто движется на­зад - вверх.

Фаза 3 - предплечье, проворачиваясь в локте, устремляется вниз в удар.

 
 

Фаза 4 - кулак бьет в лоб или переносицу противника.

 
 

рис. 1 рис. 2 рис. 3

 
 

рис. 4 рис. 5 рис. 6

Атаковав противника, рука проваливает­ся вниз и уходит в стабилизацию (рис. 11, 12, 13). На фотографиях показана связка мерцание - распалина, получившая в славяно-горицкой борьбе название перуница. Распалина имеет и свою разновидность —это так называемая ко­сая распалина, которая бьется не строго сверху вниз, а по диагонали.

Следующим ударом после распалины идет засечный стык. Удар выполняется движением изнутри наружу, по направлению сверху вниз под углом 45° к линии атаки. Засечный стык выполняется как кулаком, так и предплечьем (рис. 14, 15, 16). На фотографиях показано взаимодействие засечного стыка и буздычана. Засечный стык используется для перебивания удара противника или для атак верхнего яруса.

Другим ударом этого типа является позём­ный стык. Выполняется удар в строго горизон­тальной плоскости изнутри наружу, являясь полным антиподом затрещины (рис, 17, 18). Выполняется поземный стык предплечьем или кулаком.


рис. 11 рис. 12 рис. 13


рис. 14 рис. 15

 
 

рис. 16 рис. 17 рис. 18

Следующий за поземным удар называется отножной стык. Название, как водится, отражает суть удара. Бьется отножной снизу от про­тивоположного по отношению к бьющей руке бедра. Удар выполняется в подбородок против­ника либо сбивает его руки снизу (рис. 19, 20). Отножной стык бьется молотом кулака, назы­вающимся кий.

Последним ударом сечи, замыкающим пространственный круг, является подплужный стык. Выполняется он снизу вверх, почти вертикаль­но. Подплужный стык выводится кулаком с пред­варительным натаскиванием противника на себя (рис. 21, 22). На фотографиях показан подплужный стык с выходом на колено для усиления удара.

Второй группой технических элементов яв­ляются удары, получившие в русской традиции название ударов с крыла.

 

 
 

рис. 20 рис. 21

 
 

рис. 22 рис. 23

рис. 24 рис. 25

Начнем мы разбор этих элементов с удара, имитирующего поперечный толчок древком копья. Этот удар, известный нам по былинам как "удар в полруки да поперек груди", в славяно-горицкой борьбе получил название ратовище (рис. 23). Ратовище объединяет в себе качества тол­чка и удара, наносится всей поверхностью пред­плечья полусогнутой руки. Удар готовят для глубокой атаки открытых поверхностей тела противника (рис. 24).

Также ударом ближнего боя, использую­щим всю поверхность предплечья, является рубильня или мзень. Выполняется удар в двух вариантах — в широкой амплитуде (рис. 25) и в закрытом, штурмовом варианте. Удар рассчи­тан на поражение рук и головы противника, развивается по диагонали сверху вниз.

К ударам с крыла относятся и удары лок­тями, которые в русской традиции назывались сколы (рис. 26). На фотографии показан скол в голову. Основное отличие скола от ударов это­го типа в других направлениях состоит в том, что скол наносится от плеча, по круговой
амп­литуде.

рис. 26 рис. 27 рис. 28

 
 

рис. 29 рис. 30 рис. 31 рис. 32

 
 

рис. 33 рис. 34 рис. 35

Кроме ударов, о которых говорилось выше, почти любой из засечных ударов может превра­титься в удар с крыла. Как показано на фото­графиях, затрещину тоже можно бить с крыла, затем переходя на добивание сколом (рис. 27, 28, 29).

Уместно упомянуть и тот факт, что Радогора может строиться и на использовании техники борьбы, например в качестве вспомогательного элемента. На фотографиях показано, как про­тив косой распалины был использован залом, после чего противник был атакован подплужным стыком (рис. 30, 31, 32, 33).

Таким образом, как из свили, так и из Радогоры можно с успехом переходить в технику силовой или динамической борьбы. И наоборот, из техники борьбы можно сразу перейти в технику нанесения ударов.

Мы переходим к последней группе элемен­тов, входящих в Радогору. Эта группа состоит из элементов стеношного боя.

Первое, с чего мы начнем разбор этой тех­ники, — мерцающее сдерживание (рис. 34). В данном случае перед вами двойное мерцание. Этот элемент незаменим, если необходимо удер­жать вашего противника от действий или вытол­кнуть его с дистанции ведения боя.

Кроме элементов активной защиты, к которой помимо мер­цаний принадлежат греко-римс­кая защита, а также голубец (рис. 35) и створы (сдвоенная греко-римская защита"), в арсе­нале существует и несколько видов тактических ударов. Два из них я предлагаю вашему вниманию.

 
 

Прямой в стяжку (рис. 36, 37). Очень быс­трый шокирующий удар, хотя и с ограниченным силовым потенциалом. Траектория выпол­нения удара такова, что им очень удобно вкли­нивать удары — при одновременной атаке го­ловы или корпуса противника.

 
 

рис. 36 рис. 37

рис. 38 рис. 39 рис. 40

Второй, уже гораздо более мощный, удар называется кий (рис. 38), так как выводится сверху вниз молотом кулака. На фото показана связка мерцание—кий. Удар имитирует дей­ствия боевым молотом (рис. 39, 40).

Еще одним тактическим ударом является прямой назад. Обычно удар выполняется с пред­варительным выходом в свилю (скрут с отры­вом) (рис. 41).

Наиболее показательным прямым ударом русского кулачного боя является раскачной стык. Это самый сильный удар русского кулачного боя— независимо от стилей и направлений. Удар выполняется широким амплитудным движени­ем со всего плеча. Цель удара — центральная часть груди (солнечное сплетение). Для дости­жения цели кулак немного заваливается вниз, что позволяет достигать наибольшего поражаю­щего эффекта (рис. 42). Развивается раскачной стык от спины. Локоть ударной руки заводится за спину с прижатием лопатки. Проворачивая Руку в плече, боец выбрасывает ее вперед, выполняя при

 
 

этом двойное скручивание кулака и корпуса (рис. 43, 44, 45).

рис. 41 рис. 42

 
 

рис. 43 рис. 44 рис. 45 рис. 46 рис. 47 рис. 48


рис. 49 рис. 50 рис. 51 рис. 52

Следующий удар стеношного боя получил название прямой с подтока, или подток. Удар выполняется с обязательным выносом веса тела вперед, при этом в удар вкладываются и инер­ция падения, и вес перемещенного тела одно­временно (рис. 46, 47, 48). Другая особенность прямого с подтока в том, что сначала вперед выдвигается предплечье — для предваритель­ного сбивания руки противника. Не прерывая Движения вперед на этой фазе, кулак переме­щается в направлении лица противника, вверх (рис. 49, 50).

 
 

рис. 53 рис. 54 рис. 55

Следующий удар — ра­стяжной стык (рис. 51, 52). Выбрасывается вперед за счет мягкого, но быстрого скручивания корпуса. По­лучается, что растяжной стык использует инерцию движения корпуса. Рука в ударе скручивается наружу. Этот удар имитирует фех­товальный прием, который построен на пропускании встречного прямого вдоль груди (рис. 53, 54, 55, 56). Еще одним сильным ударом русского кулачного боя является прямой с косача, или косач.


Косач выполняется в строго горизонталь­ной плоскости, поэтому наносится в основном в корпус противника. При выигрыше в росте один из противников может с помощью косача успешно атаковать голову соперника. Это, по­вторяю, один из наиболее сильных ударов. Фор­мируется косач через передачу импульса от од­ного плеча к другому с последующим усилени­ем его за счет скручивания корпуса. На фото­графиях (рис. 57, 58, 59) показана третура (связ­ка из трех элементов): мерцание—пощечина — с косача.

рис. 57 рис. 58 рис. 59

Последним из разбираемых ударов в этой книге станет буздыган. Он также является од­ним из самых сильных ударов русского кулач­ного боя. Идеальным образом поставлен бузды­ган на поражение головы. Удар выполняется из уключного устава, ходом локтя назад -вверх че­рез поворот в плечевом суставе. После посыла руки вперед выполняется скручивание руки в локтевом суставе внутрь с одновременным раз­гибанием руки в нем, при этом кулак развора­чивается так, что большой палец оказывается внизу (рис. 60, 61, 62). На фотографиях пока­зано стандартное взаимодействие мерцающего сдерживания, переходящего в натаскивание про­тивника на себя, и буздыгана (рис. 63, 64).

Кроме классической формы буздыгана су­ществует и его разновидность — падающий буз­дыган.

Выполняется эта форма при быстром вы­ходе к противнику в перпендикуляр. Выход в перпендикуляр, или, как говорили на Руси, в крест, выполняется с помощью отрыва ног со

 
 

скрутом, после чего наносится буздыган. Для освоения падающего буздыгана предлагаю вол­чью связку (двойное мерцание—буздыган) (рис. 65, 66).

рис. 60 рис. 61 рис. 62 рис. 63 рис. 64

Для закрепления в Радогоре навыка взаи­модействия рук предлагаю вашему вниманию одну из базовых связок стеношного боя, которая в славяно-горицкой борьбе известна как вечная связка.

Она построена по принципу третуры, сле­довательно, в ее составе имеются три основных элемента, выполняемых поочередно.

Итак, ваше мерцающее сдерживание ата­кует выдвинутую вперед руку противника, при этом предплечье руки, выполняющей мерцание, перекрывает возможную траекторию движения свободной руки противника. Тем временем ваша свободная рука (в данном случае правая) вы­полняет буздыган в голову противника. После выполнения удара ваша рука моментально при­нимает позицию греко-римской защиты, кото­рая продолжает выталкивание тела противника по линии атаки.

 
 

рис. 67 рис. 68

Почему связка называется вечной? Пото­му, что после выполнения ее последнего эле­мента вы опять можете переходить к ее первому элементу, и так до бесконечности; получается цепочка циклически повторяющихся элементов (рис. 67, 68, 69, 70).

В завершение этой главы хотелось бы со­риентировать читателя на качественное изуче­ние представленного в ней материала. Прежде всего хочу напомнить, что в боевой ситуации скорость выполнения элементов должна соот­ветствовать трем-четырем элементам в секунду. Соответственно на тренировках необходимо планомерно добиваться не только координации и слаженности действий, но и выхода на макси­мально высокие скоростные показатели.


Еще одним важнейшим фактором успеха ваших действий можно считать овладение прин­ципом клинообразной концентрации. Этот прин­цип отражен на рис. 71. До момента контакта с телом противника ваша рука должна быть пол­ностью расслаблена, но по мере приближения к цели кулак должен сжиматься. Максимальное сжатие кулака должно соответствовать макси­мальному приложению усилия, после чего рука опять расслабляется. Таким образом клинооб­разная концентрация построена по закону триглава, отражая все его стадии: явь—правь—навь. Более того, на начальных этапах обучения нуж­но стараться синхронизировать стадии клино­образной концентрации со стадиями акта ды­хания. В результате мы убедимся, что фаза входа руки в удар соответствует выдоху, а фаза сбро­са концентрации соответствует задержке дыха­ния.

 

рис. 69 рис. 70 рис. 71

 

'Под этим термином автор понимает не спортив­ную школу английского бокса, практиковавшуюся в России, а именно русский кулачный бой.


 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.011 сек.)